Раз в несколько недель в интернете появляется одно новое видео российских активистов «СтопХам». На самом деле акции проходят фактически каждый день. В интернет попадают лишь самые яркие моменты или конфликты. Корреспонденты Onliner.by присоединились к активистам во время очередного рейда, а после него пообщались с основателем движения — Дмитрием Чугуновым. Он рассказал, чем занимается кроме деятельности в «СтопХам», каким видит идеальный центр Москвы и как ему удается сдерживать эмоции в стрессовых ситуациях на дороге.
Первым, кого мы встретили из участников «СтопХам», был Илья Фадеев. Позже к нам присоединился лидер движения Дмитрий Чугунов и мы последовали за рейдом, который проходил по центральным улицам Москвы. Проходя по некоторым местам, участники «СтопХам» вспоминали, как здесь все начиналось. Первой улицей, где проходили акции, была Петровка. По словам основателя движения, раньше здесь всегда стояли машины в два ряда. Сейчас на данном участке порядок: власти города организовали на улице платные парковки и желающих постоять здесь заметно поубавилось.
Проходя по Большой Дмитровке, мы начали замечать результаты работы рейда, который прошел здесь полчаса назад: на машинах, оставленных на пешеходных переходах или тротуарах, размещены уже знакомые наклейки. Через четверть часа мы догнали активистов — человек 15 с камерами, фотоаппаратами и сумками с наклейками.
Разговор с водителем обычно происходит по такому сценарию. Кто-то из участников «СтопХам» замечает неправильно припаркованный автомобиль и сообщает об этом другим. Если в машине нет водителя, на лобовое стекло просто размещают наклейку. Если же в автомобиле находится водитель, то к машине нарушителя подходят три человека. Один (с наклейкой в руках) просит автомобилиста перепарковаться, второй снимает это на видео прямо из-за спины первого, третий снимает происходящее со стороны (стоит в метрах пяти перед машиной).
На наших глазах активисты подошли примерно к десяти водителям. Все они без разговоров уехали в поисках парковки. «Конфликты случаются очень редко. Практически все они попадают в наши ролики. Хотя последнее время агрессивных автомобилистов поубавилось, а нас все чаще стали узнавать», — рассказал один из участников рейда.
За полтора часа, в течение которых мы прошли вместе со «СтопХам» по московским улицам, не было ни одного конфликта с водителями. Несколько автомобилистов попытались «договориться», но настойчивость молодых людей заставляла нарушителей покидать место неправильной парковки. Спустя какое-то время Дмитрий Чугунов предложил активистам двигаться дальше, продиктовав список улиц для «зачистки», а мы с ним отправились в кафе для более детальной беседы.
— Самый популярный совет в ваш адрес от наших комментаторов — «шли бы они лучше работать». Поэтому первый вопрос, который хотелось бы задать, — чем вы занимаетесь в свободное от «СтопХам» время?
— Я пою! Сейчас, правда, приболел немного. Но вообще, у меня хороший тенор. Если пользователей вашего портала интересует, чем я зарабатываю на жизнь, — я имею несколько источников дохода. Есть доля в ювелирном бизнесе. Еще я веду несколько интернет-проектов и разрабатываю приложения для смартфонов. То, что у меня есть время на общественную, фактически волонтерскую деятельность, вовсе не значит, что я безработный бездельник. У большинства наших активистов есть работа. Кто не работает — тот еще студент. Мы — обычные люди.
— Многих интересует, какой у вас автомобиль.
— У меня SsangYong Kyron 2009 года выпуска. Правда, сейчас думаю менять его. Слишком много времени машина проводит на СТО, а гарантия уже закончилась. Пока еще не решил, что покупать следующее. Кстати, практически у всех активных участников «СтопХам» есть свои автомобили.
— Какие меры, по-вашему, необходимо предпринять в Москве для улучшения дорожной ситуации в центре города?
— Москве необходим определенный перечень шагов для разгрузки улиц. Некоторые действия мы уже видим — открытие новых стоянок, дополнительные транспортные узлы. На мой взгляд, основной упор нужно сделать на то, чтобы люди перестали приезжать в центр города на личном транспорте. Сегодня мы с вами проходили несколько улиц, которые совсем недавно стали пешеходными. До этого на них было в основном одностороннее движение. Мое мнение — центр города в определенных рамках вообще должен быть пешеходной зоной.
Общественный транспорт и увеличение пешеходных дорог — ключевые моменты, к которым нужно идти в развитии центра города. Но мы, как общественная организация, не можем повлиять на сиюминутное принятие решений правительством. Мы долбим в одну точку, и как вода точит камень, так же и мы точим камень наших законотворцев и привлекаем внимание СМИ к конкретным проблемам: проблемам парковок, нелегальных «парковщиков», езды по тротуарам. Мы начинали с Петровки. И эта улица стала первой в центре Москвы, где экспериментально ввели платные парковки. Значит, мы идем в правильном направлении!
Сегодня активно развиваются кредитные программы при покупке автомобилей. Благосостояние людей растет. Фактически любой сегодня может позволить себе купить старенькую машину. Только мало кто отдает себе отчет в том, где он будет хранить этот автомобиль. Когда мы заводим себе собаку, мы знаем, что она будет жить у нас дома. А представьте, если бы все собаководы оставляли своих псов во дворе. В московских дворах сейчас паркуются буквально везде — на газонах, на детских площадках, на тротуарах… Осталось только друг на друге парковаться. В спальных районах, которые расположены близко к МКАД, проблема усугубляется еще тем, что водители фур оставляют свои огромные машины прямо возле дома. Меня очень умиляет отсутствие каких-либо санкций по отношению к этим гражданам со стороны ГИБДД. Они будто не замечают проблему.
— У нас на сайте часто пишут комментарии в стиле «почему „СтопХам“ самостоятельно занимается наказанием водителей? Пусть вызывают полицию!» Что бы вы ответили на это?
— Уважаемые белорусы! Вы как-нибудь попробуйте приехать в Москву на экскурсию с утра, часиков в 9, на любую трассу: Каширское шоссе, Варшавское, Щелковское… абсолютно на любую. И попробуйте вызвать туда сотрудников ДПС. А потом засеките время, которое они потратят, чтобы туда приехать. И кстати, не факт, что они вообще доедут. У нас были ситуации, когда мы вызывали и в течение пяти часов ждали. Мы звонили несколько раз, но сотрудники так и не доехали. И если я по каждому идиоту буду звонить и вызывать сотрудников ДПС, то в Москве очень быстро не останется ни одного свободного сотрудника.
— Получается, проблема фактически нерешаемая по закону. Вы не можете наказывать водителей. Вызывать ДПС — бессмысленно.
— Понимаете, формирование гражданского общества не бывает простым. Ведь если не делать ничего, то в сознании людей и не будет ничего происходить. Система сама по себе находится в стабильности. Это то, к чему мы привыкли. Люди привыкли давать и брать взятки. Люди привыкли ставить машины где захочется. Это вошло в их парадигму. Стало нормой. «Не мы такие — жизнь такая». Эта отговорка тупейшая! А кто делает жизнь такой? Если не ты, не я, не сосед, то кто? Почему жизнь стала такой? У соседей не такая, у нас такая. Дальше начинаются другие отговорки: «У нас такой менталитет». На эту фразу вообще можно скинуть половину своих проблем.
— В комментариях на YouTube и в социальных сетях часто пишут негативные сообщения. Иногда даже угрожают. Были ли у вас реальные проблемы, которые вам часто обещают в интернете?
— Я уже давно не обращаю внимания на комментарии. Если человек в комментариях высказывается конструктивно и по делу — я только за. Когда мне говорят: Дима, вот здесь у тебя прокол, — я это обязательно исправляю. У нас движение не однородно. И проект эволюционировал на протяжении трех лет. Тот «СтопХам», который был в 2010 году, и тот, что в 2011-м, — два разных проекта. В 2011-м и 2013-м — вообще небо и земля. Очень сильно изменилась риторика. Сменилось понимание проекта. Цель, задачи. Мы много думаем над тем, как улучшить «СтопХам». Размышляем над тем, зачем мы этим занимаемся. И то, что «СтопХам» становится популярнее, означает, что мы все правильно делаем. Сейчас у нас 700 тыс. подписчиков на YouTube. Это самый популярный социальный проект в России.
Насчет угроз в интернете. В социальных сетях мне часто обещают набить морду, но до дела ни разу не дошло. Это так называемые интернет-герои. Ведь очень комфортно сидеть дома в тепле, попой в теплом кресле и самоутверждаться в сети за счет других людей и угроз в их сторону. Мой телефон есть в открытом доступе. Я даже официально заявлял, что готов встретиться с любым желающим. Но никто еще так и не предложил.
— Насколько я заметил, пик роста подписчиков уже прошел. Когда развитие «СтопХам» было на пике?
— Основной поток подписчиков на YouTube начался в октябре — ноябре прошлого года. В сети «ВКонтакте» основной пик был где-то полгода назад.
— Сейчас мы видим только два основных направления вашей деятельности: борьба с нарушителями парковок и автомобилями, передвигающимися по тротуарам. Не думаете ли вы над расширением сюжетов своих роликов?
— Года полтора-два назад мы пробовали выходить на дорогу и наказывать «щемящихся» водителей, в тех местах, где из четырех полос пытаются залезть в две. Но подобные действия опасны, т. к. нашим активистам приходилось выходить на проезжую часть. А это к тому же нарушение ПДД. Сейчас мы думаем над новыми форматами. В Москве есть еще куча мест, где нужно привлекать внимание.
Главное препятствие в работе — это неспособность наших правоохранительных органов обеспечить наказание нарушителям. Возьмем, допустим, езду по тротуарам. У нас штраф за это — 2 тыс. рублей. И если бы каждый, кто выезжает на тротуар, неминуемо получал этот штраф, то в 99% случаев он бы переставал покидать проезжую часть. А у нас шанс получить этот штраф стремится к нулю. Вы, наверное, удивитесь, но даже когда мы приносим в ГИБДД наши видеозаписи, где водители спокойно едут по тротуару и даже сбивают там активистов «СтопХам», со стороны полиции нет никакой реакции. Все те автомобилисты, которых вы видели в наших роликах, остались безнаказанными.
Ребята, если бы то, что «СтопХам» публикует в интернете, на 100% обрабатывали бы в ГИБДД, активистов было бы в десять раз больше. Люди в городах понимали бы, что схема «отснял — отослал — нарушитель получил штраф» работает как надо. Но, к сожалению, этого не происходит. Мы обращаем внимание на проблему, но реакции пока нет. Единственный отклик на нашу работу со стороны государства — это внедрение платных парковок в центре Москвы.
— Для того чтобы москвичи не приезжали в центр города на личных автомобилях, необходимо иметь хорошо развитую сеть общественного транспорта. Как, по-вашему, обстоят с этим дела в Москве?
— В центре Москвы — нормальный общественный транспорт. У нас отличные новые трамваи. В них даже, по-моему, Wi-Fi есть. По кольцевой ветке метро ездят хорошие комфортабельные поезда с кондиционерами. Еще бы бомжей оттуда убрать. Я вас уверяю, сегодня в Москве нет более удобного транспортного средства, чем метро. Просто многие предпочитают с комфортом сидеть в автомобиле в пробке и слушать музыку. У нас в пробках иностранные языки изучают!
Интересно, что в то время как весь город стоит в пробках, столичные дворы также заполнены машинами. Если бы в одну минуту все московские автовладельцы выехали бы на дороги, то им просто не хватило бы московских улиц.
— Сколько вы платите за наклейки и откуда получаете средства на поддержание проекта?
— Доход, который мы получаем от YouTube, полностью покрывает затраты на наклейки. Мы копим определенную сумму денег, а потом заказываем сразу большую партию, которой хватает на срок от двух до четырех месяцев. Одна наклейка обходится примерно в пять долларов. Кроме того, есть люди, которые напрямую нас поддерживают. Они не могут прийти на рейд в силу занятости. Они взрослые состоявшиеся люди и мыслят с нами на одной волне. Они понимают, что так продолжаться не может, и спрашивают: «Ребята, чем вам помочь?» Многие помогают с печатью наклеек. Кто-то перечисляет на наш веб-кошелек деньги. Проблем с деньгами нет.
— Какое количество людей участвует в проекте с первого дня?
— Кроме меня с самого-самого начала в «СтопХам» участвует одна девушка — Саша. Среди постоянных участников — человек пять. Остальные ребята меняются. Иногда мы проводим по два рейда одновременно. Активистов хватает. Мы бы могли провести хоть десять рейдов одновременно. Бывали случаи, когда на один рейд приезжало по двести человек.
— Во время акций вы очень уверенно общаетесь с нарушителями и при этом не переходите определенных рамок. Быть настолько эмоционально уравновешенным удалось бы немногим. Можете дать какие-то советы тем, кто тоже хочет достойно переносить стрессовые моменты?
— Прежде всего я женат. Кстати, моему сыну уже 10 месяцев. Так вот, моя жена — это лучший тренер для меня. В плане эмоциональной выносливости она дала мне очень много. А вообще, я в своей жизни прошел несколько серьезных институтов, которые сам для себя выбирал. В 2006 году я ушел из движения «Наши» в армию, хотя учился параллельно в двух вузах и мог не идти служить вообще. Но у меня был принцип — сходить и отслужить в нормальных войсках. Я служил в первом отряде спецназа. Не скажу, что научился там много чему хорошему, но в целом та школа, которую я прошел в армии, сейчас мне очень сильно помогает. Умение не слышать глупых оскорблений и неадекватной критики приходит с опытом.
Когда мы начинали «СтопХам», было 5—7 моих друзей, которые сейчас занимаются своими проектами. И в день меня посылали в пешее сексуальное путешествие от 50 до 100 раз. В какой-то момент ты просто перестаешь замечать оскорбления.
— Бывали случаи, когда вы сами ставили машину не по правилам?
— Я не имею на это права. Возможно, когда-нибудь я ставил автомобиль в том месте, где это не разрешено по ПДД. Не исключено, что когда-то моя машина стояла к пешеходному переходу ближе, чем положено. Но, друзья, хочу заметить, что «СтопХам» никогда не был проектом законников. Мы — не те люди, которые ходят по парковке с линейкой и ищут водителей, нарушающих ПДД. Мы не заменяем сотрудников ГИБДД. Мы работаем против хамства. Против тех, кто выносит себя за скобки. Кто говорит: «Вот есть Я, а есть все остальные».
Буквально сегодня меня познакомили с девушкой из Питера. Она у меня спросила, сколько стоит мой автомобиль. Я ответил — 600 тыс. Она в ответ: «А у меня машина стоит 6 млн, и поэтому вы не имеете права на нее клеить наклейку». Такой образ мышления я больше всего ненавижу. Эти люди считают себя лучше других. А ведь какая разница, сколько стоит твой автомобиль? Наши машины занимают такое же пространство на дороге! И водительские права у нас с вами одни и те же. И гражданские права тоже одинаковые. И если ваш автомобиль стоит 6 млн рублей, у вас прав от этого больше не становится.
* * *
После кафе мы с Дмитрием прогулялись по городу и зашли в книжный магазин (основатель «СтопХам» очень много читает). На улицах Чугунова часто узнают. «Удачи в вашем нелегком деле!» — рассмотрев внимательно лицо Дмитрия, сказал консультант магазина. Многие люди просто спрашивают, когда следующая акция. Хотя сам Дмитрий не считает себя публичной личностью и говорит, что большинство жителей Москвы понятия не имеют, что такое «СтопХам».