Jawa-350 634: преображение, или Советский рестайлинг

 
29 апреля 2013 в 17:05
Источник: Кирилл Бирюков. Фото: Кирилл Бирюков
Источник: Кирилл Бирюков. Фото: Кирилл Бирюков

Все началось в далеком 1979 году, когда моему отцу исполнилось 16 лет. На свой день рождения он поставил условие: или мотоцикл, или брошу школу. У моего деда не было выхода, как подкопить и поехать в магазин за новой Jawa-350 634. Не буду говорить об особенностях вождения отца за все его годы, но скажу одно: этот мотоцикл за 34 года эксплуатации не побывал ни в одном ДТП. Но вот пришло и мое время! Денег даже на подержанный японский мотоцикл не было, к тому же я считал, что всегда нужно начинать с малого. Знала ли эта Jawa, что через несколько десятков лет после конвейера в Чехословакии она еще будет возить кого-то по городу-герою Минску?

После продолжительных уговоров отец все же согласился привезти мотоцикл в Минск. Вот таким я его увидел в первый раз.

Я понимал, что предстояло много работы, поскольку на таком мотоцикле, честно говоря, мне бы было стыдно показаться на людях в центре города. В конце осени 2011-го Jawa стояла уже в нашем гараже в Минске. И тут работа закипела, с этого момента я забыл, что такое свободное время и отдых. Желание довести до ума брало верх над здравым смыслом.

Началось все с приведения техники в порядок, она этого требовала. Когда отмыл и снял все лишнее, в голове родился план: поставить облицовку от Jawa-350 638. В будущем я так и сделал. Темными зимними вечерами, когда все мои друзья сидели в теплых и уютных кафешках со своими девушками, я сидел в холодном сыром гараже и готовил своего «железного коня» к сезону.

Недорого купил облицовку Jawa-350 638 у своего хорошего друга. Покрасил в ярко-красный акрил и отполировал. Получилось даже лучше, чем я себе представлял. После занялся сиденьем — перешил польским кожзамом (материал оказался добротным). Покрасив раму и наварив крепление для нового сиденья, взялся за переднюю вилку: перебрал ее полностью, начиная от пружин и заканчивая сальниками. Резину решил не трогать, так как спортивную не хотел ставить в принципе. Поменяв колодки и установив новую моторную цепь и звездочки, я плавно перешел к глушителям. Разобрав и почистив их, я понял, что менять в них ничего не стоит: звук меня полностью устраивал, а в остальном проблем не было. Отполировал их войлоком и установил обратно.

Прошло время, и я понял, что многие детали нужно заменить — хоть и китайскими, но новыми. Купил ручку сцепления и переднего тормоза, свечи NGK и провода к ним, сигнал от мотоцикла «Минск» (так как зажигание поставил от ММВЗ и генератор не тянул сигнал от Jawa), гофры на вилку, кожух цепи, зеркала и новые тросики. Поставил все это, и наконец дело дошло до самого главного — двигателя.

Забегая вперед, замечу, что во время сезона, когда я уже накатал более 3000 км, вышли из строя подшипники на коленвале, пришлось в первый раз «колоть» мотор. Коленвал ремонтировал известный в Минске мастер, за 100 у. е. тот был перепрессован с заменой шатунов и всех трех подшипников. Также я получил гарантию на него в 10 000 км.

А теперь вернемся к двигателю. Пришлось заменить поршни (отжалел денег и купил чешские), также приобрел кольца, сепараторы и пальцы. Заменив все это, решил уже заодно поменять и цилиндры, оставив только старые «головы».

Дошло дело до электрики. Купил новый генератор от мотоцикла «Минск» вместе с «кэтами», не хотел оставлять 6-вольтовую контактную систему зажигания. Переложив полностью всю проводку, я вздохнул с облегчением, так как почти все уже было готово. Также заменил воздушный фильтр, поставил новый карбюратор, и на этом мой ремонт был закончен. Оставалось только поставить свежепокрашенную облицовку, и можно было начинать дергать за лапку.

Вот в таком состоянии Jawa выкатилась из гаража. А у меня началась обкатка. Первое время мотоцикл плохо заводился, не держал «холостые» и грелся через каждые 2—3 км. Спустя две недели я окончательно настроил карбюратор и точно выставил зажигание (хоть это было и очень сложно для меня), но все равно еще ездил только по вечерам, так как грелся мотоцикл очень быстро.

Еще через месяц я уже ездил полным ходом на почти обкатанном двигателе. На тот момент мой личный пробег насчитывал около 2500 км. Максимальная скорость, с которой ехал однажды, составила 110 км/ч. Просто стало интересно, поедет ли? Для Jawa скорость в 80—90 км/ч — крейсерская. Расход по городу оказался равен 4,8 литра на сотню.

Мне не было стыдно подъехать к людному месту. Это была уже совсем не та Jawa, которую я увидел в первый раз, чуть не упав в обморок.

Каждый день ко мне подходили минимум 2—3 человека — либо в городе, либо на заправке. Обычно это были те, кто в молодости сам ездил на Jawa, или же молодые люди моего возраста, которые прямо сейчас хотели приобрести ее. Часто слышал глупый вопрос: она что, «нулевая»? В ответ я с улыбкой отвечаю: такие Jawa уже давно не выпускаются.

За прошлый сезон я проехал 6500 км. За это время поменял: 1) масло в коробке; 2) тросик сцепления; 3) лампочку поворота. До сих пор удивляюсь, какие мотоциклы делали раньше.

Мотоцикл очень мягкий, с удобной посадкой. Для начинающего водителя его хватает более чем, второму пассажиру так же комфортно, как и тебе. Не хватает только пятой передачи. В общей сложности в работу было вложено около $700 и несколько тысяч нервных клеток. Не могу сказать, что этот мотоцикл лучше японского, спортивного, с объемом как у машины, но замечу одно: я ни на секунду не пожалел, что связался с Jawa-350 634.

С правилами участия в конкурсе «Авто моё», а также списком автомобилей и мотоциклов, обзоры которых были ранее опубликованы или готовятся к публикации, можно ознакомиться здесь.