Репортаж с перегруженной улицы: заторы, выезды на встречную полосу и 15 потерянных секунд на перекрестке

 
25 017
26 апреля 2013 в 20:00
Автор: Андрей Журов. Фото: Алексей Матюшков
Автор: Андрей Журов. Фото: Алексей Матюшков

Сейчас на ул. Я. Коласа в Минске хорошо заметны три характерные проблемы: во-первых, на период ремонта улиц у нас не умеют продумывать временные схемы, во-вторых, улица не предназначена для интенсивного движения автобусов, в-третьих, трамвай все-таки эффективнее для перевозки пассажиров. Мы проехали по упомянутой улице в час пик и посмотрели, что там происходит. Автобусы сбиваются с графика, кое-где машины едут по встречной полосе, а на одном перекрестке стоят абсолютно все направления в течение 15 секунд (ждут трамвай, который не ходит). Смотрите, что там происходит, в нашем репортаже.

Первая проблемная точка. Перекресток ул. Красной и пр. Машерова. Здесь автобусы огибают квартал, делая петлю, чтобы потом опять вернуться на ул. Я. Коласа. В крайнем правом ряду, кажется, собираются все — легковушки, грузовики, троллейбусы, автобусы... Последних стало гораздо больше: сдвоенные МАЗы пустили вместо трамваев.

Зеленая стрелка направо горит, а поток стоит. Это едущие прямо (данный маневр можно выполнять только с крайней правой полосы) блокируют движение. Об этом попутном конфликте мы уже писали. Почему нельзя было учесть это при согласовании перекрытия трамвайного движения? Ведь было очевидно, что трафик увеличится, станет более вязким, медленным, а такие точки лишь усугубляют ситуацию.

На остановке много людей. Автобусов явно не было долго. А сейчас идет сразу несколько. Почему такая непоследовательность? Ответ мы нашли чуть позже.

Едем дальше. В районе пл. Я. Коласа машины паркуются на закруглении дороги. Габаритные автобусы-«гармошки» не вписываются и выезжают на трамвайные пути. Вот где нужен эвакуатор, а не на показательных акциях! Однако ни сотрудников ГАИ, ни желтых машин с подъемниками мы так и не увидели.

На самой пл. Я. Коласа есть расширения, и больших проблем как не было, так и нет. А вот в районе перекрестка с ул. Дорошевича традиционный затор. Крайний правый ряд поворачивает направо. Скопилась очередь, и автобусы маршрута №906 берут левее и еще левее, выезжая на трамвайные пути. Вот какое видео сделал участник нашего форума adminius.

В связи с этим на форуме разгорелся спор: а можно ли выезжать (автомобилистам) на трамвайные пути в такой ситуации? Сразу вспомнили пункт 81 ПДД: «Движение по трамвайным путям попутного направления, расположенным слева на одном уровне с проезжей частью дороги, разрешается только для опережения (вне обозначенных и регулируемых перекрестков), объезда препятствия при условии, что все полосы движения в данном направлении заняты, а также для поворота налево или разворота в соответствии с пунктом 64 настоящих Правил».

Одна часть участников форума говорит, что нужно следовать ПДД, памятуя о дотошности в таких случаях сотрудников ГАИ. Другая считает, что надо учитывать отсутствие трамваев, т. е. почему бы и не выехать. Традиционно водителям предоставили возможность поспорить да погадать, можно или нельзя. Хотя, учитывая ситуацию, почему бы не разрешить движение автомобилей на этом участке по рельсам? Здорово бы помогла временная разметка. Есть современные материалы (например, наклейки), которые после ремонта легко убрать. Но нет изменений. Как будто ничего не происходит.

На перекрестке с ул. Хмельницкого проблемы были всегда. Сейчас они усугубились. Можно сказать, что это самая критическая точка на улице, где к тому же собирается затор.

Двигающиеся по ул. Я. Коласа (со стороны ул. Дорошевича) и поворачивающие налево вынуждены выезжать на встречную полосу. Эти 10—15 метров они пытаются преодолеть с ускорением, пока не приблизились встречные автомобили, уже набравшие скорость.

Стоит в этом узком месте произойти ДТП (а при таких условиях они непременно случатся), как поток станет намертво. Очевидно, напрашивается запрет на левый поворот. Опять-таки не ясно, почему этого не сделано и почему не установлен разумный контроль?

Из-за припаркованных автомобилей движение на участке от ул. Сурганова до ул. Некрасова ведется по одному ряду. Опять вспоминаем про эвакуаторы, с помощью которых обещали навести порядок в городе. Вот первое серьезное испытание, и они оказались бесполезными. Транспортники нам рассказали: сотрудники ДПС здесь дежурят, штрафуют, но ничего не помогает. Как только освобождается место, на него становится другой автомобиль. Эксперты говорили об этом сразу: убрать из-под запрещающих знаков машины на этом участке ул. Я. Коласа с помощью традиционных мер нереально.

А вот на перекрестке ул. Я. Коласа и ул. Волгоградской допущен явный ляп. Здесь все направления стоят в течение 15 секунд на красный сигнал, пропуская... трамваи. Да, их убрали. Но поток по привычке стоит, хотя логично было бы изменить светофорное регулирование. Вроде бы это будет сделано в ближайшее время. А почему не сразу?

Ну а теперь ответ, почему автобусов в течение четверти часа нет, а потом приходят сразу пять. Частично он был дан еще вчера в комментарии автобусного парка по поводу конфликта между водителями МАЗа и Kia. Крайне неудачный выезд с диспетчерской станции стопорит движение МАЗов: их водители вынуждены поворачивать налево и каким-то чудесным образом вклиниваться в очередь из легковушек. Это удается не сразу, и происходит сбой в графике движения. Водители автобусов ждут, пока кто-нибудь решит их пропустить, по 10—15 минут. Такая ситуация в итоге привела к конфликту в среду.

В целом создается ощущение, что никто даже не думал, как настроить ул. Я. Коласа на время ремонта на особый режим. Как водится, решили перекрыть, а потом уже смотреть, к чему это приведет. Хотя негативные последствия стали очевидны сразу: автомобильный поток на некоторых участках сильно замедлился, а на перекрестке с ул. Хмельницкого создана реально аварийная ситуация. Но хуже всего пришлось пассажирам общественного транспорта: автобусы ходят со сбоем, они переполнены, люди ждут их на остановках по 15—20 минут.