Парадная жизнь армейских УАЗов: машинам больше 40 лет, но они еще в строю

 
8417
26 апреля 2013 в 7:30
Источник: Александр Иванов, военное информационное агентство «Ваяр». Фото: Андрей Артюховский
Источник: Александр Иванов, военное информационное агентство «Ваяр». Фото: Андрей Артюховский
Напишите отзыв на товар и получите шанс выиграть робот — мойщик окон

Производимый с 1972 года УАЗ остается в армейском строю. Списывать проверенный временем старый добрый «уазик» рано — он еще годен к строевой службе! Об этом говорит тот факт, что ни один парад войск Минского гарнизона не обходится без его участия. О том, с чего начинается подготовка техники, читайте в этом репортаже.

«Больше краски, чем металла!»

Цех по ремонту автомобильной и гусеничной техники 288-й базы резерва автомобилей, что в Старых Дорогах. На парадных машинах краски больше, чем металла. Это и неудивительно: два раза в год они обрабатываются антикоррозийными материалами, грунтуются, перекрашиваются и покрываются лаком. В конечном итоге с цеха выезжают практически новые автомобили. При должном уходе в бережных руках они еще не один десяток лет смогут находиться в одном строю с современными колесными машинами.

Когда техника подготовлена, самое время проверить ее на прочность, а выполненные работы — на качество. Первое испытание — совершение марша из Старых Дорог в Минск. На пути колонны — разбитые за зиму дороги, небольшой кусочек «гравийки» и магистраль М5 (Минск — Гомель). Почти огонь, вода и медные трубы для ульяновских королей бездорожья! Расстояние из точки А в точку Б — более 170 километров. Посмотрим, не подведут ли сейчас проверенные УАЗы.

Офицеры указывают все исходные данные: маршрут движения, скорость, дистанцию между машинами и места привалов для проверки состояния автомобильной техники. Особое внимание уделено техническому замыканию, где ехали опытные ремонтники, готовые в любую минуту оказать техническую помощь. Забегая вперед, скажу, что для них в тот день серьезной работы не нашлось.

 

О ВАИ…

Автомобильная колонна змейкой тронулась и медленно стала двигаться к выезду из города. Из-за множества поворотов дистанция заметно увеличилась и расстояние от первой до последней машины стало почти полкилометра. Когда Старые Дороги остались позади, старшим колонны было принято решение совершить привал для того, чтобы сократить дистанцию и проверить техническое состояние.

Обходя свою машину со всех сторон, один из водителей обнаружил, что диски колес подозрительно горячие.

«Вот она — боеспособность техники, снятой с хранения. Даже пяти километров не прошла, сломалась», — такие мысли появились в моей голове, когда я услышал по рации о невозможности продолжения марша.

Сразу подошел к злосчастному автомобилю. Его уже успели обступить со всех сторон ремонтники.

— Ничего страшного не случилось, — успокоил один из специалистов 288-й базы резерва автомобилей. — В этих машинах установлено много новых запчастей, вот и происходит их притирка. Сейчас зазоры между тормозными колодками будут отрегулированы и перестанут нагреваться. На устранение неисправности нужно всего пять минут.

Действительно, про надежность и безотказность УАЗов существует много легенд. Армейские внедорожники с «военными» (как их называют в народе) мостами, оснащенными бортовыми редукторами, обладают отличной ремонтопригодностью в полевых условиях и не требуют специального набора инструментов и запчастей, в отличие от машин иностранного производства. Да, УАЗ не имеет тех прелестей комфорта, которые есть даже у «Нивы», но в «базовой» комплектации имеется необходимая лампа подсветки карты командира. Весь остальной «тюнинг» без особого труда каждый автовладелец сможет установить самостоятельно.

Пока водители и механики осматривали УАЗы, я решил пройти вдоль всей колонны. Время в пути от первой до последней машины заняло у меня почти десять минут! К слову, пока я проходил, обратил внимание, что каждый автомобиль работает по-своему. Тембр двигателя, громкость его звучания — все указывало на то, что каждая машина индивидуальна.

— Конечно, а как вы думали? — поддержал меня старший инспектор ВАИ старший прапорщик Иван Бриц. — Машины, они как водители, все разные. Механик, например, может по звуку определить неисправность, а инспектор по манере вождения — нарушителя.

К слову, действия инспекторов головной и замыкающей машины настолько слажены, что они понимают друг друга не то что с полуслова, а с полубуквы.

Через несколько секунд замыкающая машина ВАИ с маячками синего и красного цвета «летела» по встречной полосе и из громкоговорителя доносились команды инспектора:

— Водители, пропускаем колонну, не выезжаем на дорогу.

После того как все УАЗы проехали опасный перекресток, динамик рации радостно воскликнул:

— Все прошли!

Такие маневры инспекторы за время пути выполняют не один десяток раз.

— Это обычная работа. Бывает, сопровождаем машины высших должностных лиц, иногда оказываем содействие ГАИ. Но самое тяжелое — сопровождение опасных грузов, боеприпасов, оружия, — рассказывает опытный инспектор старший прапорщик Иван Бриц. — При выполнении таких задач нет мелочей, обращаешь внимание на каждую деталь в пути, на каждую машину, которая не пропускает колонну. Спецподразделению МВД «Стрела» в таких случаях разрешается идти «на таран» и сталкивать автомобиль на обочину. У нас же таких прав нет, приходится уговаривать, упрашивать водителей уступить дорогу.

Прямая трансляция в… Facebook!

Время в пути от Старых Дорог до МКАД составило больше четырех часов. Причиной тому стали множество технических остановок и небольшая скорость движения. Но лучше прибыть на два часа позже, но в полном составе, чем «растерять» половину техники по пути.

Перед Минском было принято решение еще раз остановиться для проверки, ведь двигатели машин довольно сильно нагрелись за время марша. А в городском потоке сильно не разгонишься, есть опасения «закипеть». По инструкции перед запуском двигателя водитель обязательно должен подать звуковой сигнал. Со стороны это было похоже на быстро передающийся звук, когда трогается поезд — стук сцепки от первого вагона до последнего доходит буквально за несколько секунд. Только у машин вместо стука доносится сигнал.

Через пару километров пути по городу рация снова заговорила знакомым голосом:

— Выезжаем на кольцо, перекрывай слева две полосы!

— Принял! — традиционно кратко ответил напарник.

Машины ровной колонной стали подниматься на кольцевую дорогу под вой сирен. Водители остановленных автомобилей с удивлением смотрели на армейские УАЗы. Наверняка кто-то, вздохнув, подумал, что идет подготовка к параду и что снова перекроют весь город и изрешетят асфальт. Другие достали мобильные телефоны и стали «вещать» в социальные сети. В интернете появились фотографии колонны, сделанные очевидцами, а по радио водителей предупредили о возможных заторах по маршруту движения автомобильной техники. И это при том, что до парка машины еще не доехали!

Последний (или, как говорят сами водители, крайний) поворот налево, и марш остался позади. Впереди у машин — техническое обслуживание, многочисленные тренировки и главный экзамен — участие в шествии ветеранов! Первую его часть УАЗы выдержали с достоинством. А значит — военные внедорожники еще годны к строевой службе!

Материал подготовлен военным информационным агентством «Ваяр».