В редакцию Onliner.by поступило письмо: наш читатель Андрей рассказал о неприятном случае общения с сотрудниками ГАИ в столице. По его словам, он шел со своей дочерью через «зебру» и обратил внимание на инспекторов, которые разговаривали с пенсионером. «Как я понял, дедушка перешел дорогу на красный. Мне стало жалко бедно одетого старика, который, потупив глаза, выслушивал нравоучения, и я решил заступиться. А потом сотрудники ГАИ переключились на меня и доставили в отделение милиции, куда зачем-то вызвали бригаду психиатров», — сообщил Андрей. Однако в ГУВД говорят, что мужчина, возможно, был пьян, а пенсионера вообще никто не пытался оштрафовать.
Как утверждает мужчина, около 14:00 минувшей субботы он шел возле конечной остановки автобусов на ул. Мирошниченко: «Прямо на этой площадке стоял автомобиль сотрудников милиции. Рядом находился инспектор и опрашивал ветерана. Другой сотрудник ГАИ сидел в машине на месте водителя. Я сделал устное замечание сотруднику ГАИ, призывая к совести и офицерской чести. Мол, что же вы старика в праздник-то… Мне стало очень жалко пенсионера. Было понятно, что если его сейчас оштрафуют, то это будет ударом по его бюджету. Инспектор посоветовал идти своей дорогой и не вмешиваться. Тогда я пригрозил написать жалобу».
С этого момента, по словам Андрея, все стало разворачиваться против него: «Сначала попросили предъявить паспорт. Я показал. А потом инспектор мне сказал, дескать, тебе что, скучно жить, что ли, сейчас я тебе преподам урок, как надо общаться с сотрудниками милиции. Сразу хочу заметить, что никаких оскорблений и вообще характеристик в этой ситуации я никому не давал и не допускал. Тем не менее, мне сказали с ребенком садиться в машину милиции, а ветерана отпустили».
Минчанин сообщил, что в этот день планировал поехать в парк им. Горького, однако его планы круто изменились: его с дочерью доставили в Советское РУВД (на ул. Кольцова), где он пробыл около двух часов: «Спустя 10 минут после того, как мы приехали, я понял, что просто так меня никто не отпустит. К этому моменту ребенок был напуган и расплакался. Пришлось действовать: я набрал 102 и вкратце рассказал о ситуации. Мне посоветовали обратиться по телефону доверия 239-40-01. Но оказалось, что автоответчик переполнен и запись сделать невозможно».
«Потом вроде бы нас уже собрались отпустить, но я имел неосторожность попросить довезти нас до троллейбусной остановки, — продолжает Андрей. — В этот момент сотрудники милиции разозлились: „Ах так! Ну тогда будем составлять протокол“. Я опять пригрозил пожаловаться. Снова набрал 102, объяснил ситуацию. На этот раз дали дежурного по городу, который пообещал отправить мое обращение дежурному Советского РУВД. Это окончательно убедило сотрудников милиции в том, что нужно составлять протокол. Надо заметить, что к этому моменту я уже связался с моей бывшей гражданской женой, попросил забрать заплаканного ребенка. К тому моменту, когда она пришла, неожиданно в РУВД прибыли медики психиатрической бригады (их вызвали милиционеры). Супругу попросили остаться, быть свидетельницей. Стали мне задавать вопросы: не преследуют ли меня сотрудники милиции, не оказывается ли на меня давление, не подвергаюсь ли я прессингу и так далее? Ответ мой был: нет. Они попросили подписать отказ от госпитализации и удалились».
По словам мужчины, после этого на него составили протокол по статье «Оскорбление должностного лица при исполнении им служебных полномочий» Кодекса об административных правонарушениях. За это грозит штраф от 2 до 5 млн рублей.
«Я не хулиганил, не кричал, не выражался непристойной бранью, и тем не менее… — говорит Андрей. — После этого случая стал искать информацию о подобном в интернете и случайно наткнулся на статью, в которой фигурировал инспектор, задержавший меня. Дословно он сказал в той публикации про пенсионеров следующее: „Жалуются на годы, больные ноги, недомогание. Однако при этом такие тяжеленные сумки тянут, будь здоров“. Это какое-то странное совпадение, как мне кажется… Сначала стали задерживать старика, потом отвезли в милицию меня с ребенком. Конечно, я не хочу оставлять это дело просто так. Уже написал заявление в МВД, в архиве должны были остаться мои звонки на линию 102. Хотя я не сделал записей разговора и нет данных ветерана, но намерен добиваться проведения служебной проверки».
С нами связался пресс-секретарь ГУВД Александр Ластовский, который изложил совсем другую версию случившегося: «Действительно, сотрудники ГАИ, в минувшую субботу находившиеся на ул. Мирошниченко, обратили внимание на пожилого человека, пересекавшего проезжую часть на красный сигнал светофора. Однако никто пенсионера штрафовать не собирался, административный материал не составлялся. Более того, ему хотели оказать помощь: у него катаракта, и он плохо видит. В этот момент подошел мужчина с ребенком, который стал агрессивно, в нецензурных выражениях оскорблять сотрудников милиции. Даже тот самый пенсионер пытался остудить его пыл, просил отойти. Сотрудники ГАИ были шокированы и доставили грубияна в отделение милиции. Последний, судя по всему, находился в состоянии алкогольного опьянения. Именно поэтому в 15:10 вызывалась бригада медиков. В отношении задержанного был составлен административный протокол за оскорбление должностного лица. Физическая сила и спецсредства не применялись».
«Пенсионер перешел дорогу на красный сигнал светофора прямо возле машины ГАИ, — дополнила руководитель пресс-службы Минской ГАИ Татьяна Харлинская. — Он сослался на проблемы со зрением. Инспекторы предложили оказать ему помощь, и в этот момент вмешался мужчина с ребенком. Во время разговора с использованием нецензурных выражений он грозился уволить сотрудников ГАИ. Кстати, инспектор, о котором идет речь, уже 10 лет работает в ГАИ, и никогда на него никто не жаловался».