Реплика Willys MB: полноприводной американский автомобильчик, сделанный своими руками

 
4481
08 июля 2013 в 19:01
Источник: Евгений Монкевич. Фото: Алексей Матюшков, Евгений Монкевич
Источник: Евгений Монкевич. Фото: Алексей Матюшков, Евгений Монкевич

Сегодня публикация о не совсем обычной машине, точнее о совсем необычной. Willys MB стал легендарным автомобилем не только для американской армии. Автор публикации воссоздал его сам практически из ничего. Да так, что теперь машина участвует в ретромероприятиях и многие не могут отличить ее от оригинала. Как говорит сам владелец, хотелось творить, но на это не было ни средств, ни сил. Но в один прекрасный момент...

 

В то время, когда все машины были советскими

Я рос и воспитывался в то время, когда автомобиль все-таки был еще роскошью, а не средством передвижения. Хотя и в 1980-е у нас было достаточно людей, которые могли спокойно купить, например, «Волгу» (ГАЗ-24) за 16 тыс. руб., хотя средняя зарплата тогда была где-то 150—180 руб. Это у рабочих. К рабочим я себя и отношу, и поэтому моей первой машиной в далеком 1990 году был «Москвич-408», с огромным ящиком деталей и запчастей. Но когда я воткнул в него мотор от 412-го, он исправно и даже в некотором роде шустренько бегал.

Потом были «Жигули», ну а дальше всякие дешевые, не в лучшем виде иномарки. Это я к тому клоню, что все виды ремонта я делал сам, поэтапно чему-то учась, в большинстве случаев на своих же ошибках. Потом, работая автослесарем, научился варить, немного подкрашивать, ну и хотя бы иметь представление о двигателе внутреннего сгорания. Приобретались навыки самостоятельного изготовления деталей и подгонки их по месту. Причем это творчество нравилось все больше и больше… Хотелось творить! Но на это, увы, не было средств и условий.

Тогда еще по стране шла передача «Это вы можете» (по-моему, так она называлась, хотя могу и ошибаться). Суть в том, что там показывали автомобили. Красивые и не очень, разные. Но всех их объединяло одно — они были самодельные, не такие, как все. Словом, отличались! Они были как иномарки, как автомобили будущего и построены простыми людьми, в гаражах, сараях, а некоторые даже в квартирах. Как сейчас говорят, «на коленке». Так вот ко всему сказанному хочу добавить одно: видно, где-то в то время я и заболел всем этим. Хотелось творить, ух как хотелось.

Не получалось в силу обстоятельств того времени. Но где-то в году 2004-м я начал пробовать, в смысле просто в любое свободное от работы время крутить, варить, чертить, пилить и снова варить, пока это что-то не встало на колеса и не поехало. Но получился, на мой взгляд, ужас.

 

Первый блин… сами знаете

Теперь немного хочу поговорить о любви. О любви именно к железу или же конкретной марке автомобиля. Не буду ходить вокруг да около — я люблю Willys. Да, именно этот маленький военный американский автомобильчик из далекого 1943 года. Полноприводной военный автомобиль. Автомобиль-солдат. Таким я увидел его в журнале «Моделист-конструктор» за 1993 год. Не знаю, что меня покорило, наверное формы кузова, решетка радиатора, быть может огромная популярность во всем мире до сих пор. Возможно, его предназначение, небольшой вклад в победу, простота, надежность и огромная к нему любовь фронтовых шоферов, солдат и командиров. Просто любовь к внедорожникам или что-то еще, чего я сам не знаю, но все последнее время у меня в голове был только этот автомобиль. Все мы любим Jeep Wrangler, а значит, и Willys, именно от этого автомобиля все они и начинались. До сих пор индийская фирма Mahindra делает что-то очень похожее на тот, военный Willys. Подражают этой марке (а точнее, Willys MB) также SsangYong и много других небольших фирм.

Не могу купить? Ерунда, я его сделаю или построю, как вам будет угодно. Сделаю очень похожим на оригинал. Реплика, так это называется. Но нужен донор. Конечно, им станет всем известный ГАЗ-69, решил я. Стал искать машину с «убитым» кузовом, но с еще нормальной ходовой. Подходящий экземпляр был найден в Бобруйске — ГАЗ-69, 1965 года выпуска. Причем на ходу и даже с документами.

Кстати, про гараж. Скажу лишь одно: как хорошо, что он у тебя есть. Поймут меня лишь мужики. Не поймут жены, подруги, мамы, ибо кому ты нужен, если все свободное время торчишь в гараже, все поры года проходят там и запах этих стен уже намного более знакомый и приятный, чем запах стен у тебя в квартире. И видят тебя твои родственники по каким-нибудь праздникам в лучшем случае, да и то не всегда. Рекламу помните: «А еще у него есть гараж и он туда ходит»? Вот как-то так, очень похоже.

Прежде чем приступить к разборке донора, я проехал на нем пару кругов вокруг гаражей. Была это поздняя осень 2010 года. Тогда все и началось. Кузов с рамой где-то снимался, где-то срезался, а иногда просто брал кувалду. Но при этом хорошие кузовные запчасти снимались и складывались в кучку. Теперь взору открывается рама. Двигатель, коробка, раздатка, карданы, мосты. Все вроде в норме. Так тогда казалось, но как выяснилось потом — не совсем.

Дальше, конечно же, с рамы все снялось, разобралось и максимально разложилось в гараже по уголочкам, закуточкам и полочкам. Рама порезалась и выкинулась. Ошибка! Продолжаю учиться на них, но что поделаешь, если никого рядом не было, никто не подсказал, да и места в гараже не так и много, чтобы еще и раму складировать. В общем, выкинул я ее, а жаль, рама была хорошая.

 

Автомобиль рождался в гараже

Все, теперь пошел другой этап. Чертежи и шаблоны. В общем-то, чертежей особо и не было, только рамы, да и то в масштабе, все из того же журнала «Моделист-конструктор» за 1993 год. Передо мной стояла сложная задача — максимально вписать агрегаты «Газика» в размеры Willys. Получилось, но не совсем. Беда в том, что мосты донора шире сантиметров на 30, чем у оригинала. Но я спешил и поэтому резать их не стал. Также при изготовлении рамы и кузова очень хотелось сохранить все пропорции Willys и чтобы все это еще не выглядело огромным. Но все же по мостам он у меня получился шире, и по длине кузова тоже, правда не намного.

Однако вернемся к раме. Вроде эскизы и чертежи готовы, настали поиски и момент покупки нового материала. Нашел. Купил. Привез. Еще хочу сказать, что все покупки подтверждаются чеками, ну так, на всякий случай.

Отдельное спасибо моим гаражным друзьям и товарищам, которые помогали, кто чем мог. Иногда даже десяток гаечек М6 радовали больше, чем в жару мороженое. Также не забуду упомянуть о свалке, которая находится у нас на территории гаражей (о свалке металла, конечно же). Кое-что оттуда присутствует на автомобиле. Итак, после нескольких десятков отрезных кружков на болгарке, пачки электродов, густого дыма и тумана основная часть рамы была готова. Вот она, представлена вашему взору.

Стапеля, конечно же, нет, но диагонали и размеры с противоположных сторон в норме. Можно было часами сидеть возле нее и любоваться работой, попивая горячий чаек. В гараже уже было прохладно, зато работа лучше спорится. Так вот когда глядел на раму, мосты, двигатель, в голове возникали эскизы поперечен и балок. Сделал, приварил и ошибся. Но об этом позже. Дальше пошли кронштейны рессор и сами рессоры.

Огромная благодарность Анатолию из Сморгони за помощь в приобретении задних рессор. Дело в том, что у Willys передние и задние одинаковые, а у ГАЗика нет. Но все очень просто получилось. Все как надо. Следующий этап — мосты. Тут тоже пришлось «пободаться», так как у обоих автомобилей крепление мостов к рессорам разное. Опять болгарка, сварка, сверлилка. Также переделка стремянок и подгонка их по месту. Ну вроде получилось. Крепим мосты, и вот уже рама стоит в нужном положении и на колесах. Почти готовый автомобиль. Даже катается по гаражу, ух как приятно!

Попутно группой товарищей из нашего ряда обнаруживается серьезный недостаток — рама слабенькая на скручивание. То есть приложив усилие, можно изменять горизонт переднего бампера по отношению к заднему. Опять десяток отрезных, пара зачистных кружков, полпачки электродов, смрад, вонь, дым и туман, но — о чудо! — рама укреплена, не «играет» и не сворачивается.

Следующий этап: двигатель, коробка, раздатка и карданы. К сожалению, пришлось отказаться от коробки и раздатки ГАЗ-69 и поставить этот узел от УАЗа. Это связано с тем, что у последнего коробка и раздатка составляют одно целое и занимают по длине меньше места, что очень важно для сохранения нужных размеров автомобиля. А жаль. У ГАЗика, в его трехскоростной коробке, передаточные числа лучше подобраны под родной мотор.

Не буду описывать изготовление, подгонку кронштейнов двигателя с КПП, подгонку карданов. Кстати, ни в одном из них заводской размер не нарушен, столкнулся лишь с одной ошибкой: одна из поперечин рамы просто мешала заднему кардану. Этого я не учел заранее. Но, собравшись с мыслями, решил проблему установкой посередине поперечины мощного овала, через который теперь и проходит собственно кардан.

Дальше рулевой редуктор. Он — без каких-либо вмешательств с моей стороны, как и вся тормозная система в целом. Единственное, что пришлось сделать, чтобы задать нужный угол наклона рулевой колонки, — это установить на рулевой вал крестовину от УАЗа. Все получилось. Все крутится и поворачивается.

Теперь немного отвлекусь от данной темы и объясню читателям, где я нахожу на это время. Я индивидуальный предприниматель, занимаюсь грузоперевозками. Работы не очень много, да и ради своего проекта от некоторых заказов вообще просто отказывался. Понятно, что это не лучшим образом сказывалось на моем благосостоянии, но перед глазами стоял Willys и я ничего не мог с собой поделать. Просто брал и отказывал, иногда отключал телефон, только бы побольше побыть в гараже. Ведь с каждой приваренной или прикрученной деталькой изделие все больше и больше начинало приобретать форму желанного автомобиля.

С каждым днем становилось все интереснее, а намеченная цель все приближалась. Поэтому с некоторыми вещами я торопился и где-то делал не очень аккуратно, оставляя переделку на потом. Важен был уже результат, хотелось быстрее и все успеть. Считаю самой интересной и видимой работой кузов. Когда рама обрела законченность, получив все узлы и агрегаты, я даже заводил мотор. Хочу вам сказать про него отдельно. Его звук просто песня, то есть его просто не слышно. Нижнее расположение клапанов, продуманность конструкции на то время, естественно, заставляет удивляться его работе. На холостом ходу видно только вращение вентилятора и все. Конечно, при увеличении оборотов мотор слышен. Это делает свое дело глушитель от трактора «Беларусь». Данная деталь очень хорошо смотрится на машинке и достаточно удачно вписана в кузов.

Начал я кузов с основания пола. Был просто подрамник, который постепенно стал обрастать панелями, боками, проемами. Все гнулось без всяких специальных приспособлений. Что-то в створках гаражных ворот, что-то на деревянном бруске, что-то просто на песке кувалдой. Ну а дальше уже работали полуавтомат, болгарка и шпатлевка. Опять же вымерялись диагонали, горизонтали, углы и так далее…

 

На дачу, в карьер, на испытания

Забавный случай произошел на даче. Машина была в стадии не полной готовности, однако ходовые испытания провести уже можно было. Конечно, люди видели, подходили и интересовались. Я всем говорил, что автомобиль полностью самодельный. И на вопрос одного чудака: «А где ты взял „морду“?» — пришлось ответить, что из Америки под заказ прислали. Он, конечно, удивился, спросил, неужели их там еще выпускают. Да, говорю, выпускают и сюда присылают. Хотя «морда», считаю, у меня не очень хорошо получилась. Недоделаны «глазки» под подфарники, да и шпатлевкой еще придется поработать. При сравнении с оригиналом заметно, что решетка радиатора слегка неправильной формы. Ну да ладно, как есть.

Кузов, конечно же, был еще далеко не готов, не было пола и многих других деталей. Но при всем этом ничто не мешало бензонасосу и карбюратору перерабатывать бензин из пластмассовой фляги в энергию движения по грунтовым дорожкам наших дач. Машинка даже успела поработать на строительстве в качестве подвозчика песка. В ее самодельный прицеп спокойно помещается не меньше 500 кг. Включаешь пониженную передачу и везешь груз на всех скоростях. Также удивила проходимость. На лысой резине автомобиль, не напрягаясь, вытягивал из карьера полный прицеп песка, гребя своими двумя мостами. В общем, я был доволен и жил мыслями о скорейшем возвращении в гараж и последующей работе.

Так оно и вышло. После небольшой передышки мы снова в гараже. Дышим абразивом и углекислотой полуавтомата. Ну и запахом грунтовки, естественно. Работа над кузовом приносила удовольствие. Самое сложное уже осталось позади. Все больше и больше автомобиль становился похожим на Willys, ну и сам я вроде как был доволен результатом. Все совмещалось. Основная работа, работа на даче, работа в гараже. Приоритет, конечно же, у Willys.

В процессе я знакомился с интересными людьми, они в свою очередь знакомили меня с кем-то. Так я познакомился с человеком, коллегой, обладателем настоящего Willys. Он был немало удивлен, узнав, что моя машина сделана просто по эскизам и рисункам. Я же переживал, что не познакомился с Владимиром раньше, так как возможность видеть его автомобиль вживую помогла бы избежать многих ошибок.

Осенью сделал рамку лобового стекла и покрасил машину по-черновому, так как все недоделки по кузову будут еще устраняться. Подправив кое-что по ходовой и трансмиссии, снова выбрался на дачу, в карьер, на испытания. Были выявлены некоторые недоработки по ходовой. При нагрузке и влете в яму на скорости подвеску пробивает (забегая вперед, скажу, что в текущем году эти проблемы устранены). На передний мост установлены амортизаторы, правильно стоят стремянки рессор. Теперь они перевернуты гайками вниз, как и надо. И до рамы мост уже не достает. Конечно, если влететь в яму на большой скорости, то может и пробьет подвеску, но у меня еще не установлены отбойники — это все впереди.

Единственное, что было сделано за зиму, это задние сиденья и лобовые стекла. Стекла «триплекс» были заказаны у одной фирмы. Дома, на кухне и в тепле, вклеивались по месту, ну а дальше дело техники.

Очень важная деталь данного автомобиля — это лопата и топор со стороны водителя. Вещи не только придающие некий шарм, но еще и очень полезные. Ведь не секрет, что чем круче внедорожник, тем тяжелее его вытаскивать. Со мной это уже случалось. Лопаты и топора под рукой не было, понадеялся на «всепролазность» машины, да прокололся. Застрял по самое «не хочу» в огромной куче гнилых яблок, засыпанных сверху песком. Если бы не местный мужик на самодельном, кстати, тракторе, то зазимовал бы. Короче, спасибо мужику и его технике, вытащили меня на сухое. Так вот первое, с чего я начал, это с топора и лопаты, а также подготовки их посадочных мест, кронштейнов и креплений.

Пострадавшие места на кузове в дальнейшем подкрасил из баллончика, да еще и не в цвет, но в общем смотрится неплохо, а краска дело наживное. Потом на скорую руку было сделано боковое зеркало заднего вида. За стекляшку спасибо китайской промышленности и нашим продавцам на рынке. Опять же покрашено не в цвет, но зато установлено на кузов и смотрится неплохо. Затем из старого брезента были пошиты чехлы на рычаги коробки и раздатки, вырезаны всякие коврики на еще не грунтованный пол. Постепенно автомобиль приобретал законченность и становился похожим на Willys. Были заменены все масла, произведена смазка крестовин и шарниров. Мы рвались в бой.

Приближались праздники, 9 Мая. В честь Дня Победы «Дудутки» проводили мероприятие, на которое мы и были приглашены. Поучаствовали в постановке исторических событий времен Второй мировой войны. Были взрывы, стрельба, речь Левитана, низколетящий самолет, опять взрывы и стрельба, в общем военное время. Оккупация, немцы. Потом была Победа, взятие в плен все тех же немцев, показательные выступления десантников из Марьиной Горки. Многие хотели сфотографироваться и прокатиться на нашей машине. Моя дочь Юля, одетая в военную форму, легко управлялась с автомобилем и без устали катала желающих по территории комплекса.

Потом был обед, недолгие сборы и возвращение домой. Ведь впереди нас ожидало следующие мероприятие, также довольно значимое для нас. А именно «Ретро-Минск 2013». Это 6-й международный слет любителей классических и ретроавтомобилей. Благодаря моей дочери и ее стараниям мы были приглашены туда и с нетерпением ждали начала мероприятия. Скажу лишь, что ради этого стоило торчать в гараже, сбивать руки и торопиться, идя к намеченной цели.

Проехать по городу в колонне ретроавтомобилей, да еще в самом ее начале под 4-м номером, ощутить массу восторга окружающих, атмосферу праздника очень интересно и приятно. Само по себе участие в этом слете для меня значило многое. Запомнились слова каких-то ребят. После долгого осмотра моего автомобиля один сказал: «А мосты-то на Willys от ГАЗона 69-го, уже не оригинал». Что ж, для меня это похвала, спасибо им. Спасибо за то, что, разглядев мосты 69-го, они ничего не сказали про кузов. Значит, похож. Значит, не зря старался.

Хочу рассказать о своих планах. Конечно, машина еще не доделана. Будет тент, каркас под тент, боковые ручки. Еще собираюсь шпатлевать и красить. Также планируется снятие кузова с рамы, чтобы снизу, где это необходимо, подварить, подправить, подкрасить, обработать швы, все привести в порядок, загрунтовать, возможно провести антикоррозийную обработку. Но это все потом, осенью, ближе к зиме. А сейчас внедорожник на дачу, в карьер за песком. Надо самому немного отдохнуть от него да позаниматься своими делами. Однако «покатушки» по окрестностям не отменяются, как и испытания на прочность и выносливость.

Мечтаю поставить автомобиль на учет. Знаю, что зарегистрировать самодельную машину у нас практически невозможно, хотя нескольким людям это удалось и я их знаю. Но все же очень хочу попробовать и буду обращаться в ГАИ. Как говорится, будь что будет. Большая просьба к читателям: если кто-то что-то об этом знает или может оказать помощь, пишите, буду благодарен. Хотя бы для того, чтобы своим ходом добираться до следующих мероприятий. А потом… потом, конечно же, следующий автомобиль. И снова Willys. Но уже с правильными мостами, с правильными размерами, без прошлых ошибок и мелких недочетов.

С правилами участия в конкурсе «Авто моё», а также списком автомобилей и мотоциклов, обзоры которых были ранее опубликованы или готовятся к публикации, можно ознакомиться здесь.

Больше автомобилей — на «Автобарахолке»!