Автомобиль-амфибию и другие авто- и мотораритеты восстанавливает под Слуцком местный коллекционер

 
28 206
28 августа 2013 в 18:36
Источник: Дмитрий Сазонов. Фото: Дмитрий Сазонов
Источник: Дмитрий Сазонов. Фото: Дмитрий Сазонов
Ослепительные скидки в Каталоге Onlíner

Автомобильная техника, несомненно, имеет сердце. Достаточно подойти к заведенному двигателю машины, прислушаться и услышать его равномерное биение. Однако слышать дано не каждому. Некоторые водители даже боятся говорить вслух о замене старого автомобиля на новый. Так они берегут стальное сердце «железного коня» от лишних потрясений. Коллекционер из Слуцкого района Владимир Протасеня восстанавливает машины и мотоциклы буквально из пепла. В его коллекции есть даже легендарный автомобиль-амфибия. А помогают ему в реставрации старых экземпляров обычные мальчишки из округи.

Владимир Протасеня, руководитель Слуцкого районного центра автомобильной культуры и технического творчества детей и молодежи «Автомир» в деревне Козловичи Слуцкого района, — один из тех энтузиастов, которые собирают, ремонтируют и восстанавливают различную старинную технику. Но самое главное — он обучает этому подрастающее поколение, прививает ему любовь к технике.

После службы в армии судьба связала Владимира Адамовича с автомобильной техникой. Сначала трудился на одной из автостанций, потом появилось и свое небольшое частное предприятие по ремонту машин, куда часто забегали школьники, интересовались автомобилями и мотоциклами. Нередко ребята прикатывали свою двухколесную технику и просили мастеров помочь с определением неисправности и ремонтом. Тогда и возникла идея создать центр, где можно было бы учить подростков техническому ремеслу.

Первый экспонат в коллекции — подаренный соседом мотоцикл М-103 «Минск». Сейчас его не встретишь на улицах, только если в музее «Минск-Мото». В коллекции Владимира Протасени «минчик» занимает центральное место. Хотя, побывав в гостях у любителя ретромашин, найти мотоцикл трудно. Единого помещения или бокса нет, вот и вынужден коллекционер хранить свои машины в гаражах, часто просить знакомых предоставить ему помещение или даже арендовать его.

— Я бы с удовольствием передал на время свои автомобили человеку или организации, которые сохранили бы их в таком виде и обязательно показывали людям, — рассуждает Владимир Адамович. — К примеру, БА-64, один из самых ценных экземпляров коллекции, передан одному из московских музеев. Он проявил интерес к моей технике, принял мои условия, а в Беларуси таких людей я пока не нашел. Подчеркну, для меня финансовый вопрос не стоит, я готов передать технику бесплатно. Главное, чтобы она не была разукомплектована за это время и сохранилась в том виде, в котором я ее передал.

Всего в коллекции слуцкого мастера около 40 моделей. В роли первого пробного экспоната «для творчества» выступил мотоцикл Иж-49, затем мотоцикл ВП-150 «Вятка», собран немецкий «Симпсон». Из автомобилей — ГАЗ-21 «Волга», «Москвич-401», «Москвич-403», ГАЗ М-20 «Победа», ГАЗ-13 «Чайка» и легендарная инвалидка-моргуновка СМЗ С-ЗА.

СМЗ С-ЗА

Из военной техники — два автомобиля ГАЗ-67 и ГАЗ-64, автомобиль-амфибия ГАЗ-011, бронеавтомобиль БА-64 и другие марки.

— Сейчас мы работаем над восстановлением ГАЗ-011, ГАЗ М-20 «Победа» и легендарного ЗИС-5. Но это лишь планы на ближайшее будущее. Еще несколько десятков машин стоят под навесом и дожидаются своей очереди. Некоторые из них будут разобраны на запчасти для других, — говорит коллекционер.

ГАЗ-67

Для Владимира Адамовича как для человека, вернувшего вторую жизнь этим ретроавтомобилям, ценны все машины.

— Если автомобиль есть, значит, он уже интересен, — усмехается мастер.

Поиски машин для реставрации — отдельная тема. Часто техника попадает к коллекционеру в разобранном виде со следами ржавчины. В таком случае автомобиль полностью разбирается, все детали восстанавливаются и ремонтируются отдельно. Существует проблема с запасными частями к машинам, которые уже давно не выпускаются. В этом случае Владимир Протасеня обращается к блокноту, в котором есть телефоны и адреса российских и зарубежных единомышленников. Порой для того, чтобы найти какую-нибудь деталь, приходится выезжать за границу.

На восстановление одного автомобиля уходит от трех до пяти лет. Особый интерес у коллекционера вызывают редкие образцы машин и военная техника. К примеру, автомобиль-амфибия ГАЗ-011. В таком виде он был куплен по объявлению и перевезен из Могилевской области.

ГАЗ-011

Примечательно, что в Беларуси сохранился всего один из 68 экземпляров. Под слоем «камуфляжа» даже осталась оригинальная краска. В связи с этим работы будут серьезно осложнены — перед мастерами стоит задача сохранить «родное» лакокрасочное покрытие.

Этот уникальный автомобиль мог стать лучшим советским водоплавающим внедорожником. Однако судьба машины оказалась печальной. После окончания Великой Отечественной войны в Вооруженных силах серьезно задумались о производстве плавающего вездехода. Тогда же в научном институте НАМИ приступили к созданию отечественной амфибии на базе ГАЗ-67Б. Машину назвали НАМИ-011, или МАВ (малый автомобиль водоплавающий). После прохождения государственных испытаний в 1953 году амфибию поставили на конвейер Горьковского автозавода под заводским наименованием ГАЗ-011.

В том же году на смену советскому командирскому «джипу» ГАЗ-67Б пришел более современный армейский внедорожник — ГАЗ-69. В связи с этим деталей для выпуска водоплавающего автомобиля ГАЗ-011 не стало. Тогда же создатели доработали первую амфибию и поставили на конвейер новую машину — ГАЗ-46, а выпуск ГАЗ-011 полностью остановили.

Еще один экспонат в частной коллекции слуцкого коллекционера — бронеавтомобиль БА-64. Всего в мире насчитывается около десяти экземпляров, на постсоветском пространстве — около пяти, а в Беларуси — один. Есть предположение, что в 1944 году при освобождении страны эта машина принимала участие в боевых действиях и была подбита немецкой авиабомбой. Все основные узлы и агрегаты, как и корпус, были практически уничтожены. В таком состоянии автомобиль мог найти свое мес­то только в куче металлолома, где, в общем-то, его и нашли.

По чертежам и фо­тографиям определили, что найденные фрагменты являются частью бронеавто­мобиля БА-64. Когда находка реставрировалась, в Московском политехническом музее были найдены чертежи такой же маши­ны. Восстанавливали каждую деталь самостоятельно, поэтому назвать автомобиль оригинальным нельзя. Однако сотрудниками и воспитанни­ками Центра было сделано все возможное, чтобы новодел был макси­мально близок к оригиналу.

Активно помогают Владимиру Протасене дети. Центр посещают около 30—35 ребят. В этом году был совершен стокилометровый автопробег к Любанскому водохранили­щу на автомобилях и мотоциклах.

Вся работа Центра организуется по четырем направле­ниям: техническое моделирование и конс­труирование, автомобильный кружок, мотоциклетный кружок и реставрация старинных автомобилей.

На выставках или автопробегах к коллекционеру постоянно обращаются люди с просьбой продать тот или иной экземпляр. Однако Владимир Адамович в перспективе хотел бы поучаствовать в создании технического музея. Ведь в нашей стране до сих пор нет такой экспозиции, где можно было бы увидеть этапы развития автомобильной техники в различные периоды. В Германии, например, практически в каждом городе есть такой музей.

— Почему бы нам не создать подобный Центр автомобильной культуры и тех­нического творчества в Беларуси? — задает резонный вопрос Владимир Протасеня.