Очень характерную историю прислал в редакцию Onliner.by минский велосипедист Егор. На велодорожке он столкнулся с другим велосипедистом, который, по словам написавшего нам, выехал на встречную полосу. Оба участника инцидента получили травмы. Когда потерпевший попытался получить компенсацию, то встретил отказ. Потом он обратился в милицию, однако пока добиться желаемого ему не удалось. Автор задается вопросами: зачем нужны знаки и разметка на велодорожке? Кто вообще следит за соблюдением правил? Что делать с нарушителями? Это проблема, о которой городские власти пока не задумывались всерьез. Сейчас наблюдается рост велосипедизации, но кто должен организовывать велодвижение и следить за соблюдением правил, пока не очень-то понятно.
* * *
В воскресенье 16 июня 2013 года около 18:00 я катался на велосипеде по велодорожке. Как правило, мой маршрут пролегает от стелы «Минск — город-герой» до церкви (на пересечении пр. Победителей и пр-да Дрозды), иногда еду до кольцевой, где строится аквапарк. В тот день проехал два мостика через лыжероллерную трассу и стал приближаться к самому опасному месту на этом участке — кусту, находящемуся на повороте (сейчас его немного обрезали).
Сбросил скорость, хотя ее там и не было, ведь два мостика прилично отнимают сил и нужно перевести дух. Двигался правее центра своей полосы, также положил пальцы на тормоза. Неожиданно на весьма внушительной скорости вылетает велосипед, я прижимаюсь еще правее, но он прямо «идет» на меня. Выворачиваю сильнее в сторону тротуара, но за счет малой скорости ничего не успеваю сделать и бью по тормозам. От момента, когда он показался, до столкновения было где-то 3—4 м.
Удар в левый висок, и велосипед оказывается на земле на правом боку. Следом слышу крики: «Папа! Все хорошо?». Подъезжает дочка виновника. Кое-как поднимаемся, оба пытаемся понять, насколько пострадали. Мужчина начинает оправдываться, что переключал передачи, даже не тормозил, так как руки были на переключателях.
Находиться на этом участке опасно, поэтому отходим на тротуар. В велосипеде чиркает что-то в переднем колесе, цепь слетела, я хромаю, рука ободрана, велоочки сломаны, состояние словно после избиения. Мужчина жалуется на боли в области правых ребер, на лбу огромная шишка. Решаем, в какую больницу поедем. Звоним в «скорую». Там объясняют, что больницы разные (зависит от прописки). Я вызываю родственников, чтобы забрали велосипед и отвезли в медучреждение, они — «скорую» и сдают велосипеды обратно в прокат. За мной приехали быстрее. При брате второй велосипедист сказал, мол, не волнуйтесь, я виноват, разберемся чуть позже, вечером позвоню.
Травматология оставила еще те впечатления. До позднего вечера я сидел в очередях, после всех снимков и осмотров направили на обработку ран. Все настолько запеклось, что спросили, сегодня ли это было. По приезде домой, немного отлежавшись и не дождавшись звонка, я набрал виновнику сам. Он сказал, что сломаны два ребра и его положили в больницу: «Не переживайте, мы все решим полюбовно».
На следующий день я отправился в поликлинику. Работали два травматолога, но даже они не справлялись с потоком людей по талонам, которые можно взять только заранее (2—3 дня). Я сидел по «живой» очереди вместе с травмированными людьми. Многие из них, кто взял талоны заранее, выглядели гораздо лучше тех, кому была срочно нужна врачебная помощь. После ночи стало видно, какие я получил травмы: синяк и царапины от очков на виске, отколотый кусок переднего зуба (только дома я понял, что за белая песчинка прилипла к нижней губе), ободрана правая рука, боль в правой ноге, ушиб бедра и боль в шее. Назначили еще снимки и дали больничный на 3 дня.
Через несколько дней позвонил виновнику, он сказал, что останется в больнице на неделю. Спустя неделю-две мы договорились о встрече, он приехал и предложил 300 тыс. рублей. Я сказал, что это смешно, и назвал более реальную сумму в $150. Аргументы такие: я не намерен оплачивать за свой счет больничный и ремонт велосипеда (кроме ободранной краски имеется передняя восьмерка, тормозной диск погнут — удар пришелся в переднее колесо, которое было вывернуто немного вправо). Он согласился и попросил дать время, так как ему дали больничный на месяц и денег пока нет.
Я сказал, что без проблем, и в следующий раз позвонил ему через месяц. И тут случилось то, о чем меня предостерегали некоторые. Он заявил: «Знаете, я подумал и не готов нести полностью ответственность. Что это у вас за больничные? Вы что, так много зарабатываете?». К этому моменту я хотел сказать, что не намерен просить возмещения больничного, дабы уменьшить сумму, но его было не остановить. Не выдержал и перебил: «А как же столкновение на встречной, вы вылетели мне в лоб!». Тут тишина и ответ, что виноват прокат, у него цепь слетела! Стоит заметить, что переключение передач, цепь и отдельная система торможения никак не связаны. К тому же на каждом колесе свой независимый тормоз. Я сказал, что намерен обращаться в органы, на что получил добро.
Поскольку я не раз читал статьи, а также знал, что ГАИ тут ни при чем, так как это не оформляется как ДТП, отправился в милицию. Через часа полтора сказали, чтобы я, не теряя времени, заполнил все бумаги сам. Это было 13 августа. От судебно-медицинской экспертизы я отказался, видимые раны зажили, зуб залечил.
Вечером 27 августа мне позвонил следователь и спросил про больницу, поликлинику, чтобы сделать запросы, а также сообщил, что виновник телефон не поднимает, по месту регистрации не появляется. Также уточнили, где он работает. Ответил, что не знаю. Следователь сказал, что мужчина живет в частном секторе, они его найдут, поинтересовался здоровьем и попрощался.
Уже 3 сентября я получил ответ из милиции, в котором мне предоставили все данные о виновнике. Информация, по-видимому, была получена от оператора сотовой связи. Фактически мне дали формальный ответ. Странно, но ведь в СМИ неоднократно писалось, что нужно идти именно в милицию. И зачем было вообще так долго тянуть, а тем более звонить, если буквально на следующий день после звонка отнесли ответ на подпись?
Получается, что у меня есть почти 3 года, чтобы обратиться в суд. Конечно, деньги не те, но ситуация весьма странная. Человек никак не отвечает за свои поступки, не держит своих слов. В милиции фактически отказываются что-либо делать, кроме нескольких звонков. Часть знакомых говорит, что он сам себя наказал, но вопрос в том, кто же наказал меня? Почему я должен нести финансовые потери? Почти месяц ходил с эластичным бинтом на ноге (к вечеру нога начинала ныть), пару недель боялся повернуть резко шею… Передний зуб никогда не будет таким же прочным, как раньше.
В ситуации я вижу вину только этого человека. Собака на велодорожку не выбегала, ребенка он не спасал. Банально развил высокую скорость, начал возиться с переключателями, а как доехал до поворота — выкрутил руль, но из-за скорости пошел по большему радиусу… Человек взрослый, около 40 лет, водит машину и отлично понимает, чем все это чревато. Решение игнорировать все входящие звонки — это выход из данной ситуации?
Буквально несколько лет назад люди начали активно покупать велосипеды, открылось множество прокатов. В теплые дни на велодорожке толпы людей. Для чего нужно множество знаков? Разметка? Ведь фактически они носят информационный характер. Запрещающие знаки не останавливают любителей погонять по лыжероллерной трассе на велосипеде. Движение по полосам не останавливает людей, которые едут по встречной не для обгона, а просто чтобы поболтать вдвоем. Стаи велосипедистов, которые ездят, как хотят, запросто могут вырулить на встречную. Пешеходы у нас в почете, но почему бы им не идти по тротуару, если таковой есть рядом с велодорожкой. Скорости порой могут быть весьма высокими. Однажды стал свидетелем происшествия, когда парень на дорожном велосипеде сбил женщину, оказавшуюся у него на пути (не говорю уже об огромном количестве других происшествий, которые я наблюдал). Неужели нельзя как-то закрепить это все на законодательном уровне? В интернете множество роликов, как в цивилизованных странах организовано движение.