Австриец, который не оплатил проезд по М1 и пытался прорваться через границу, не знал, что платной дороге должна быть альтернатива. Во всяком случае, в законодательстве такое требование четко оговорено. Но есть ли дублер? Спустя четыре месяца после введения системы BelToll, когда транспортные потоки уже перераспределились, корреспонденты Onliner.by решили это проверить. Само собой получилось, что редакционное задание разделилось на две части. Сначала нам предстояло проехать от Варшавского моста до Минска, не заплатив ни одного рубля за пользование трассой. Сразу оговоримся, что километраж вышел почти таким же, как по М1, а дорога заняла всего на два с половиной часа больше. Как это было, читайте в нашем репортаже.
По трассе М1 дорога из Минска до Варшавского моста занимает около трех с половиной часов. Двигаемся без превышения скорости. На участках, где разрешено, стрелка спидометра доходит до 120 км/ч. Покрытие ровное и сухое. Словом, ничего необычного. До автобана, конечно, далеко: дорога проходит вблизи населенных пунктов и, соответственно, есть нерегулируемые переходы, сеткой от животных проезжая часть не отделена, не везде установлено разделительное ограждение, освещение предусмотрено лишь на отдельных участках «олимпийки». Все это факторы аварийности.
Ближе к Бресту замечаем несколько автомобилей транспортной инспекции. Вот остановлен водитель микроавтобуса с украинскими номерами (граждане этой страны также должны оплачивать проезд по некоторым трассам). По легенде, придуманной редакцией, на обратном пути нам придется избегать платных трасс, чтобы не становиться участниками таких разборок. Успокаивает, что в отличие от незадачливого украинца мы подготовились и заранее продумали маршрут.
На «финише» (или скорее старте), возле Варшавского моста, одометр показывает ровно 350 км. Обратный путь обещает быть более сложным: нам нужно как-то добраться до Минска и ни разу не выехать на М1. Вообще-то такая возможность оговорена в указе №426 (от 27 сентября 2012 года). Цитируем: «взимание платы с использованием системы электронного сбора платы за проезд транспортных средств по платным автомобильным дорогам осуществляется при наличии альтернативного пути для бесплатного проезда в данном направлении». Например, во Франции, как правило, на выбор сразу предлагаются платная дорога и бесплатная. Более того, предусмотрена удобная навигация и цветовое кодирование, с которыми разберется даже третьеклассник (синим цветом обозначены платные трассы, зеленым — бесплатные). В Беларуси на это, вероятно, решили не тратиться. Ты сразу попадаешь на М1, а если не желаешь платить — крутись как хочешь. Так что иностранец или дальнобойщик может рассчитывать только на свое умение ориентироваться по картам.
Еще до поездки мы проложили маршрут. В дорогу на всякий случай берем в помощники GPS-навигатор да старый добрый атлас дорог. Он, к слову, очень пригодился. Дело в том, что из Бреста нужно как-то попасть на трассу Р2 Столбцы — Ивацевичи — Кобрин, фактически являющуюся дублером дороги М1. Однако до альтернативного пути еще нужно добраться — пришлось делать крюк, причем дважды.
Сначала некоторое время петляем по улицам Бреста. Нас выручило исключительно знание местности. Выбираем правильный ориентир — Каменец, благо указатели предусмотрены и нам остается лишь следовать им. Кстати, для иностранца здесь первая закавыка: не все указатели дублируются на латинице.
На незнание русского и белорусского языков нам сетовать не приходится. Через 4 км оказались на круговой развязке. Это выезд из Бреста. Направо — М1. Нам туда нельзя, там платные участки, рамки, транспортная инспекция… Едем прямо — на трассу Р83 Брест — Каменец — Национальный парк «Беловежская пуща». Обращаем внимание, что за нами движутся несколько фур. Как и мы, объезжают М1?
Покрытие дороги Р83 неплохое. Однако на пути много деревень, где приходится снижать скорость. На одном из участков замечаем знак «Движение грузовых автомобилей запрещено». Указана масса — 20 тонн. Груженым фурам здесь явно не рады. В этот момент нас обгоняет один из грузовиков.
А вот и первое приключение. Хотя мы заранее планировали маршрут и представляли, где нужно свернуть, все равно промахнулись. Не распознали неприметный перекресток в деревне Чернавчицы (Брестский район). Пришлось свернуть позже — на одну из местных дорог, которая имеет индекс «Н».
На удивление, несмотря на ее провинциальный статус, она оказалась с вполне приличным покрытием. Правда, на закруглениях нет знаков «Опасный поворот», зато есть вездесущая «Остановка запрещена». Очень актуально для чистого поля!
Крюк нам обходится примерно в 20 км. Пока выезжаем на дорогу Р7 Каменец — Жабинка — Федьковичи, рассуждаем: если даже мы, подготовленные, все равно заплутали, то что уж говорить про иностранцев? Сумели бы жители деревни Пелище (Каменецкий район) объяснить голландцу, как проехать? Можно ли назвать такой путь альтернативой? Формально, пожалуй, да. Но только формально.
Движемся в сторону райцентра Жабинка. Интересный факт: трасса Р7 была проложена аж в 1905 году! Ныне она примечательна разве что обилием пересечений со второстепенными дорогами. Пару раз пришлось резко маневрировать — на трассе разбросаны доски. Благо трафика нет, также как и каких-либо признаков сервиса. Если бы не деревни, то дорога была бы «мертвой».
Заезжаем в Жабинку. Если бы иностранцы выбрали путь не через М1, то могли бы ознакомиться с жизнью маленьких белорусских городков. Приметы же их типичные: в основном частная одноэтажная застройка, много сельхозтехники и непременно здание райисполкома с колоннами. Кстати, около него нам надо повернуть налево.
Очередная «эрка» — Р104 Жабинка — Кобрин. Снова отмечаем неплохое покрытие самой трассы, пока еще не разбитое большегрузами. Правда, в деревнях почему-то асфальт не столь хороший, причем разница очень четко заметна. Вероятно, проезжую часть в населенных пунктах обслуживает другая организация. За 27 км пути так и не встретили ни фур, ни легковушек с иностранными номерами.
Зато много велосипедистов, одетых в темное. Их транспортное средство обозначает лишь старый катафот. Такого в темноте действительно заметишь не сразу. Отсюда столько происшествий с их участием.
Минув Кобрин, наконец-то попадаем на трассу Р2 Столбцы — Ивацевичи — Кобрин протяженностью около 230 км. Наравне с М1 это часть знаменитого европейского маршрута Е30, включающего такие города, как Лондон, Гаага, Ганновер, Берлин, Варшава, Москва, Тольятти, Челябинск, Омск. Среди них также оказались Кобрин, Береза, Барановичи, Ивацевичи, Столбцы. С этого момента долго и упорно едем параллельно трассе М1. На некоторых участках «олимпийку» и Р2 разделяет всего пара десятков метров.
Чуть больше грузовиков, в основном с номерами Брестской области. Замечаем на лобовом стекле одной из фур белый прямоугольник. Это бортовое устройство системы BelToll. Как потом объяснили дальнобойщики, вероятно, у водителя закончились деньги на счету: решив не тратить время на пополнение баланса, он поехал в объезд. Но это скорее редкость. На всей трассе Р2 мы встретили еще 5—6 фур, не больше.
Многие жалуются на отсутствие инфраструктуры даже на М1. Так что закусочных с круассанами, туннельных моек и фирменных центров обслуживания на Р2 мы не искали. Зато магазинов, в которых продают комбикорма, обнаружилось в достатке. Это тоже своеобразная характеристика дороги. Пока транспортный спрос носит исключительно местный колорит.
На трассе Р2, у которой по одной полосе в каждом направлении, по умолчанию разрешено 90 км/ч. Ограничения встречаются редко, как и патрули ГАИ. Притормаживать приходится лишь в деревнях, которых на нашем пути встретилось не так уж мало. Из-за этого мы несем основные временные потери. Особенно часто приходится притормаживать в населенных пунктах. Например, на главной улице Березы расположено большое количество пешеходных переходов и «спящих полицейских».
Здесь же замечаем необычное транспортное средство: лошадь везет нечто вроде строительного вагончика. За рулем, точнее за поводьями, пожилой мужчина. Говорит, доставляет свежие булки. Да уж, на трассе Р2 скорее встретишь такое чудо на четырех колесах, чем машину с иностранными номерами.
Настырный GPS-навигатор все время пытался вывести нас на М1. Мы не поддавались, иначе бы не выполнили редакционное задание. В Ивацевичском районе встречаем первый и единственный указатель на платную дорогу. Там же обращаем внимание на очередной знак «Движение грузовых автомобилей запрещено». Дорожники паникуют и готовы выставить частокол из таких знаков. Они всерьез опасаются, что поток грузовиков схлынет с трассы М1 на сеть республиканских и местных дорог. Денег на компенсирующие меры не предусмотрено. Однако наша поездка показывает, что пока опасения напрасны.
Некоторое оживление наблюдается возле придорожного кафе (оно расположено в Барановичском районе), в котором мы решили пообедать. Заведение находится на перекрестке. Рядом поворот на трассу Р99 Барановичи — Волковыск — Гродно, куда одна за одной идут фуры. Это вполне объяснимо: с этой дороги легко попасть на пограничный пункт «Берестовица». Ради интереса заходим на сайт Госпогранкомитета, где есть оперативная информация об очередях. В «Козловичах» грузовых автомобилей нет вообще, а вот в «Берестовице» — 300. Делать далеко идущие выводы рано, но введение BelToll вполне могло сказаться на нагрузке в отдельных пунктах пропуска.
Первую и единственную машину с иностранными номерами, кстати, мы тоже увидели именно здесь. Это был Mercedes с немецким регистрационным знаком. Водитель говорил по-русски без акцента.
В Барановичах, население которых с каждым годом растет и уже составляет более 178 тыс. человек, дорога Р2 проходит по окраине города. Он расширяется, но пешеходных переходов мало, автомобилей тоже. А «олимпийка» вот она — рядом совсем проходит.
Въезжаем в Столбцы. Здесь мы должны проститься с Р2, оставившей исключительно приятные впечатления ненапряженным трафиком и хорошим покрытием. C какой-то тоской нам вслед смотрит памятник Дзержинскому.
Снова, как и в самом начале пути, приходится делать крюк. Чтобы попасть в Минск, нам нужно проехать по двум республиканским дорогам и одной — местного значения. Опять встает вопрос, можно ли считать это альтернативой. В любом случае, сворачиваем на трассу Р54 Першаи — Ивенец — Несвиж. «Ветряк» в тумане возле заправки смотрится весьма аутентично.
Предпоследний пункт программы. Рубежевичи (Столбцовский район), знаменитые своим костелом святого Иосифа. Еще до поездки местные дачники нам жаловались: от грузовиков стены трясутся, спать невозможно, дороги разбиты. Но когда мы заехали на главную улицу, оказалось, что она пустая. Из трафика только телега с четырьмя колоритными местными жителями. Они охотно рассказали: «Если проедет одна-две фуры случайно, то хорошо».
Попадаем на местную дорогу Рубежевичи — Дзержинск. Это бетонка. Покрытие местами оставляет желать лучшего. Это, пожалуй, худший участок на нашем пути. За все время движения по нему встретили лишь один автомобиль.
Последний рывок. Мы в Дзержинске. Отсюда до Минска рукой подать. Еще немного, и выезжаем прямиком на трассу Р1 Минск — Дзержинск, которую часто ошибочно называют М1 (на самом деле здесь они сходятся). Пока «эрка» бесплатная, но скоро такой фокус не пройдет. На этой дороге уже установлены рамки системы BelToll. В скором времени трасса потеряет статус бесплатной.
Перед самым въездом в город смотрим на одометр. Он показывает «736». Итого обратный путь составил 386 км. Мы побывали в восьми городах и проехали по шести дорогам республиканского и двум — местного значения. Если бы не крюк под Брестом в 20 км, то километраж вышел бы почти одинаковым. Зато расход топлива был ниже, ведь мы ехали 90 км/ч и меньше.
* * *
Подытоживая, заметим, что на пути из Бреста в Минск альтернатива для трассы М1 действительно есть — это Р2. Благодаря системе BelToll, как это ни парадоксально, дорога Столбцы — Ивацевичи — Кобрин может получить вторую жизнь. Пока она совсем не загружена. Возможностью объезда скорее воспользуются мелкие частные перевозчики или дальнобойщики, вовремя не пополнившие счет. Большим транспортным компаниям важнее скорость и надежность. Правда, чтобы попасть на Р2, еще нужно постараться — на въезде/выезде из Минска и Бреста придется плутать. Но все это пустяки по сравнению с поездкой из столицы в сторону границы с Россией. Забегая вперед, заметим, что маршрут до РФ был гораздо более заковыристым. Продолжение вы сможете прочитать на следующей неделе.
Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. db@onliner.by