Проезд по карточке. Репортаж с контролерами в минских трамваях

 
04 февраля 2014 в 8:30
Автор: Андрей Журов. Фото: Максим Малиновский
Автор: Андрей Журов. Фото: Максим Малиновский

В эти дни повышенное внимание обращено к трамваям. Сейчас там началась реальная эксплуатация автоматической системы контроля оплаты проезда. Вместе с контролерами мы посмотрели, как реагируют на новшество пассажиры. Первые впечатления такие: смарт-картами пока пользуются немногие, у большинства до сих пор бумажные талончики и проездные (на несколько видов транспорта), а вот у безбилетников наступили сложные времена — контролер, заходя в салон трамвая, сразу блокирует систему. Теперь талончик в последний момент не пробьешь. А ведь пытаются!

Теперь процесс контроля начинается не со слов «Предъявите билетик», а с прикладывания карты ревизора к валидатору. Как только это произошло, во всем салоне трамвая система оплаты отключается. Пробить талончик или «авторизовать» проездной уже не удастся. Раньше многие компостировали билеты, когда контролеры уже находились в салоне. Потом начинались споры, доказывания, вовлечение свидетелей-пассажиров. Новая система избавляет от ненужных разговоров. Не успел — плати штраф!

— Оплату проезда, пожалуйста, — заходят в салон трамвая, ехавшего по 4-му маршруту, контролеры.

— Вот у меня где-то тут есть, — показывает попеременно три талончика первый же безбилетник.

Ревизор внимательно просматривает каждый. Одни были пробиты раньше, другие еще не использовались. Но штампа об актуальной поездке нет.

— А почему не пробили талончик? Может, не разобрались? — спрашиваем мы уже на остановке.

— Да вот как-то… — мужчина так и не смог внятно объяснить, что случилось. Только признал факт безбилетного проезда.

Его отпускают без штрафа. Сейчас у контролеров установка скорее помогать пассажирам трамваев, объяснять, чем наказывать рублем. Однако совсем уж без штрафов, конечно, не обходится.

На следующей остановке с нами одновременно заходят несколько пассажиров. Процедура повторяется: контролер блокирует систему.

На компостерах загорается красный индикатор и появляется слово «Стоп». А на валидаторах высвечивается надпись: «Проверка оплаты проезда».

Обращаем внимание, что по объективным причинам оплатить проезд не смогли только вошедшие в салон. В лучшем случае начали искать талончик. «Валидатор не работает!» — жалуется на заблокированное устройство одна из пассажирок.

— Как быть в этом случае? — интересуемся у ревизоров.

— На самом деле мы запоминаем тех, кто только вошел. У таких билеты не требуем. Так было и раньше, — заверили наши спутницы.

Кстати, интересное наблюдение — абсолютное большинство пассажиров предъявляют разовые талончики на проезд. На втором месте по популярности — бумажные проездные на несколько видов транспорта, и только на третьем новые электронные проездные. Из нескольких сотен пассажиров только у 10—15 человек были смарт-карты.

— Позвольте вашу карту, — просит контролер.

Сотрудник «Минсктранса» должна приложить ее к своему терминалу. Это устройство для считывания информации как раз с электронного проездного. Если все в порядке, то на экране терминала высветятся данные о поездке. В случае неоплаты появится соответствующее предупреждение.

Что примечательно, по всем электронным проездным оплата произведена корректно. Хотя поначалу были сомнения: вдруг все будут повально забывать прикладывать смарт-карты к валидаторам? Когда система вводилась, журналисты задали вопрос: «Пассажир, приобретая проездной, уже оплачивает проезд. За что его штрафовать, если он забыл „авторизоваться“ в трамвае?»

Ответ был таким: «„Авторизуясь“, пассажир фактически реализует свое право на поездку в конкретном общественном транспорте. Контролер же проверит не то, что человек купил проездной, а то, что воспользовался правом». Словом, если не приложишь проездной к валидатору, то проезд считается неоплаченным. Установит это контролер с помощью терминала. Но такие пассажиры, повторимся, во время репортажа нам не встретились.

— На самом деле это устройство [терминал. — Прим. Onliner.by] отчасти контролирует и нас самих, — признались ревизоры. — Можно, например, узнать, сколько электронных проездных было проверено.

Одним из главных преимуществ новой системы называют именно информационную составляющую. Смарт-карты дают уникальные и, главное, объективные данные о фактических поездках. Пока лишь по косвенным признакам судят, куда ездят горожане, как часто пользуются тем или иным маршрутом, в какое время. В результате транспорт не всегда отвечает спросу. В будущем графики и маршруты станут более пассажироориентированными, обещают специалисты.

— Подскажите, что с этим делать? — в следующем трамвае девушки интересуются у контролеров, как правильно пользоваться электронным компостером.

На самом деле ничего сложного: на талончике есть стрелочка. Но даже если пассажир ошибется и печать поставится с обратной стороны, то ничего страшного. Претензий к такому билету не будет.

— Один раз прикладываете — считывается поездка, второй — узнаете, сколько осталось, — терпеливо объясняют ревизоры, как пользоваться смарт-картой, еще одной пассажирке.

Заходим в очередной трамвай. У большинства пассажиров проезд оплачен. Вот молодой человек предъявляет талон старого образца, но пробитый в новом компостере.

— Здесь все в порядке. Электронный компостер принимает и такие билеты, — комментируют контролеры. — Никакого нарушения нет. Проезд же оплачен по действующему тарифу.

А вот старый фокус «двойной поездки по одному талончику» с новой системой не пройдет. Если кто-то подумает, что такой ерундой никто не занимается, то ошибется. «Встречаются пассажиры, которые возят веер талончиков. У них все билеты подписаны: указан не только маршрут, но и номер конкретного трамвая. Это бывалые „зайцы“», — рассказывают контролеры.

Однако теперь компостер проставляет не только тип транспортного средства, его маршрут и номер, но и время, а также дату поездки. Пробивать билет дважды бессмысленно. Впрочем, находятся те, кто рискнул.

— Вы этот талон прокомпостировали дважды — в 16:49 21 января и сегодня, — замечает контролер пассажирке, которая предъявила уже недействительный билет. — Это нарушение. Вам придется оплатить штраф.

Дама в шикарной шубе крайне недовольна. Ее отрицательные эмоции зашкаливают, и она выплескивает агрессию на ревизора.

— Чтобы ты на лекарства работала… Чтобы валокордин себе покупала… — цедит сквозь зубы пассажирка, протягивая деньги на штраф.

В такой ситуации контролер не может ничего ответить, только передать взамен квитанцию. Позже ревизоры расскажут: не оплачивают проезд в основном люди небедные. В группе риска также студенты и, как ни странно, некоторые сотрудники одного из крупных минских предприятий, предъявлявшие в последнее время поддельные проездные.

Во время репортажа мы много раз наблюдали, как пассажиры, увидев контролеров, тщетно пытались запоздало засунуть талончик в компостер. Потом возмущенно жаловались: да он же у вас не работает, какой бардак! Несколько студентов пытались предъявить чистый билет. Сейчас еще немногие знакомы с особенностями новой системы оплаты проезда. Но то, что теперь быстрота реакции не спасает, — факт. Впрочем, кто-то, завидев ревизоров, действует более решительно — спешит на выход, иногда уже в закрывающиеся двери.

...Тестирование продолжается, но уже в режиме реальной поездки. Валидаторы и электронные компостеры между тем постепенно устанавливают в троллейбусах и автобусах. К августу специалисты обещают технически подготовить всю систему общественного транспорта в Минске к внедрению единого электронного проездного и применению более гибких тарифов. По одной карточке, предполагается, можно будет ездить в автобусах, трамваях, троллейбусах, метро и даже пригородных электричках.

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. db@onliner.by