Гаражный вопрос. Можно ли ремонтировать свой автомобиль?

 
21 февраля 2014 в 8:30
Автор: Андрей Журов. Фото: Аркадий Соболев
Автор: Андрей Журов. Фото: Аркадий Соболев

Конфликтная ситуация возникла в одном из гаражно-строительных кооперативов (ГСК) Минска. Автовладелец специально снял бокс с ямой, чтобы сделать ремонт подвески в своей машине. Заметим, арендовал официально! Но в первый же день ему предъявили претензии. Председатель ГСК, проходя мимо, заметил, что ведется ремонт, и пригрозил выселением. Мол, гараж — только для хранения автомобилей! Удивительное дело, но в администрации района того поддержали: нельзя просто так ремонтировать машины в боксе даже владельцу. Мы выяснили, насколько реальны угрозы выселить из гаража, если решишь, скажем, заменить амортизатор в своем автомобиле.

«Два дня назад я снял гараж с ямой в кооперативе в Минске. Все официально, экземпляр моих бумаг при мне. Забрал ключи у хозяина и поставил сразу же свое авто в гараж для мелкого ремонта в подвеске. Не прошло и двух часов, как ко мне подошел мужик, говорит, что председатель. И давай меня отчитывать по полной за то, что я ремонтирую себе автомобиль, кричит, что выселит и т. д. Так вот: имеет ли право председатель гаражного кооператива меня выгнать за ремонт своего авто, когда я официально по договору аренды снимаю помещение, договор не нарушал? Неужели в гаражах нельзя делать ремонт? Что имеет право сделать председатель?» — спрашивает на нашем форуме Александр.

В разговоре с нами он объяснил: искал гараж долго, не хочет опять погружаться в поиски. Нужно отремонтировать свой автомобиль перед продажей. Специально для этого выбирал бокс с ямой. «Никакой предпринимательской деятельностью не занимаюсь. Другие машины ко мне не приезжают», — подчеркнул автовладелец.

Александр сослался на слова председателя кооператива. Тот занял жесткую позицию: гараж предназначен только для хранения транспортных средств, никаких ремонтов проводить нельзя, иначе — выселит. Когда его попросили показать устав или другой документ, где указаны ограничения, пообещал предоставить их позже.

В телефонном разговоре председатель ГСК нам повторил то же самое: «У нас не СТО, понимаете? Он не имеет права ремонтировать автомобиль, поскольку гараж служит для хранения, а не ремонта. Согласно указу надо оформляться как предпринимателю. А для ремонта есть автосервисы… Испокон веков так было!»

Когда же мы попросили назвать номер указа, мужчина замялся, предложил поискать документ в интернете: «Ну вы же журналисты, должны знать…» Мы все же выяснили, что речь идет об указе №432, который был подписан в сентябре прошлого года. Документ широко не обсуждался, но касался гаражей и их использования (он вносил изменения и дополнения в основной указ №43 от 2008 г.).

Фактически было введено новое понятие «мастерская». В документе ей дается такое определение: «гараж, соответствующий требованиям, установленным законодательством для оказания услуг по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств». Кто же имеет право использовать гараж как мастерскую? Есть ответ и на этот вопрос: члены гаражного кооператива, зарегистрированные в установленном порядке в качестве индивидуальных предпринимателей, с согласия общего собрания (собрания уполномоченных).

Но касается ли это случая Александра? Неужели теперь, чтобы поменять амортизатор, нужно переводить гараж в статус мастерской, уговаривать какое-то собрание, принимать проверки? Очевидно, что проще закрыть двери и никого ни во что не посвящать. Ну а как все же по закону?

— В договоре об аренде гаража четко сказано: по назначению, — прокомментировали в администрации Заводского района города. — А гараж кирпичный, блочный, капитального строения или металлической конструкции предназначен только для хранения транспорта. Если он хочет заниматься некой деятельностью — свою машину [ремонтировать], бабушкину, дедушкину, тут никто спрашивать не будет, он занимается ремонтом. Он же не колесо меняет… А если у него сварочные или лакокрасочные работы, он должен оформляться как индивидуальный предприниматель. После этого председатель ГСК должен подать заявку об изменении устава, где будет указано проведение ремонтных работ. А если у автовладельца возникают вопросы, то плохо он начал… Проведем беседу, направим на консультацию к юристу.

— Если владелец гаража хочет лампочку поменять, то это уже нарушение законодательства? — спросили мы.

— Нет. Это замена запчасти. Вы же когда в квартире лампочку меняете, не называете это ремонтом?

— А что же тогда считать ремонтом?

— Ну неужели вы не знаете? Балансировка колес, сварочные работы, ремонт двигателя… Для этого надо открывать ИП. Еще вопрос, может ли арендатор в принципе этим заниматься.

Комментарий специалиста ясности не внес, зато добавил вопросов. Александру, например, надо заменить рулевые наконечники, амортизаторы и тормозные колодки. То есть использовать сварочный аппарат, упаси бог, не придется. Шпаклевка, покраска и полировка кузова тоже не понадобятся. Это же не ремонт? Или ему нужно срочно бежать оформляться как индивидуальному предпринимателю, пока не закончился срок аренды?

Мы обзвонили еще несколько председателей ГСК Минска. Все убеждены: обязан, если бы был собственником гаража. Пришлось бы сначала получать согласие собрания, потом вносить изменения в устав, затем проверила бы санстанция, сотрудники МЧС, экология. Но поскольку человек снимает гараж, то ему это даже не грозит — арендатору вообще запрещено заниматься ремонтом. Ссылаются на тот же указ №432 и добавляют: предусмотрена ответственность по статье 12.7 КоАП за незаконную предпринимательскую деятельность — штраф до 100 базовых величин с конфискацией предметов нарушения.

Несколько раз мы повторяли, что речь идет о ремонте своего, а не чужого автомобиля. Но в гаражных кооперативах и слышать об этом не хотели. Не положено, и все тут! Только через предпринимательство. Грань между ремонтом и заменой запчастей они не называли, уходя от конкретных вопросов. Непонятно главное — как будут уличать в «незаконном» ремонте и контролировать весь процесс?

Возможно, столь жесткие меры ввели в связи с рядом случаев, произошедших в гаражах? Напомним, не раз там регистрировались возгорания и даже взрывы. Мы регулярно сообщаем о таких ЧП. В 2011 году в проезде Масюковщина в результате такого случая были разрушены три гаражных бокса, повреждено шесть легковых автомобилей, пострадал человек. Сам пострадавший утверждал, что работал с «болгаркой», в гараже нашли два баллона.

Впрочем, все это, похоже, не имеет ничего общего с изменениями в законодательстве, т. к. запретов на ремонты не вводилось. Общее мнение председателей ГСК развеяли в Министерстве торговли, куда мы обратились за комментарием. Там обратили внимание, что все воспринимают Александра как предпринимателя.

— Если же верить сообщению, оставленному на форуме, то он занимается ремонтом своего автомобиля. Это не может считаться предпринимательской деятельностью, поскольку он не извлекает личной выгоды. А указ №432, на который ссылаются в ГСК, касается именно предпринимательской деятельности. Обычный владелец гаража волен делать в своей собственности что хочет, если это не нарушает интересов других членов кооператива, соответствует законодательству и не несет опасности, — заявили специалисты.

В Минторге заметили, что запретить проводить ремонт автомобиля в целом не может ни один устав ГСК. Это будет элементарное нарушение прав гражданина. Однако есть ряд противопожарных, экологических, санитарных требований, которые владелец гаража обязан соблюдать.

— В частности, существуют правила пожарной безопасности для жилых зданий, общежитий, индивидуальных гаражей и садовых товариществ, — дополнили специалисты. — В пункте 185 указан ряд ограничений для гаражей. Например, в них нельзя проводить окраску транспортных средств, заправлять горюче-смазочными материалами, подогревать двигатели, производить ремонтные работы с применением открытого огня, перезаряжать аккумуляторы, проводить газо- и электросварочные работы и т. д.

Александру, как мы выяснили, нужно всего-то отремонтировать подвеску. То есть он ничего не нарушает и может погрузиться в ремонт своей машины. Но опять-таки оговоримся: если речь не идет об оказании услуг, то есть предпринимательской деятельности. Почему же возникло такое недопонимание? Возможно, представителям ГСК не так объяснили изменения в законодательстве? Или же они настолько напуганы, что готовы отправлять для оформления ИП даже обычных владельцев гаражей?

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. db@onliner.by