Дважды два колеса. Рейд ГАИ по двухколесной технике

 
18 марта 2014 в 8:30
Автор: Андрей Журов. Фото: Максим Малиновский
Автор: Андрей Журов. Фото: Максим Малиновский

В минувшую пятницу на МКАД преследовали водителя спортбайка. Типичные приметы нарушителя: едет без номеров, со значительным превышением скорости, указания сотрудников ДПС игнорирует. Однако по меньшинству нельзя судить в целом о мотоциклистах. Во время ночного рейда спецподразделения Минской ГАИ оказалось, что у большинства водителей двухколесного транспорта все документы в порядке и останавливались они сразу. Впрочем, на радар попали двое нарушителей, ехавшие 105 км/ч, а один парень не успел поставить на учет свой Yamaha.

Никогда за последние годы мотосезон не открывался так рано. Считается, что на улицы города выехали самые рисковые, отчаянные мотоциклисты. Осторожные же байкеры ждут, когда прогреется асфальт и окончательно уберут песок с проезжей части, иначе есть риск «поскользнуться», как в гололедицу. В Госавтоинспекции еще после первых происшествий предупреждали: контроль за мотоциклистами будет усилен. Особое внимание магистральным улицам — пр. Независимости, пр. Победителей, ул. Притыцкого и другим, где в последние годы часто регистрировались происшествия с байками. На этот раз в рейд отправилось спецподразделение Минской ГАИ.

19:15. Сразу заметно, что число мотоциклистов за последнюю неделю выросло, но их все равно мало. На пл. Богушевича встречается стритбайк, на ул. Тимирязева — одинокий Honda Gold Wing. На излюбленном месте байкеров, возле ТЦ «Корона», только два скутера. Намекая, что дергать по пустякам мотоциклистов не намерены, инспекторы подчеркнуто замечают: «Водители ПДД не нарушают. С ходу видно, что едут уверенно. Так что проблем нет».

— Часто автомобилисты жалуются на то, что байкеры движутся по междурядью. Штрафуете за такое? — спрашиваем у сотрудников ГАИ.

— Это считается нарушением расположения транспортного средства на проезжей части, поскольку водители мотоциклов мешают попутным автомобилям и часто при этом не указывают повороты. Да, за такое предусмотрен штраф в размере от 1 до 5 базовых величин.

19:40. На пр. Независимости возле цирка еще один ранний мотоциклист. Сзади — пассажир. Оба в шлемах. Указатели поворота включены. Никаких претензий к водителю Yamaha нет. В пресс-службе Минской ГАИ позже объяснят: «Внимание к мотоциклистам на протяжении сезона будет пристальным, но не назойливым. Это такие же участники дорожного движения до той поры, пока они не переходят в разряд злостных нарушителей».

20:00. В подтверждение слов коллег из пресс-службы инспекторы занимают позицию на пл. Я. Коласа. «Визир» направлен на поток, движущийся к пл. Победы. Несмотря на то что час пик прошел, поток плотный. А мотоциклистам, которые любят устраивать «покатушки», это не очень нравится. Обычно они появляются позже. Хотя несколько водителей двухколесных транспортных средств встречаются. Скорость потока — 60—70 км/ч.

20:10. Сотрудники спецподразделения решают все-таки остановить водителя скутера Honda для проверки документов. На такой аппарат любо-дорого посмотреть: отличная комплектация, каждая деталь блестит, сзади установлены аккуратные кофры. Нужно ли сомневаться, что у такого водителя все документы в порядке? К сезону готов!

— Это любитель покататься в свое удовольствие, — делятся впечатлением инспекторы. — Что характерно, такие мотоциклисты всегда ведут себя адекватно. Бывало, останавливаешь байкера, а он: «Причина остановки?» Просишь предъявить документы, а у него нет, не получал никогда.

21:00. Инспекторы перемещаются к парку Челюскинцев. Здесь движение более разреженное, есть возможность развить скорость. Тем более быстрому и юркому скутеру или мотоциклу. Сотрудники ГАИ делятся наблюдениями: обычно около 22:00 байкеры едут из центра города, а в полночь возвращаются обратно. Кстати, эти слова позже получили свое подтверждение, но об этом ниже.

21:40. Останавливают водителя скутера Hors, у которого нет номеров. Три года назад мопеды обязали регистрировать в ГАИ (это предусмотрено постановлением правительства №443 от 4 апреля 2011 года), а их водители должны получать права. Но выясняется, что удостоверение у молодого человека есть, скутер только-только приобрел. Сотрудники спецподразделения напоминают, что у него есть 10 дней для регистрации с момента покупки.

Пользуясь случаем, парень спрашивает:

— А мне можно только в крайней правой ехать? И что делать, если налево поворачивать?

— Вы можете покидать пределы крайней правой для объезда препятствия, а также для поворота налево и разворота, — напоминают инспекторы.

Хорошо бы, конечно, освежать знание ПДД перед новым мотосезоном, а тем более перед покупкой скутера. Кстати, во время официального открытия мотосезона ГАИ города обещает устроить сдачу на права категории АМ по упрощенной схеме: это можно будет сделать прямо на площадке.

21:50. Подтверждаются слова инспекторов о курсирующих туда-сюда мотоциклистах. В сторону центра, бросив мимолетный взгляд на машину ГАИ, с ревом проносятся двое водителей Kawasaki и Honda. «Визир» фиксирует их скорость — 105 км/ч. Вспоминаем, что буквально полчаса назад они ехали в сторону Национальной библиотеки. Но никто преследование не устраивает. «Номер зафиксирован, водителей вызовут для беседы в ГАИ. Это лучше, чем устраивать гонки по центру города», — уверяют сотрудники спецподразделения.

Погони за мотоциклистами всегда очень неоднозначны. С одной стороны, зафиксировано грубое нарушение ПДД, с другой — еще больший риск спровоцировать аварийную обстановку и ДТП. Если же дело доходит до погони, то ГАИ скорее придерживается метода итальянской полиции — едет, пока преследуемый не остановится.

Вспоминается случай на ул. Притыцкого, когда даже не было преследования. Водитель байка, как он сам объяснял во время суда, испугался, поскольку у него не было прав категории А, проехал на красный и насмерть сбил пешехода.

22:00. Продолжаем рейд уже с другим экипажем спецподразделения ГАИ. Они работают по ночам и хорошо знают специфику трафика именно в это время суток. По дороге один из инспекторов вспоминает: «Несколько лет назад остановил 8 марта девушку на скутере. Ей было лет 17—18. Сразу даже принял ее за парня — сидит что-то укутанное за рулем. Потом присмотрелся, а это девчонка. Глаза стеклянные, перегар… Отвезли на медосвидетельствование, а у нее около 1 промилле. Пробиваем по базе: так она к тому же „повторница“!»

22:20. Скутеров в последние годы стало очень много. На перекрестке улиц Городской Вал и Немиги инспекторы замечают двоих водителей мотороллеров. Номера у обоих есть. Но сотрудники решают на всякий случай проверить документы. Подают сигнал тогда, когда оба уже замедлились перед светофором, а деваться особо некуда. Потом инспекторы объяснят: нередко пытаются уехать, так что приходится прибегать к такой методике.

На самом деле у ребят все в порядке. Точнее, почти в порядке. У одного нет при себе документов, его для разбирательства просят присесть в служебную машину ГАИ.

— За это предусмотрена ответственность. Так как вы признаете нарушение, то выпишем минимальный штраф — в 65 тысяч рублей, — объясняют инспекторы.

— Да я и так государству угля отгрузил. Только заплатил 1 миллион 700 тысяч штрафа, — возмущается водитель Honda Ledo. — Два ДТП, проехал под запрещающий знак…

— Ну а кто в этом виноват? — параллельно инспектор пробивает по базе. — Права у вас действительно имеются. А нарушений я бы не сказал, что мало…

Напоследок парня предупреждают и просят быть аккуратнее.

23:00. Проспект Независимости. Возле станции метро «Академия наук» проезжает группа из 6—7 мотоциклистов. В этот момент вспоминаются слова о традиционных вечерних «покатушках» по центру города. Сотрудник спецподразделения разворачивается. Спокойно, без включенных спецсигналов нагоняет байкеров уже возле съезда на ул. Руссиянова.

— Водитель мотоцикла, остановитесь! — это адресуется парню, управляющему Kawasaki.

Яркий ирокез на шлеме водителя вроде бы подчеркивает, что это хулиганы. Однако проверка документов показывает: все в порядке. Более того, обращает на себя внимание экипировка — не самые дешевые шлемы, специальные перчатки, пассажирка вообще в полном обмундировании. Вот бы все так!

Параллельно останавливают девушку на Honda, к которой также претензий быть не может.

23:20. Очередной ночной мотоциклист. На перекрестке пр. Независимости и ул. Комсомольской водитель туристического BMW K 1600 GTL уверенно перестраивается. Между прочим, это один из самых дорогих серийных мотоциклов. Большинство автомобилей в Минске стоят дешевле. Сразу понятно, что у этого водителя точно все будет в порядке. Так оно и есть.

23:35. А вот к парню, управлявшему Yamaha без номеров, было немало вопросов. Его остановили возле Дворца Республики. После включения спецсигналов мотоциклист обернулся. Он ехал с небольшой скоростью, и деваться ему было некуда: несмотря на ночной час, впереди шел поток автомобилей.

— Я что-то нарушил? Вроде аккуратно ехал, — шлем скрывает совсем юное лицо водителя Yamaha. Выясняется, что парень учится в колледже. Мотоцикл купил около месяца назад. — Не успел еще на учет поставить. Вместе с ребятами завтра как раз собирался. Сейчас решил обкатать.

— Не боитесь? Сейчас еще не лучшие условия для поездок на мотоцикле, — замечают инспекторы.

— Нормально! Вот где лужицы, приходится притормаживать.

Оказывается, у парня нет и обязательной страховки. За это составляют протокол, а за несвоевременную регистрацию выписывают квитанцию.

...После полуночи интенсивность потока снижается, становится холоднее, и мотоциклисты больше не встречаются. Де-факто сезон, конечно, уже открыт. Так хотелось бы, чтобы этот обошелся без происшествий. Но, увы, первые уже зарегистрированы. И пока ничего не говорит в пользу того, что нынешний будет отличаться от предыдущих.

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. db@onliner.by