«Прикурить» не найдется? Чего нельзя делать, чтобы автомобиль и дальше без проблем заводился в мороз

 
30 октября 2014 в 8:30
Автор: Андрей Гомыляев. Фото: Алексей Матюшков
Автор: Андрей Гомыляев. Фото: Алексей Матюшков

Пожалуй, каждый автомобилист хоть раз сталкивался с проблемой, как завестись зимним утром. Порой некоторым приходится бросать машины на месте парковки и добираться на работу на общественном транспорте. Одна из основных причин — севший аккумулятор. Продавцы АКБ не скрывают, что покупатели приходят волнами: в первые морозы, после –10... –15 и наконец когда столбик термометра падает ниже отметки –20. Последних клиентов реализаторы называют «обреченными» — мол, такие уже надоели соседям с просьбами «прикурить» и в итоге вынуждены идти в магазин за новой батареей. Мы обратились к дилеру аккумуляторов, чтобы выяснить, как упростить приобретение, на чем можно сэкономить, а также каким образом именитые производители вводят в заблуждение потенциальных потребителей.

«В среднем аккумуляторы „живут“ три-четыре года, — говорит представитель фирмы „Римбат“ Сергей. — Выходят из строя они в основном из-за разряженности. Забытый на ночь свет фар, незахлопнутая дверь (например, из-за обледенения уплотнителя) — основные тому причины. Происходит разряд батареи, и на пластинах начинает образовываться сульфат свинца, активная масса, нанесенная на них, оплывает (при нескольких разрядах). В итоге емкость АКБ падает. Энергии в данном случае не хватит для того, чтобы провернуть стартер. Во время езды и тряски идет более быстрое осыпание активной массы, и электролит становится темным и непрозрачным. Чтобы этого избежать, следует минимизировать вибрацию путем закрепления аккумулятора в месте установки».

«Зимой батарея должна быть заряжена не менее чем на 75% — этого хватит для безотказного пуска двигателя, — подчеркивает Сергей. — Городским жителям нужно особенно следить за этим значением, так как при пробеге в 15—20 километров в день (поездки на работу и домой) генератор не успевает зарядить АКБ, особенно если включены музыка, свет, отопление. Тем более что зимой скорость зарядки батареи намного ниже. Еще один опасный для аккумуляторов режим поездок — режим такси с многократными пусками мотора в течение дня. Нередко автовладельцы обращаются к нам с жалобой, мол, батарея замерзла через полгода после покупки: стенки вздулись, внутри лед. Причина одна — разряженность, приведшая к уменьшению плотности электролита. В результате химической реакции кислота переходит в пластины и плотность электролита снижается. Вследствие этого электролит с небольшой плотностью замерзает. Пластины деформируются и соприкасаются, что приводит к короткому замыканию и выходу из строя».

У нас принято относиться к автомобильному аккумулятору как к батарейке в пульт от телевизора. То есть купил и забыл. Включается — все хорошо, нет — надо идти в магазин за новой. На самом деле АКБ нужно проверять хотя бы раз в полгода, уверяют специалисты. Элементарно измерить заряд вольтметром на любой станции. Минимальное напряжение должно составлять 12,6 вольта. Если показатель меньше — пора зарядить. Зарядные устройства продаются. В основном они работают автоматически, но только в теплом помещении.

«Если же спасти аккумулятор не удается, приходится покупать новый, — Сергей решил рассказать о подборе. — Многие сайты дают пошаговую инструкцию: выбираете модель, год выпуска и в итоге получаете список из нескольких наименований. Но каталоги не всегда выдают верную емкость батареи (в ампер-часах), могут не учитывать комплектацию (у одних есть только стеклоподъемники, у других — спутниковая навигация, вебаста, парктроники и т. п.). Точно можно сказать, что лучше выбирать большую емкость — вероятность завестись в мороз увеличивается. Допускается и превышение ее на 10%. В то же время оставшееся еще со времен СССР понятие недозаряда аккумулятора ныне считается ошибочным. Покупатель говорит, мол, большую емкость брать не буду — у меня генератор не вытянет. На самом деле для генератора нет разницы, куда распределять энергию — в „шестьдесятпятку“, скажем, или в „шестидесятку“».

Перед походом в магазин нужно для начала померить свой аккумулятор рулеткой. Это банальность, но помогает сэкономить время и потребителя, и продавца. Опять же, потому что каталоги не всегда выдают точную информацию. Например, на Honda CRV американской и европейской (японской) сборки идут разные батареи. Хотя это скорее исключение. Еще пару аспектов: нужно знать полярность, то есть с какой стороны находится «плюс» (смотреть при положении АКБ, когда клеммы находятся ближе), а также форму корпуса, а именно торчат ли клеммы или утоплены в корпус. Советуют также определиться, нужен ли аккумулятор с индикатором заряда. Обычно они устанавливаются на необслуживаемые модели. Это не светоиндикатор, как считают многие, а просто пластиковый шарик. При понижении плотности электролита он тонет, отчего цвет меняется (зеленый — черный — белый). Такие модели в любом случае стоит заряжать перед морозами, даже если индикатор зеленый — он сменяется на черный только после преодоления 63% заряда.

В последнее время в сети появились объявления о продаже новых небольших пусковых устройств. Сообщается, что они способны запустить двигатель — достаточно лишь присоединить такой аппарат к прикуривателю. «Откровенно говоря, не верю в их способности, — говорит специалист. — Согласно рекламе блок выдает неимоверное количество ампер. По факту же — не больше 10—15, ибо электрооборудование в автомобиле не настолько мощное, чтобы пропускать большие токи. При малой силе тока мотор не запустится, при большой — сгорят предохранители. Портативные устройства для запуска продаются, однако их размеры больше сотового телефона. Еще одна новинка на рынке — АКБ с пометкой Silver. Производитель уверяет, что пластины покрыты серебром. Скажу так: технология изготовления батареи с точки зрения физики не меняется уже лет сто. 80 процентов его веса — свинец, любые добавки иных металлов — лишнее сопротивление. Тут более важен другой показатель — крепость бортов решетки пластин, особенно летом, когда от жары они деформируются. У продавца можно попросить аккумулятор с литой решеткой, он прослужит дольше».

Продолжая тему пусковых токов, Сергей рассказал, по каким критериям в этом плане стоит выбирать АКБ: «При одинаковой емкости производители предлагают разные пусковые токи. Гоняться за самым высоким значением в этом вопросе не нужно, так как любого пускового тока при правильно подобранной емкости хватит в любом случае. Иногда это значение используют маркетологи — указывают на коробке завышенную цифру. В целом не могу посоветовать покупать „распиаренные“ бренды, лучше брать что-то среднее».

Чтобы упростить автомобилистам выбор, производители АКБ разделили аккумуляторы на три класса: эконом (ровно на два года, подойдет для машины, выставленной на продажу), стандарт и премиум. У покупателя всегда есть возможность попросить тот вариант, который ему необходим. Одно «но»: не стоит требовать батарею с показаниями ампер-часов, ниже рекомендуемых. Продавцы делают пометку в «выбор покупателя», потому как аккумулятор неправильно подобран. В итоге на гарантию можно не рассчитывать. Дилеры советуют проверять батареи в среднем два раза в год и обязательно перед наступлением сильных холодов. Как говорят продавцы, «умирать аккумуляторы начинают весной или летом, а похороны — зимой».

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. db@onliner.by