Большинство белорусских семей считают, что автомобиль — необходимая в хозяйстве вещь. Особенно если в семье есть дети и, скажем, загородный домик. А также если семья не обладает внушительными доходами, но испытывает большой интерес к дальним странам и тягу к путешествиям. Именно машина в этом случае решит насущные вопросы и раздвинет горизонты. Накопив определенную сумму, мы выбираем не просто «кусок железа», мы выбираем друга семьи. Практичного и симпатичного, преданного и надежного. Для нашей семьи два с половиной года назад этот вопрос был решен так: купить машину «с нуля» в автосалоне.
Изучение рынка подержанных авто в ценовом диапазоне 13—15 тысяч долларов убедило: у большинства машин отсутствует «прозрачная» история, налицо проблемы, скрываемые продавцами и вылезающие на поверхность в самом неприглядном виде. Цена автомобилей 3—5-летней давности класса «С», таящих указанные сюрпризы, завышена на 10—20%. В то же время за эти деньги в цивилизованных условиях можно приобрести автомобиль сравнительно молодого класса «В+». При этом новая машина по своим характеристикам несильно уступает предлагаемой «бэушке». Было еще несколько моментов, которые мы считали жизненно важными: пассивная безопасность автомобиля (подушки безопасности и ABS), опции комфорта: кондиционер, минимальный электропакет, вместительный багажник для дальних поездок, возможность трансформации задних сидений (мало ли что придется перевозить), вменяемая стоимость техобслуживания и небольшой расход.
Итак, сделав выбор в пользу новой бюджетной машинки со 100%-ным начальным ресурсом, мы отправились в автосалоны. После изучения их сверкающих залов, тест-драйвов рядом с напряженными, но не теряющими доброжелательности продавцами, мы остановились на двух марках: Kia Rio и Volkswagen Polo. Последний вариант отвергли из-за более высокой стоимости, невозможности трансформации сидений салона в начальных комплектациях, наличия проблем (по отзывам на профильных сайтах) в системе ABS и электроусилителе руля, плохой шумоизоляции, консервативного дизайна.
Ранее мы не сталкивались с автомобилями российской сборки, и было слегка «стремно» покупать такую машину. Но цена и отзывы тех, кто купил Rio и не поленился поделиться впечатлениями, сыграли решающую роль. Проблема недостаточной жесткости задней подвески была решена производителем в феврале 2012 года. В марте мы заказали машину: Kia Rio в комплектации «комфорт», тип кузова — седан, двигатель объемом 1,4 (107 «лошадок»), пятиступенчатая механическая КПП, сочный цвет «красный гранат». Комплектация включает в себя много практичных вещей: кондиционер, ABS, ЕСС, бортовой компьютер, электропакет, дополнительную шумоизоляцию, увеличенный клиренс и пластиковую защиту картера, передние и задние дисковые тормоза, регулировку сиденья водителя, фронтальные подушки безопасности для водителя и пассажира, печку увеличенной мощности, складные задние сиденья (соотношение 60% на 40%), оцинкованный кузов с дополнительной антикоррозийной обработкой. Из дополнительных опций мы добавили сигнализацию, которую должны были установить специалисты автосалона.
Обаятельная менеджер автоцентра сияющей улыбкой одобрила наш выбор и бойко подготовила договор. Вместо указанных в условиях договора трех месяцев доставки машина доехала за два. 15 мая 2012 года стал для нас маленьким праздником: шампанское, конфеты и подарки от продавца, пожелания счастливой дороги и торжественное вручение ключей. Мы вступили во владение автомобилем, нарекли его «Кирюхой» и выкатились за ворота автоцентра. Началась обкатка длиною в первые 1000 км.
Находясь за рулем, следует помнить: не перекручивать двигатель за отметку 4000 об/мин, стараться использовать мотор машины в максимально разнообразных режимах. После первых 500 километров стали ощущаться реальные возможности разработавшегося агрегата. После обкатки расход топлива резко упал: от 10 до 7 литров в городском режиме. На этой отметке он держится до сих пор.
Так как машина покупалась без аудиосистемы, отдельно купили автомагнитолу, заменили и добавили акустику, установили сабвуфер. Для «уюта и чистоты» купили практичные резиновые коврики в салон. Для избегания спорных ситуаций и чувства защищенности за рулем — простенький видеорегистратор. К габаритам машины водителю пришлось поначалу привыкать — «хвостик» седана «теряется» в заднем стекле, при парковке ориентироваться можно только по зеркалам.
Уже спустя три месяца машина подверглась первому испытанию — поездке в юго-западную и центральную части Украины. Выбоины украинских дорог выявили «короткий ход» подвески, что приводило к «пробоям» передних стоек амортизатора на скорости свыше 110 км/час. Проблема «лечилась» снижением скорости до 90—100 км/ч и активным маневрированием. Кирюхе приходилось ездить также по грунтовым и гравийным дорогам. Здесь Kia показал себя молодцом — давал возможность ехать 80 км/ч, без существенной потери комфорта в салоне. В Украине был произведен маленький шопинг — в фирменном автосалоне города Хмельницкий купили дефлекторы для дверей. Интересное наблюдение: на эту же машину, продающуюся на территории Украины, гарантия составляет 7 лет, а не 5, как у нас (при одинаковом пробеге в 150 тысяч километров).
Для троих человек салон машины оказался вполне просторным. В багажнике объемом 500 литров легко поместилось два чемодана, большая спортивная сумка, сумка-холодильник, ноутбук в чехле. Перевозили даже сложенные вдвое слегка сдутые надувные матрасы и мячи, прочую пляжную дребедень.
Кондиционер уверенно справляется с летней жарой без существенной потери в динамике автомобиля. Фильтр салона является надежным препятствием для загрязненного воздуха и пыли снаружи автомобиля. По сравнению, например, с японскими автомобилями, нижние подушки сидений более длинные и, соответственно, более комфортные для относительно «рослых» белорусов. Это существенно снижает усталость водителя при езде на дальние расстояния. 800—1000 км дороги в день не превратят вас в хромающую «развалину».
Как ездится на Kia по хорошим дорогам? Этим летом наша семья посетила гостеприимную и многим знакомую Польшу. Была возможность проехаться по платному автобану с разрешенным максимумом в 140 км/ч. На такой скорости машина ведет себя уверенно, не «рыскает» по дороге. Расход топлива в таком режиме — 9—10 литров на 100 км. В то время как при движении на «космической» скорости 80 км/ч (на пятой передаче) удавалось достичь «фантастического» расхода 4,2—4,5 литров на 100 км.
Высокий клиренс необычайно практичен в наших условиях. Это особенно актуально в зимнее время, а также при поездках по проселочным дорогам, на природу и в кемпинги. Зимой нельзя не отметить замечательную работу печки с увеличенной мощностью. На второй скорости вентилятора быстро прогревался весь салон. Для задних пассажиров предусмотрены отдельные воздуховоды под передними креслами. Аккумулятор также увеличенной емкости дает возможность уверенно запустить машину морозным утром при температуре –27 градусов по Цельсию. Большая емкость бачка омывателя (4 литра) делает доливки жидкости более редкими, в то время как езда по МКАД в зимнее время требует постоянной чистки стекла. Размерность колес, устанавливаемых на машину (185/65 R15), позволяет выбирать резину широкого ценового диапазона.
На данный момент наша машина прошла около 60 тысяч км. Было проведено два ТО у официального дилера — стоимость 150 и 250 у. е. Третье техобслуживание было выполнено самостоятельно, четвертое планируется также провести «своими руками». По сравнению с ценами на ТО у автодилера, разница в цене — в 3—4 раза ниже при использовании оригинальных запчастей. Покупка таких запчастей не составляет проблемы, удобно заказывать через интернет. Помимо ТО были самостоятельно заменены передние тормозные колодки (25 у. е.) и свечи зажигания (14 у. е. за комплект). Сейчас никаких нареканий по поводу эксплуатации машины нет, по гарантии не обращались.
Автомобиль прост в техническом обслуживании, конструктивно не сложен. Все основные узлы доступны. Руководство по эксплуатации предоставляет полный перечень регламентных операций, которые любой человек с небольшим техническим образованием и минимальным опытом сможет выполнить самостоятельно. После двух лет эксплуатации основная гарантия сохраняется только на двигатель и КПП. Следовательно, есть практический смысл в том, чтобы «соскочить» с гарантии после первых 45 тысяч километров пробега. Но это каждый для себя решает сам.
За небольшой срок верная служба и безотказность работы нашей машины заслужили нашу признательность и даже любовь. Кирюха стал членом нашей небольшой семьи. Опасения по поводу российской сборки, к счастью, не оправдались, машина заработала самые лестные рекомендации. Резко выросшая за эти годы популяция Kia Rio на белорусских дорогах убеждает нас в том, что не мы одни пришли к такому выводу. Мы намерены и дальше ездить на этом автомобиле и уже планируем новое путешествие.
Мы по-прежнему ждем ваших обзоров. С правилами конкурса, а также со списком автомобилей и мотоциклов, обзоры которых были опубликованы ранее или готовятся к публикации, можно ознакомиться здесь.
Больше автомобилей — на «Автобарахолке»!