В такую погоду номера каждого десятого автомобиля покрыты толстым слоем грязи. Иногда не то что цифры и буквы рассмотреть невозможно, не ясно даже, установлены ли на машине регистрационные знаки вообще — они буквально сливаются с кузовом. С внедрением камер скорости, а теперь и приборов, фиксирующих нарушение правил парковки, ГАИ усиливает контроль за видимостью автомобильных номеров. Читайте специальный репортаж Onliner.by с минских улиц.
— Рейд носит скорее упреждающий характер, — инструктирует перед выездом один из руководителей Минской ГАИ. — Если водитель согласен и готов сразу исправиться, то можно ограничиться внушением. Но если речь идет о злостном нарушении или несогласии с очевидным фактом, то необходимо привлекать к административной ответственности.
Проспект Дзержинского. Первым сотрудники ГАИ решают остановить Opel Astra, кажется, бежевого цвета — из-за грязи не разберешь.
— Водитель Opel, примите правее и остановитесь, — в этих случаях положено называть регистрационный знак. Однако сейчас это невозможно. Номер не виден, вблизи можно рассмотреть только контуры букв и цифр.
— Знаете, какое наказание за это предусмотрено? — спрашивает инспектор водителя.
— Нет. Машина грязная, я согласен, — усмехается мужчина. — Как вы вообще поняли, что это Opel?
— А почему не почистили?
— Да я вечером хотел помыть. Мне днем уже говорили обратить внимание на номера. Главное ж, есть два талона на бесплатную мойку. Поеду сейчас реализую.
Сразу же сотрудники ГАИ останавливают Renault Laguna. Водитель не спорит: «Не уследил». Он готов сразу исправиться — берет в руки тряпку и протирает.
Инспекторы в таких случаях ограничивались предупреждением. Скидку на погоду, конечно, делают. Но при этом замечают: «Периодически следить за чистотой регистрационных знаков все равно нужно. В ПДД нет исключений, касающихся плохой погоды. К тому же часто люди ездят неделями, не утруждая себя два раза провести щеткой в районе автомобильных номеров».
— Я два магазина назад протирал! — уверяет водитель грузового Mercedes.
Он нехотя берет щетку — слой грязи сразу отходит. Его также отпускают без штрафа. Вообще, по части 8 статьи 18.12 Кодекса об административных правонарушениях за нечитаемые номера предусмотрено наказание до 2 б. в. (сейчас — 300 тыс. рублей). Обычно на первый раз выписывают половину базовой (75 тыс. рублей).
Следующим останавливают Volkswagen Passat с прицепом. Передний номер не разглядеть даже вблизи.
Водитель быстро исправляется: берет банку с чистящим веществом.
— Понимаете, задние номера у меня не пачкаются. А вот передние… — сетует владелец Opel Omega.
Владельцы седанов обычно жалуются, что загрязняется передний регистрационный знак. А водители хетчбэков и универсалов чаще кивают на задние номера. Хотя многое зависит от бампера, угла наклона и так далее. В общем, хозяевам машин нужно иметь в виду конструктивные особенности своих транспортных средств.
У края проезжей части притормаживает очередной автомобиль. Красная Audi A6 с транзитными номерами. То, что они транзитные, понимаешь только непосредственно приблизившись к машине.
— Я их не вижу, они ж спереди! — смеется водитель.
Как оказывается, прав у него с собой нет. Говорит, что автомобиль принадлежит отцу, а сам-де редко ездит за рулем, потому и забыл документы. Но как на самом деле? Еще перед рейдом инспекторы рассуждали: нечитаемый номер — хорошая уловка для нарушителей, которые могут уйти от ответственности.
— Машина с нечитаемыми номерами превращается в неопознанное транспортное средство, — говорит руководитель пресс-службы Минской ГАИ Татьяна Харлинская. — Если в центре фиксации правонарушений работают настоящие профессионалы, которые даже по плохому снимку могут определить регистрационный знак, то обычные автомобилисты не обладают такими способностями. А теперь представьте: водитель машины с загрязненными номерами совершает ДТП или грубое нарушение ПДД и скрывается. Какой регистрационный знак укажут очевидцы и потерпевшие? Такой уловкой могут запросто воспользоваться нарушители.
Впрочем, оперативная проверка показывает: действующее удостоверение у парня есть. Все в порядке. Остается только почистить номера, что занимает буквально минуту.
— Четыре часа поездил — вот и результат, — уверяет мужчина, ехавший за рулем Nissan Murano.
Объяснения у всех примерно одинаковые: посмотрите, какая погода, я вот только что мыл машину и пр. Несмотря на все аргументы, мужчине тоже приходится взять в руки тряпку.
— Не, ну силуэт виден, — водитель Opel Signum сразу сдаваться не намерен.
— А с сорока метров? — спрашивает инспектор.
— Я ж с сорока не оценивал...
Оговорка про 40 метров неспроста. В ПДД сказано: водителю запрещается участвовать в дорожном движении на транспортном средстве с загрязнениями (наслоениями), не позволяющими видеть информацию на регистрационном знаке с расстояния 40 метров и менее. В реальности даже с 10 метров номера чаще всего не видны. И не поспоришь!
От цвета кузова еще одного остановленного автомобиля регистрационный знак не отличается. Все стало однородно серым. Как асфальт в такую погоду.
— Я-то свой номер и с сорока метров прочитаю. Но это будет необъективно, потому что я его знаю, — признается водитель BMW. Ему также предлагают устранить несоответствие на месте.
Перемещаемся на улицу Космонавтов. Сразу на глаза попадается белый внедорожник. Точнее, Toyota Sequoia был когда-то белым. А еще говорят, что танки грязи не боятся!
— Я не минский, не знаю, как тут у вас. Дорога грязная, — пожаловался водитель.
Следующий остановленный тоже не местный. На Peugeot 406 установлены номера Могилевской области. Примечательно, что задние фары были заботливо протерты, и это хорошо заметно. А вот регистрационный знак находится под толстенным слоем дорожной грязи.
— Да он постоянно грязный, — даже с каким-то достоинством подчеркивает мужчина. — Это ж универсал! Стекло вон специально не трогал, чтобы внутрь никто не заглядывал.
Кто-то ехал из Борисова, кто-то — из Бреста, кто-то двигался по кольцевой. У всех свои объяснения. Инспекторы терпеливо напоминают: ПДД действуют на всей территории Беларуси вне зависимости от погодных условий. Да, понятно, сейчас слякоть, снег, грязь... Но у большинства остановленных номера запачкались не за день и не за два. Достаточно периодически счищать грязь, пока утром прогревается двигатель. Это несложно.
Не знаем, совпадение или нет, но в основном за грязные номера останавливали мужчин. До тех пор, пока инспекторы не выехали на улицу Есенина. Там они обратили внимание на Mercedes, оба регистрационных знака которого были словно покрыты глазурью.
Девушка немного удивилась. Но выйдя из машины, согласилась с нарушением и пообещала срочно отправиться на мойку.
Возле перекрестка с улицей Рафиева сотрудники ГАИ делают еще одну остановку. У двух такси тоже проблемы с опознаванием их регистрационных знаков. Номеров абсолютно не видно. Водитель Volvo заводит старую пластинку: «Я только по кольцевой проехался. Сейчас вот на Комаровку поеду. Какой смысл?» С мужчиной, находившимся за рулем Dacia, все интереснее. Оказалось, что сзади у него стоял желтый номер, а спереди — обычный, белый. Только кто ж заметит под толстым слоем грязи? Спохватился, когда поступило замечание от ГАИ.
Но самым загрязненным номером стал регистрационный знак Opel Signum. Автомобиль также заметили на перекрестке улиц Есенина и Рафиева. До последнего момента не было понятно, есть ли на машине номера вообще. Водитель объяснил, мол, снег счистил, а за регистрационным знаком не усмотрел.
— Многое зависит от чистоплотности водителей в прямом и переносном смыслах, — подытоживает Татьяна Харлинская. — Если вы испачкаете одежду, то наверняка сразу попытаетесь очистить. А если не получится, то отправите в стирку. Но почему с машинами не так? Понятно, погода неидеальная. Но очистить перед поездкой хотя бы стекла, фары и номера должен каждый водитель. Это прописные истины из азбуки для автомобилиста.
Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. db@onliner.by