Эксперт: «В 2014-м граждане страны со средней зарплатой в $500—600 купили более тысячи новых Mercedes»

 
14 января 2015 в 8:30
Автор: Андрей Журов. Фото: архив auto.onliner.by
Автор: Андрей Журов. Фото: архив auto.onliner.by
БОЛЬШОЙ РОЗЫГРЫШ! Заказывай от 99 р. в приложении Каталог Onlíner до 31.01 и получи шанс выиграть призы от Dreame

Массовые поездки белорусов за автомобилями в Россию косвенно назвали одной из причин девальвации. В прошлом году вообще все перевернулось вверх дном: машин ввезли очень много, причем вектор сменился с Запада на Восток. Между тем наши дилеры кусают локти. Что ожидать в 2015-м? Как быстро выравняется рынок? Плохо ли это для потребителя? Выслушаем мнение одного из экспертов белорусского рынка, члена правления Белорусской автомобильной ассоциации Сергея Вариводы.

— О чем говорят итоги 2014-го? Что в первую очередь обращает на себя внимание? Есть ли существенные отличия по сравнению с предыдущими годами?

— Итоги прошлого года еще раз убеждают, что управлять рынками и сглаживать шоки в экономике мы так и не научились. Только в последнем квартале 2014-го в страну ввезено более 23 тысяч новых легковых автомобилей, а вообще за год — более 45 тысяч! Для сравнения: это больше, чем в 2012-м и 2013-м вместе взятых. К примеру, граждане страны со средней зарплатой в $500—600 купили более тысячи новых Mercedes!

К сожалению, около половины сделок совершалось в автосалонах России. Если раньше деньги вывозили на Запад, то сейчас валютные потоки потекли на Восток. По моим оценкам, только в четвертом квартале прошлого года в РФ вывезено для оплаты новых и б/у автомобилей около 0,7 миллиарда долларов. Возможно, если бы столь масштабного вывоза валюты не произошло, мы бы и сейчас существовали в прежней, более приемлемой для всех нас системе курсовых координат.

Но ведь ручейки текли на Восток еще в начале года. И лишь к его окончанию превратились в неудержимый поток. Дилеры заговорили о проблеме еще ранней весной, когда их доля на рынке была 80%. В декабре уже доля прямых российских продаж составила более 80%!

И если в России легковые автомобили в прошлом году дешевели, то в Беларуси раз за разом принимались решения, которые приводили к росту дилерских цен. Достаточно вспомнить утилизационный сбор (ставки для дилеров на автомобили с объемом 1,0—2,0 литра составляют 26 800 российских рублей, 2,0—3,0 литра — 51 200 российских рублей), введенный в стране с 1 марта прошлого года. Свою лепту в виде роста цен на 1,5—2% внес и указ №361.

К сожалению, обещанное снижение цен на импорт после вступления России в ВТО так и не состоялось. Ждем-с.

Сергей Варивода

— Да, прошлый год прошел под диктовку российских дилеров. Это скорее их заслуга или недоработка белорусских? Почему наши автопредставители не «выбили» выгодные цены для страны, в которой средний заработок ниже, чем у соседей?

— Сейчас уже сложно сказать, у кого ниже средний заработок. Но дело не в нем. Второй в Европе по масштабу автомобильный рынок России вынуждает автопроизводителей в битве за долю устраивать друг другу «кровавую баню». Это я цитирую Карлоса Гона, президента и генерального директора компаний Renault и Nissan, главу стратегического партнерства альянса Renault-Nissan. За карликовый рынок Беларуси никто битву устраивать не будет. А отечественные предприниматели — автодилеры, работающие с рентабельностью 2—3%, — такие убытки взять на себя просто не могут. На требования белорусских дилеров к своим автопроизводителям о снижении цен до уровня российских типичный ответ звучит так: «Было бы чего ради».

Плюс существенная разница в налогообложении и кредитных ставках. Напомню, только 361-й указ обязывал дилера заплатить НДС при ввозе 20% учетной (таможенной) стоимости и при продаже автомобиля покупателю еще раз 20% от цены реализации с частичным зачетом этих сумм не ранее, чем через 90 дней!

Обвиняя отечественных дилеров во всех смертных грехах и жадности, посмотрите по сторонам. Много ли вы видите в белорусских райцентрах уровня Белостока дилерских центров? В условиях перманентной девальвации в стране подавляющее большинство наших дилеров едва поспевает восполнять съедаемый собственный капитал для сохранения объема продаж. Не судите по Москве о России. Не судите по первой пятерке ведущих дилеров о всей отрасли.

— Могут ли наши автосалоны взять реванш? За счет чего?

— Если говорить о возможности реэкспорта из Беларуси в Россию, то при сегодняшнем законодательном регулировании в отрасли это исключено. Свою долю рынка белорусские дилеры вернут. Не полностью и не сразу. Когда дым российских пожарищ уляжется, бойцы начнут зализывать раны и раскручивать маховик инфляции цен.

А при сокращении ценовых диспропорций на первый план для потребителя опять выйдут такие факторы, как удобное гарантийное обслуживание, кредитование и лизинг, trade-in и прочие «приятные мелочи» от отечественных автосалонов. Но не следует питать иллюзий. Часть своего автомобильного рынка в «братском союзе» мы потеряли навсегда. И хорошо, если это будет четверть.

— А что насчет влияния валютного на автомобильный рынок?

— Еще пару скачков курса, и гражданам будут просто не по карману даже бюджетные автомобили. Уже становится очевидным, что рост цен на импортные машины будет обгонять в текущем году рост номинальной заработной платы.

При этом высокая инфляция не позволит предложить приемлемые ставки по кредитам или лизинговым сделкам. Рынок автокредитования заработает при ставках ниже 20% в национальной валюте. Но об этом пока можно только мечтать.

Цены на внутреннем рынке, в том числе на легковые автомобили, всегда не успевают за ослаблением курса рубля. Поэтому в текущем году у вас будет возможность сыграть на курсовой разнице цен.

— Каким будет автомобиль года для белорусского рынка? Каких новинок ожидаете лично вы?

— Если автомобиль года — это самый продаваемый автомобиль в стране, то, думаю, выбор не велик. Я по-прежнему ставлю на Volkswagen Polo Sedan. Хотя ему на пятки будут наступать и другие российские «бюджетники»: Renault Sandero, Hyundai Accent, Kia Rio, Nissan Almera. Наилучшую же динамику продаж могут показать компактные городские кроссоверы. Лично мною ожидаемая новинка — это премиальный бренд HAVAL от китайской Great Wall.

— По поводу рынка дорогих автомобилей. Традиционно люксовые внедорожники и седаны премиум-класса пользуются у нас повышенным спросом. Чем это вызвано? Почему вообще наши предпочтения существенно разнятся со спросом в Европе?

— Ни один премиальный бренд не входит в «лучшую дюжину» белорусской табели о рангах. У белорусов на новые дорогие автомобили просто нет денег. Поэтому зачастую «премиум» на нашем рынке — это «не бит, не крашен».

Это все издержки детской болезни роста. Нам хочется казаться в глазах окружающих круче соседа. Хотя модель потребительского поведения за последние лет пять начала меняться. Все больше покупателей думают о разумной покупке.

Вспомните, когда Европа шагнула в капитализм, а когда мы? Поэтому они уже могут себе позволить драные штаны и бюджетную малолитражку. А мы — только драные штаны. Машина же у нас должна быть заезженно-премиальной. Желательно начищенной до блеска. Разница между этими двумя стандартами и есть разница в качестве жизни. Если, конечно, в это понятие вкладывать чуть больше, чем твое транспортное средство.

Тяга к автомобилям с хорошим клиренсом и полным приводом отчасти связана также с не лучшим качеством автодорог и длительной зимой. Хотя и здесь проявляются особенности национальной «рулежки»: на клумбу перед домом как заскочишь?

Премиум-сегмент хорошо «держит удар» при спаде рынка, а бюджетный быстро сжимается. Зато при восстановлении рынка прирост продаж дешевых автомобилей идет быстрее. В целом же в 2015 году тенденция на увеличение доли «европейского выбора» продолжится.

— Все-таки каков ваш прогноз на 2015 год? Чего ждать покупателю?

— Автомобиль — не булка хлеба. Для стабильного рынка продаж необходимы не только стабильно растущие доходы и падающие кредитные ставки, но и уверенность в завтрашнем дне. Строить рыночный прогноз на основе озвученного экс-главой Нацбанка Надеждой Ермаковой среднегодового курса на 2015 год в 11 400 белорусских рублей за доллар, мягко говоря, не серьезно. А гадать на кофейной гуще нефтяных котировок, курсов валют и геополитических заскоков я бы не стал.

Лучше поговорим о тенденциях. Для дилеров карты лягут плачевно. Сжатие рынка на десятки процентов неминуемо. Но такая ли уж это плохая новость для покупателей? Непризнанная девальвация, несмотря на все усилия правительства по сдерживанию рублевых цен, рано или поздно приведет к формированию цен по новому курсу. Однако на складах дилеров еще имеется пару тысяч автомобилей прошлого года выпуска, которые могут продаваться по старым ценам. Зачастую их уровень сопоставим с ценами в российских автосалонах.

Так что покупка новой машины в автосалоне нашей страны в ближайшие два-три месяца может оказаться весьма выгодной сделкой. Но рано или поздно любому празднику приходит конец. Отложенный спрос на автомобили уже удовлетворен в 2014 году, а проблески нового спроса упрутся в уровень доходов и процентных ставок. При этом «на плаву» будут дилеры российских производителей. Спрос на машины премиум-сегмента сохранится на высоком уровне. Импортерам из-за пределов Таможенного союза не позавидуешь. А спрос на дорожающие вслед за долларом «отечественные» автомобили Geely будет подогреваться госзакупками.

Об изменениях в законодательном регулировании в сфере торговли машинами пока ничего не слышно, хотя ничего исключать не следует.

Желаю всем удачных покупок! Только делайте это тогда, когда вам действительно нужен новый автомобиль. Помните слова кота Матроскина: «Прежде чем продать что-то ненужное, надо купить что-то ненужное…»? А продать в 2015-м будет нелегко…

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. db@onliner.by