Начальник Минской ГАИ: «Мы анализируем каждый материал, который появляется в СМИ»

 
18 мая 2015 в 8:00
Автор: Андрей Журов. Фото: архив auto.onliner.by
Автор: Андрей Журов. Фото: архив auto.onliner.by
Ослепительные скидки в Каталоге Onlíner

Обращает ли ГАИ внимание на ролики, снятые видеорегистраторами и выложенные в интернет? Что инспекторы намерены предпринять на кольцевой дороге, которая остается одной из самых аварийных в городе? Когда заработают камеры, фиксирующие проезд на красный сигнал светофора? А что насчет приборов «Паркрайт»? Все эти вопросы мы задали начальнику Минской Госавтоинспекции Дмитрию Корзюку. Читайте большое интервью на Onliner.by.

О дорожной обстановке

— Начало мотосезона. Наш прогноз по-прежнему пессимистический: опять будут аварии, потому что пока ничего, увы, не изменилось. Планируете ли по особому работать с этой сложной группой участников дорожного движения? Бытует мнение, что преследование мотоциклистов негласно запрещено. Так ли это?

— Статистика говорит сама за себя: только в прошлом году в Минске погибли 6 мотоциклистов, 54 получили ранения. Основными причинами дорожного травматизма и смертности можно назвать неправильный выбор скорости движения, нарушение правил маневрирования, проезд на красный сигнал светофора. Зачастую можно говорить и о недостаточном опыте управления этим транспортным средством. Так, 10 апреля в Минске погиб мотоциклист. Ему было 22 года. Права категории «А» молодой человек получил за неделю до трагедии.

Как показывают цифры, немало ДТП с мотоциклистами произошло по вине водителей автомобилей. Поэтому внимательными нужно быть всем участникам дорожного движения. Что касается преследования, то оно осуществляется в соответствии с действующим законодательством в случае неподчинения требованию сотрудника ГАИ об остановке. И это касается не только мотоциклистов. Недавно мы выложили в интернет видео преследования автомобиля. После задержания водитель признался, что выпил семь литров пива. Только представьте, какие последствия могли бы быть, если бы инспекторы его не остановили.

— Можете сказать, какая группа участников дорожного движения вас беспокоит больше всего?

— Мы стараемся организовать дорожное движение в столице максимально безопасно для всех категорий. В прошлом году число учетных ДТП удалось снизить, также стало меньше жертв происшествий. В расчете на 100 тысяч человек показатели безопасности в Минске выше, чем в Риге, Санкт-Петербурге, Риме и Москве. Поэтому будет неправильно говорить, что кому-то мы уделяем внимания больше, а кому-то меньше. Даже когда вы каждый день ездите по одному и тому же маршруту и, казалось бы, знаете перекрестки наизусть, может произойти всякое. То же самое и в случае с другими участниками дорожного движения. Все может измениться в считанные секунды.

Но в каждой группе участников дорожного движения есть водители-хулиганы — будь то сидящий за рулем легкового, грузового автомобиля, велосипедист или пешеход. И такие люди, не соблюдающие ПДД, привлекают наше пристальное внимание. Мы постоянно ведем работу по выявлению и пресечению нарушений, причем это касается абсолютно всех участников дорожного движения.

— Сейчас в интернете появляется огромное число записей с видеорегистраторов. У вас есть специалисты, которые отслеживают такие резонансные ролики для дальнейшего привлечения к ответственности нарушителей, попавших в кадр?

— Да, мы анализируем каждый материал, который появляется в СМИ. Я думаю, все помнят резонансное видео, которое выложил в сеть водитель автобуса (журналисты окрестили его «карателем легковых авто»). Этот сюжет был даже в эфире российских телеканалов. Наша реакция последовала немедленно. Водитель был лишен права управления сроком на два года.

Приятно осознавать, что есть люди, небезразличные к безопасности дорожного движения. Мы разбираемся с каждым случаем и принимаем меры. Могу добавить, что в дежурную часть ГАИ также поступает немало звонков от неравнодушных граждан. В частности, об управлении в состоянии алкогольного опьянения. Еще один способ общения с целевой аудиторией — мобильное приложение Carnet, которым на данный момент пользуется более 10 тысяч водителей. В рубрику «На заметку ГАИ» от граждан пришло более 200 предложений о том, как улучшить организацию дорожного движения. На наиболее конструктивные мы отреагировали, а значит, все вместе сделали город еще более безопасным.

О парковке

— Последние изменения в ПДД намекают, что городской трафик должен меняться. Можно ли считать вытеснение грузовых автомобилей из дворов началом большой кампании?

— Грузовой автомобиль во дворе можно сравнить с огромным шкафом, который занимает половину комнаты. Представьте: к вам приходят гости, а вам негде их разместить. То же самое на дворовой территории. И здесь, кроме легковых автомобилей, которые борются за место на парковке, еще огромное количество пешеходов, которые считают, что «мой двор — моя крепость». Выходя из-за грузового транспорта, люди (особенно дети) зачастую становятся невидимыми для водителей. Поэтому ГАИ выступила с инициативой об упорядочении парковки грузовых транспортных средств во дворах. Теперь, в соответствии с пунктом 137.5 ПДД, в жилой и пешеходной зонах, на прилегающей территории водителям запрещается стоянка грузовых автомобилей, автобусов, колесных тракторов и самоходных машин вне специально отведенных мест.

О вступлении в силу изменений общественность широко информировалась, однако во время рейдов некоторые делают вид, что не в курсе. С начала года к административной ответственности привлечено большое количество водителей грузового транспорта, осуществивших остановку и стоянку с нарушением правил дорожного движения. Поэтому мы в очередной раз напоминаем о том, что время профилактических бесед уже вышло. Нужно понимать, что, оставляя грузовой автомобиль во дворе, вы создаете не только неудобства для других водителей, но и подвергаете опасности жизни пешеходов.

— Несколько лет назад на ул. Казинца использовались делиниаторы. Но из-за сложностей в уборке потом от них отказались. Планируется ли дальнейшее использование?

— Устройство делиниаторов на ул. Казинца в районе дома №23 было временной мерой и выполняло роль конструктивного решения по обеспечению треугольника видимости «транспорт — пешеход» вблизи нерегулируемого пешеходного перехода. Применение тех или иных инженерных мер позволяет сохранить не одну человеческую жизнь.

В 2014 году дорожную безопасность улучшили грамотные проектные решения по устройству заужения проезжей части, строительства островков безопасности, установки пешеходного ограждения по ул. Уборевича в районе 10-й ГКБ и по ул. Кульман в районе дома №5. Руководством Мингорисполкома согласованы конструктивные решения по заужению проезжей части, которые не требуют больших финансовых затрат. Сейчас Госавтоинспекцией рассматриваются места для применения данных устройств.

— Только-только став начальником Минской ГАИ, вы заявили, что будет закуплена большая партия эвакуаторов и проблема с парковкой решится. Почему тогда не получилось? И какова нынешняя стратегия?

— Сегодня в Минске, с учетом зарегистрированного транспорта и гостей столицы, насчитывается более миллиона транспортных средств. В столице достаточно высокий уровень автомобилизации. И с каждым годом в городе становится на несколько тысяч автомобилей больше. Массовой эвакуацией теперь занимается не ГАИ, а УП «Гаражи, автостоянки, парковки». Проблема сейчас не столько в количестве эвакуаторов, сколько в отношении некоторых водителей к соблюдению ПДД. Как только эвакуируется один автомобиль, тут же его место занимает другой.

Решение проблемы — современные технологии. На данный момент на вооружении столичной Госавтоинспекции находятся 10 комплектов «Паркрайт»: по одному в каждом районном подразделении ГАИ и один в спецподразделении ГАИ ГУВД. Комплексы, о которых СМИ уже подробно рассказывали, призваны массово бороться с нарушителями правил остановки и стоянки. В связи с разработкой нового программного обеспечения для обработки информации и закупкой оборудования под эти цели, подготовленные экипажи патрульных автомобилей пока работают с комплексами «Паркрайт» в тестовом режиме по составленным заранее маршрутам. В настоящее время прорабатывается вопрос о привлечении Центра фиксации правонарушений для обработки поступающих от приборов фиксации нарушений информации, а также рассылки вынесенных постановлений. Мы будем рассматривать все решения, которые смогут стабилизировать ситуацию с парковкой.

— Конфликт левого поворота. Из-за него происходит большое число учетных аварий. Есть способы решения этой проблемы? Какие будут применяться в Минске?

— Госавтоинспекцией постоянно проводится анализ аварийности, в том числе при конфликте левого поворота. При согласовании проектной документации нами выдвигаются требования к проектным институтам и организациям по необходимости конструктивного выделения левоповоротного движения, а также устройству дополнительных секций светофоров. Анализируется возможность внедрения конструктивно выделенных левых поворотов с помощью дорожной разметки, изменений планировочных характеристик пересечений.

В 2014 году по инициативе ГАИ Минска изменены схемы организации дорожного движения на следующих перекрестках: ул. Аэродромная — ул. Жуковского, пр. Машерова — ул. Даумана, ул. Ульяновская — ул. Ленина, пр. Победителей — ул. Мельникайте, ул. Я. Купалы — ул. Интернациональная, ул. Притыцкого — ул. Лобанка, по улицам Рафиева, Алибегова, пр. Газеты «Правда». В 2015-м планируется изменение организации дорожного движения с обустройством обособленных левых поворотов на пересечениях улиц Аэродромной и Левкова, пр. Партизанского и ул. Кошевого, по ул. Притыцкого.

На светофорных объектах города для оптимизации и повышения безопасности дорожного движения, обеспечения видимости, увеличения пропускной способности, а также снижения аварийности, связанной с осуществлением левого поворота, реализуется комплекс мероприятий, включающий установку дополнительных секции светофора «Налево». Они обозначены каймой красного цвета. Реализуется изменение графика режима работы светофорных объектов с организацией «отсечки» зеленого сигнала для осуществления бесконфликтного левого поворота при окончании горения зеленого сигнала, а также запрещение левого поворота на пересечении с разработкой и реализацией мероприятий по совершенствованию и оптимизации дорожного движения на прилегающих пересечениях, строительство круговых пересечений, заменяющих более опасный конфликт пересечения на конфликт слияния при осуществлении левого поворота. Благодаря инициативе ГАИ по обустройству выделенных левоповоротных полос пропускная способность пересечений увеличилась на 30%.

— В то же время многие водители жалуются: опять левый поворот запретили. На пр. Независимости остались считанные перекрестки, где разрешен этот маневр. Ваш ответ критикам…

— При запрещении либо разрешении левых поворотов изучается спектр факторов, влияющих на организацию и безопасность дорожного движения. Частичное ограничение левых поворотов на основной артерии города по пр. Независимости позволило повысить пропускную способность по магистрали. Вместе с тем на пересечениях с ул. Сурганова, ул. Козлова, ул. Я. Купалы, ул. Володарского имеются лишь временные ограничения, установлены необходимые дорожные знаки. В межпиковый период (в ночное время) повороты на вышеуказанных перекрестках разрешены.

— Как-то планируете разгрузить ул. Немигу, а то в часы пик там просто не проехать?

— Эта проблема нам известна, и она требует кардинального решения. В настоящее время разрабатывается схема организации дорожного движения на ул. Немиге для внедрения полосы для маршрутного пассажирского транспорта. В рамках схемы предусматриваются мероприятия по расширению проезжей части на узком участке в районе дома №26 по ул. Мясникова (в нем находится главное управление Министерства финансов), закрытие левого поворота с ул. Немиги на ул. Мясникова, перенос остановочного пункта в районе пересечения с ул. Городской Вал. У нас есть ряд предложений по улучшению ситуации. Одобрят ли их проектировщики, говорить пока рано.

— Благодаря искусственным неровностям удалось значительно снизить число и тяжесть ДТП с пешеходами. Но проблема остается. Как ее планируется решать?

— Любые меры по организации дорожного движения направлены на сохранение здоровья и жизни. Искусственная неровность снижает тяжесть последствий при ДТП. Сейчас на аварийно опасных участках улично-дорожной сети Минска и на дворовых территориях установлено 1115 искусственных неровностей. В 2015 году появится еще 151, из них более 30% запланированы на местных проездах во дворах.

Появление искусственных неровностей — это вынужденная мера. Мы анализируем аварийность на участках дорог, где установлены искусственные неровности и при необходимости в дальнейшем планируются мероприятия по строительству светофорных объектов, островков безопасности. Стоит также отметить, что это относительно недорогой способ успокоения движения, но достаточно эффективный. Другие решения требуют намного больших финансовых затрат.

— Опять-таки, искусственные неровности — это временная мера. Когда их заменят более элегантными решениями вроде искривлений, заужений, мини-кругов и так далее?

— Сегодня можно говорить о моде на безопасность дорожного движения. Поэтому, вы правы, решения должны быть не только эффективны, но и элегантны. Например, это сужение проезжей части на пешеходных переходах, создание островков. Заужение проезжей части на пешеходных переходах особенно эффективно в случае с детьми. Ребенка не видно из-за припаркованных автомобилей до последнего момента. В случае с заужением остается возможность парковать машины у обочины (там, где это разрешено) и в то же время повышается видимость пешеходов. Такое решение не приводит к пробкам, чего опасаются некоторые автовладельцы. Пропускная способность не страдает, так как подобные решения реализуются в местах, где первая полоса уже занята стоящим транспортом. На заседании комиссии по обеспечению безопасности дорожного движения при Мингорисполкоме определена стратегия по замене искусственных неровностей на другие решения по успокоению скоростного режима. Председателем дано поручение управлению дорожно-мостового строительства и благоустройства проработать вопрос производства временных технических средств организации дорожного движения для успокоения скоростного режима в местах концентрации ДТП.

В частности, такой прием уже применяется на пешеходных переходах на ул. Уборевича в районе 10-й ГКБ, ул. Некрасова (дом №112), ул. Кульман в районе Дома быта, на пересечении улиц Орловской и Карастояновой. Благодаря этому снижается риск возникновения ДТП. Работы по заужению проезжей части ведутся на ул. Одинцова, пр. Газеты «Звязда», ул. Голубева. Такие меры будут применены также на улицах Мясникова, Толбухина, П. Бровки, Асаналиева, Могилевской, пересечении улицы Захарова с переулками Войсковым и Броневым, бульваре Шевченко.

— Сейчас самая аварийная дорога в городе — это МКАД. Есть ли план по исправлению ситуации?

— Я бы не сказал, что это самая аварийная дорога. В подтверждение приведу анализ аварийности на МКАД: 2012 год — 79 учетных ДТП (12 погибло, 101 травмирован), 2013 год — 82 ДТП (13 погибло, 93 травмированы), 2014 год — 73 ДТП (6 погибло, 77 травмированы). Как видите, прослеживается тенденция к снижению количества происшествий и тяжести последствий. В прошлом году выполнено строительство переходно-скоростной полосы в районе ул. Илимской, установлены пешеходное и дорожное ограждения на 15-м и 35-м километрах. Завершаются работы по строительству переходно-скоростной полосы в районе улиц Свислочской и Машиностроителей, продолжается установка дорожного ограждения для транспортных средств на аварийно опасных участках. В завершающей стадии — проектирование надземного пешеходного перехода в районе п. Тарасово.

О технологиях

— Последние несколько лет в Минске активно тестируют разные технологии. Когда уже камеры массово придут в город?

— Минской ГАИ организуются работы по созданию автоматизированной системы видеодетектирования дорожного движения. Развернуты пилотные зоны по изучению различных технологий на участке пр. Независимости в районе парка Горького (выезд на полосу общественного транспорта), на перекрестках пр. Машерова — ул. Богдановича (проезд на запрещающий сигнал светофора), ул. Козлова — ул. Платонова (фиксация скоростного режима, проезда на красный свет, нарушений правил маневрирования). Предложения по изменению нормативной законодательной базы для фиксации в автоматическом режиме нарушений проезда на запрещающий сигнал светофора, правил маневрирования, выезда на полосу общественного транспорта внесены Госавтоинспекцией в соответствующие инстанции. Сейчас реализуется проект по обеспечению приоритетного проезда трамваев на пересечении ул. Козлова — ул. Платонова. Это позволит повысить пропускную способность пересечения, а также обеспечит проезд общественного транспорта точно по расписанию.

На пересечениях ул. Кижеватова — ул. Серова, ул. Козлова — ул. Платонова проводятся испытания детекторов пешеходов на светофорных объектах. То есть устройство на светофоре определяет, что человек не успел покинуть зону «зебры», и само добавляет время для завершения перехода. Подобные технологии сейчас тестируются в Англии, Японии, США. На пересечении пр. Партизанского и МКАД организована пилотная зона по изучению различных технологий подсистемы контроля инцидентов и маршрутного ориентирования. Поскольку каждая пятая поездка приходится именно на МКАД, кольцевая дорога в буквальном смысле должна «поумнеть»: благодаря современным устройствам система спрогнозирует опасность и предупредит водителей. Те технологии, которые раньше казались нереальными, сегодня — настоящее и будущее в безопасности дорожного движения.

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. vv@onliner.by