Долгая дорога до бензобака: где хранится топливо и как оно попадает на АЗС

 
28 мая 2015 в 19:00
Автор: Виталий Петрович. Фото: Аркадий Соболев
Автор: Виталий Петрович. Фото: Аркадий Соболев

Все происходит как обычно: водитель приезжает на автозаправочную станцию, выбирает нужный ему тип топлива, вставляет пистолет в горловину бензобака и заливает нужное количество литров. Процедура периодически повторяется, и все в ней остается таким же. Но, как и во многом другом, обыденность и простота в конечном счете зависят от слаженной работы многих людей, сложнейшей техники и высоких технологий. Перед тем как попасть в автомобиль, чтобы сгореть там, топливо проходит длинный путь создания и доставки на АЗС. Недавно мы писали о том, как производят горючее на нефтеперерабатывающем заводе. Сегодня Onliner.by расскажет, где топливо хранится, как попадает на автозаправочную станцию и есть ли почва под сомнениями некоторых водителей относительно его чистоты.

До того как попасть на АЗС, горючее всех видов прибывает для временного хранения и последующего распределения на нефтебазу. В святую святых журналиста Onliner.by сегодня допустила сеть автозаправочных станций «Газпромнефть». Принцип расположения нефтебаз простой. Каждая обслуживает определенную территорию, определенное количество заправочных станций. Мы побывали на базе в Борисове, которая обслуживает в том числе все заправки Минска — всего 20 АЗС.

С советских времен в Беларуси осталась определенная инфраструктура, которая до сих пор успешно используется в самых разных сферах. К примеру, буквально напичканная самым современным оборудованием база расположена на территории бывшего военного склада горюче-смазочных материалов, построенного еще в 1959 году. Здесь сохранились объемные подземные резервуары, которые в традициях того времени строились с размахом, на долгие годы.

На базу прибывает топливо всех востребованных в Беларуси типов: 92-й и 95-й бензин и ДТ сюда привозят с Мозырского нефтеперерабатывающего завода, 98-й — из Ярославля в России.

Кстати, Мозырский НПЗ недавно стал выпускать 98-й бензин.

Топливо привозят в огромных 60-тонных цистернах. Наследие склада ГСМ обеспечило нефтяную базу железнодорожной веткой и удобными автомобильными подъездами. Прежде чем поступить в резервуары, каждая партия проходит специальную проверку. Анализируется соответствие всем основным параметрам, чистота горючего и т. д.

Для того чтобы никуда не возить образцы топлива каждой партии, непосредственно на территории базы была построена целая лаборатория контроля качества. Там проводится весь спектр необходимых исследований.

Оборудование лаборатории не дешевое, но сертифицировано в Беларуси. За результат здесь отвечают своей репутацией.

Лаборатория единственная у этой сети АЗС в нашей стране. Специалисты выезжают на заправки компании по всей Беларуси и выборочно берут там пробы реализуемого топлива. Оно привозится сюда и проходит те же исследования. Пробы берут в случайном порядке, поэтому шансов подготовиться к проверке нет. Это нужно для уверенности в том, что по пути на заправки и непосредственно на АЗС с топливом ничего не происходит, оно отпускается в том самом виде, в котором поступило с нефтеперерабатывающего завода.

На десять процедур исследования уходит порядка 40 минут. Горючее исследуется на содержание бензола, наличие примесей или воды, фракционный состав, плотность, вязкость, октановое число и т. д.

Кстати, не все водители знают, что, к примеру, октановое число бензина даже одной марки может отличаться в зависимости от партии. Все оттого, что существующие нормы предусматривают небольшой диапазон значений. То есть бензин может поступить с октановым числом и 95,1, и 95,4. Каждая партия будет считаться качественной. Чтобы узнать, какой бензин был залит на заправке, водитель может потребовать паспорт качества, где указаны все параметры топлива из конкретной партии.

Только после того как качество горючего подтверждено, его сливают из цистерн — каждое по своим трубам в свой резервуар. На этом этапе все проверяется очень тщательно, чтобы не допустить смешения разных видов топлива. Перекачка 60 тонн горючего из цистерны занимает от получаса до часа, в зависимости от оборудования. В день на базу может прибывать и по 10—12 цистерн. Можно себе представить, какое количество топлива проходит через отдельно взятую нефтебазу ежедневно.

Нам рассказали, что поставки зависят от конкретной востребованности горючего на заправках. Правила привычные для торговли: чего больше покупают, того и следует поставлять в большем количестве. С каждой заправки поступает заявка на определенное количество каждого вида топлива. Больше всего заказывают ДТ. С учетом различной техники, потребляющей дизельное топливо в больших объемах, такая популярность не вызывает удивления. Интересно другое: до начала этого года активным спросом пользовался 92-й бензин. А вот с началом 2015 года выросла популярность 95-го.

Общий объем нефтебазы — более 6 тыс. куб. м. Около половины этого количества хранится в подземных резервуарах, оставшихся еще с того самого 1959 года. Кто-то может засомневаться, в пригодном ли состоянии находятся эти емкости после стольких лет эксплуатации. Мы засомневались. «Опасаться нечего. Каждый резервуар раз в два года проходит диагностическое обслуживание. Все топливо оттуда выкачивается, он вычищается и проверяется на соответствие существующим нормам. По нашим резервуарам проблем никаких — толщина стенок составляет около 5 мм металла, все надежно», — заверили специалисты.

Кто-то может спросить, почему резервуары строили под землей. Мы спросили, и полученный ответ нас удивил. Оказывается, практического смысла в этом нет. Но советский склад ГСМ — объект непростой. «Это был военный объект, а значит, много внимания уделялось его защищенности и маскировке. Огромные резервуары на земле отлично видны. А под землей, когда повсюду в округе густой лес, — ну полянка и полянка. Даже сегодня со спутника территория не слишком выделяется, если не брать в расчет построенные недавно объекты», — рассказали на базе.

Новые резервуары возвели уже на земле. На этой нефтебазе их три, и каждый объемом по 1 тыс. куб. м. Они интересно спроектированы: внутри располагается, по сути, вторая крыша — плавучий понтон. Топливо заливается, понтон поднимается, препятствуя таким образом образованию паров и их распространению по резервуару.

К такому объекту, разумеется, у различных государственных министерств и ведомств масса требований. МЧС внимательно следит за безопасностью на объекте, соблюдением необходимых правил эксплуатации, наличием средств ликвидации непредвиденной ситуации.

Свои требования есть и у экологов. Бензин — достаточно летучее вещество, пары которого могут попадать в атмосферу. Причем чем выше октановое число топлива, тем сильнее оно испаряется. На нефтебазе в Борисове этот вопрос решили раз и навсегда, закупив установку рекуперации паров. Все работает просто и при этом максимально эффективно.

Даже в резервуаре бензин достаточно сильно испаряется. Это опасно — раз, вредно для окружающей среды — два. Пары можно понемногу стравливать в атмосферу, не превышая установленных, относительно безопасных значений. А можно рекуперировать, то есть перерабатывать, решая и проблему загрязнения окружающей среды, и проблему естественной потери топлива при испарении.

Упрощенно это выглядит так. Бензиновые испарения не выпускаются в воздух, а по трубам направляются в установку рекуперации. Там пары проходят через угольный фильтр и орошаются бензином, снова возвращаясь в жидкое состояние. Полученное таким образом топливо возвращают в резервуар с бензином, у которого наименьшее октановое число, чтобы такая процедура никак не отражалась на качестве продукции. То есть горючее, превращенное из пара на нефтебазе, попадает и смешивается с 92-м бензином.

С ДТ таких проблем нет. Оно гораздо плотнее и не так испаряется. Поэтому в очистных установках его хранилище не нуждается.

Справедливости ради отметим, что принюхивались дотошно, но какого-то особого запаха бензина действительно не учуяли. Работают наливные установки, под землей и в наземных резервуарах огромное количество топлива, которое пахнет действительно специфически, а запаха почти нет. Капля в море, конечно, но радует, что вопросы экологии остаются среди приоритетных. Кстати, работники базы нам рассказали, что где-то на территории растет цветок, занесенный в Красную книгу. Будем считать это добрым знаком.

Пока мы были на нефтебазе, бензовозы прибывали один за одним. Еще бы — 20 заправок не где-то в глубинке, а в Минске и рядом со столицей. Объемы немалые. 15 автоцистерн в день — для такой базы это не рекорд.

Топливо заливают в автоцистерны и развозят по АЗС. Там его принимают, еще раз проверяют и взятую с каждой цистерны пробу запечатывают. Она будет храниться до тех пор, пока вся партия не будет реализована.

Осталось полученное топливо продать. Но мы-то все секреты работы на автозаправочной станции уже знаем, поэтому не будем мешать профессионалам.

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. vv@onliner.by