Каунас: поворачивай на красный, не езди по полосе общественного транспорта, уступай велосипеду

 
14 июня 2015 в 8:00
Автор: Андрей Журов. Фото: Алексей Матюшков
Автор: Андрей Журов. Фото: Алексей Матюшков

Отпускной сезон открыт, и за границу устремились тысячи путешественников на автомобилях. В этом случае на водителе — двойная ответственность. Как не оплошать в непривычных дорожных условиях? Когда можно поворачивать на красный? А на какую полосу разрешено выезжать только для поворота направо? В нашей новой рубрике мы будем рассматривать особенности организации дорожного движения в разных странах. А начнем с Каунаса, где в прошлые выходные проходили гонки BaTCC. Итак, как устроен с точки зрения автомобилиста второй по величине город Литвы.

В наследие от Советского Союза городу остались несколько широких городских магистралей. Но вообще-то литовцы, в отличие от белорусов, не очень-то жалуют избыточные дороги: они провоцируют лишние перестроения, позволяют превышать скорость и так далее. Одна из самых широких улиц (проспект Миндовга, на котором находится любимый белорусами Akropolis) пролегает вдоль реки.

Кстати, о скорости. Ограничение во всех населенных пунктах Литвы, в том числе в Каунасе, — по умолчанию 50 км/ч. Многим белорусам непривычно, они ругаются, а ноге так и не терпится надавить на педаль газа. Впрочем, литовцы и сами горазды превышать. Но будьте аккуратны — на дорогах этой страны много камер скорости. А как-то полиция провела профилактическую акцию возле «Каменного Лога» и оштрафовала всех белорусов, попавших в объектив приборов фотофиксации.

Наш водитель периодически чертыхался: «Ну сдался им этот знак „50“!» На самом деле такие порядки во всей Европе (кроме России, Украины и Беларуси). Считается, что разница в эти 10 км/ч — критическая. При 60 км/ч риск получить тяжкие и смертельные травмы у пешехода гораздо выше, чем при 50 км/ч.

В Каунасе много улиц с односторонним движением. Там, где у нас втиснули бы по две полосы на каждое направление, тут три довольно широких ряда.

Обратите внимание на знаки и разметку. Полоса для общественного транспорта предназначена только для автобусов, троллейбусов и маршруток. Даже в выходной день, когда дороги пустые, в этот ряд автомобилисты не заезжают. Как рассказывал экс-мэр Вильнюса, этого удалось добиться установив в кабину общественного транспорта камеры, которые фиксировали нарушителей. Таким непопулярным способом обеспечивался приоритет общественного транспорта.

Однако это накладывает некоторые обязательства на организаторов дорожного движения. Например, нужно создать условия для поворота направо. Поэтому в Каунасе довольно много улиц, на которых данный маневр разрешен с двух полос. Нетипичное для Минска и других белорусских городов решение.

Остановки, на многих из которых установлены электронные табло (как в Минске), имеют характерный плавный карман. Это типовое решение.

Обратили внимание, что на улицах Каунаса можно часто встретить знак «Стоянка запрещена», который крайне редко используется в Беларуси. То есть совершить остановку в таких местах разрешено: высадить пассажиров, выгрузить сумки и так далее.

А вот то, что обычно нравится автомобилистам: проезд на красный сигнал светофора разрешен. Но: 1) только при повороте направо; 2) только при наличии соответствующей таблички; 3) только после обязательной полной остановки. Отметим некоторую опасность такого решения. В Клайпеде невнимательная женщина за рулем паркетника так спешила повернуть на красный, что чуть не сбила нас, когда мы переходили на зеленый.

Знаки часто размещают на специальных П-образных стойках над проезжей частью. Водителям не надо искать важную информацию глазами по всему перекрестку, к тому же сразу понятно, какой знак к какой полосе относится. Отдельного упоминания заслуживает система навигации.

Да, парковки в центре платные. Обычно это касается рабочего времени — с 8:00 до 18:00. Но в Старом городе такой режим может действовать с 8:00 до 24:00. И заглушите двигатель, пожалуйста!

А то, что за автомобилями зорко следят контролеры парковок, доказывает ярко-желтая квитанция на стекле Ford Mustang.

Оплатить же стоянку можно с помощью паркомата, который работает на солнечных батареях.

На некоторых улицах парковки закрыты. Считается, что это снижает транспортную нагрузку на квартал. Теперь там, где были масляные подтеки, растут цветы. Всяко лучше!

Стоянки возле крупных гипермаркетов бесплатные. На местах для инвалидов паркуются только те, для кого они предназначены. Рядом, также поближе ко входу в торговые центры, размещается парковка для автомобилей, на которых приехали семьи.

Въезды во многие дворы закрыты воротами, шлагбаумами и другими приспособлениями. Можем побиться об заклад: как только в центре Минска появятся по-настоящему (а не понарошку, как сейчас) платные парковки, столичные дворы тоже перегородят от чужаков.

Минские автомобилисты любят жаловаться на «спящие полицейские», но в Литве они тоже часто встречаются. Правда, в более мягкой форме. Это может быть, например, «наплыв» из асфальта во всю ширину пешеходного перехода. Удобно и пешеходу (не надо переступать через бордюры), и водителю (не придется тормозить до полной остановки). В Минске тоже начинают применять это решение, к примеру на улице Могилевской.

Еще одним стандартом является обустройство островков безопасности для пешеходов. Этим добиваются двух целей: сокращают опасное расстояние для человека и зауживают проезжую часть, ограничивая маневры для автомобилей перед местом пересечения траекторий пешехода и машины. К слову, по форме это могут быть маленькие островки, большие полуострова и огромные острова. Подобный проект использовался на минской улице Уборевича.

Знакомое многим минчанам вызывное устройство для пешеходов. Ну правильно, в наш город их поставлял как раз литовский производитель.

В Каунасе сразу несколько пешеходных улиц. Одна из самых любимых — Лайсвес аллея с бесплатным Wi-Fi, памятниками архитектуры межвоенной эпохи и скульптурами. На пересечении с проезжей частью преимущество, понятное дело, имеют пешеходы. Об этом предупреждают специальные светофоры.

Велосипедисты в этом городе тоже имеют бонусы. На той же Лайсвес аллее есть велодорожка, на которую пешеходы обычно не заходят, а пересекая ее, предварительно смотрят направо и налево.

Велопарковки простые, но удобные. Никакой вычурности и лишних деталей!

Велосипедистов много. А на площади возле ратуши даже установлена необычная экспозиция, которая подчеркивает, для кого этот город.

Заправки. У нас почти всегда приходится решать квест: как зарулить к колонке? А в Литве заезд и выезд стандартизированные, простые и понятные. Вот пример.

Уличные фонари, особенно в Старом городе и близ него, вешают на растяжках. Плюсов два: во-первых, не надо железобетонных опор, которые не добавляют городу эстетики, а во-вторых, освещается ровно проезжая часть.

...Наверняка не только у нас есть путевые заметки. Если считаете, что ваши фотоотчеты с комментариями о зарубежных поселках, городах, регионах достойны внимания, присылайте их на ga@onliner.by.

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. vv@onliner.by