Маврикий: остров правого руля и пробок на всей территории после наступления сумерек

 
32 472
21 июня 2015 в 9:00
Источник: Яра Горина
Источник: Яра Горина

Мы продолжаем серию материалов об автопутешествиях, описываем особенности организации движения, которые могут показаться нашим соотечественникам необычными или даже странными. В прошлом выпуске мы рассказывали о не столь далеком Каунасе. На этот раз предлагаем вам отправиться намного дальше — на остров Маврикий, который находится в Восточной Африке, вместе с парой молодоженов из Минска. Оксана и Владимир рассказали o коварстве левостороннего движения, бесконечных катаниях по кругу, пробках на весь остров и в очередной раз напомнили о том, что «ночь темна и полна ужасов», особенно ближе к экватору, где она подкрадывается внезапно.

* * *

На Маврикии сложнее не арендовать машину. В аэропорту есть представительства многих международных агентств проката. Дадут авто сразу: прилетели и пересели на автомобиль. Взять можно все что угодно: от бюджетных моделей до кабриолетов премиум-класса. На побережье также хватает контор соответствующего профиля. Нам предложили доступный вариант — свежую малолитражку Kia Picanto. С полной страховкой она обошлась в €40 в сутки. Если не брать полную страховку, то прокату придется оставить какую-то залоговую сумму или же они заблокируют ее на банковской карте.

На Маврикий приезжает много французов. Пожалуй, это и есть основной поток туристов. Чаще всего европейцев можно увидеть на Mini Cooper за €100 в сутки. Есть и пикапы, но большую машину мы не хотели. На острове ее вообще бессмысленно брать: дороги узкие, двухполосные — уйти на обгон может быть проблематично. Даже самая крупная автомагистраль имеет четыре ряда, по два в каждом направлении. Она связывает аэропорт и столицу. Там действует ограничение в 110 км/ч, правда, набрать такую скорость практически невозможно из-за бесконечных ответвлений в сторону населенных пунктов.

Мы успели забыть, что такое перекрестки с перпендикулярным пересечением. Если это не какой-то большой город, то привычных перекрестков совсем нет — одни круговые. С этих «кругов» может быть по пять съездов, и запутаться достаточно легко. Максимум километров восемь проедешь без съездов, а потом опять — круг за кругом. На некоторых участках они расположены через каждые 800—900 метров. Вероятно, так снижают общую скорость, но невозможность нормально разогнаться раздражает.

Для пешеходов на трассах ничего не предусмотрено: они могут идти вдоль дороги по узенькой тропинке, зачастую протоптанной не одним поколением коренных маврикийцев. Впрочем, и делать там им особенно нечего: дорога и обрыв. Только в нескольких курортных местах, где все же о туристах немножко заботятся, мы видели тротуар и даже заборчик. В большинстве случаев, если ты пешеход, приходится жаться к обочине. Автобусы там носятся с бешеной скоростью — опасно для людей, идущих пешком.

Заметно, что маврикийские пешеходы к этому привыкли. Один плюс — предупреждающий сигнал местные водители используют частенько. Они даже руль держат таким образом, чтобы запястьем было легко давить на клаксон.

Особенно позабавили нас остановки: металлическая труба или даже палка, врытая в землю, с надписью «Bus Stop». В городах и курортных местах есть и привычные, с навесом, но по всему Маврикию эти палки. Как правило, стоят они криво и выглядят странно. Особенно это бросается в глаза, когда смотришь на местные автобусы — индийские, с разукрашенными бортами. На них изображены восточные принцессы и море, закаты и тигры — в общем, все буйство фантазии.

Несмотря на постоянные обгоны, отсутствие дорожек для пешеходов, узкие полосы и большое количество мотоциклистов и велосипедистов на дороге (тук-туков, к счастью, нет вообще), на Маврикии случается мало ДТП. Мы так и не поняли, почему. За все время увидели только одно, да и то мелкое с участием туристов.

На дорогах в основном европейцы, они и ездят на скоростях. Местные жители за пределами крупных городов гонять явно не любят — плетутся со скоростью 50 км/ч, когда разрешено 80. Мы удивились некоторому несоответствию: живут там бедно, но «корыт» на дорогах не видно — у всех приличные машины. А особенно крутые — у индусов.

На острове много французских автомобилей, редко можно увидеть немецкие. Внедорожников практически нет: разъехаться на узких дорогах проблематично, зато пикапы — народные авто. В стране много фермеров, выращивают тростник — огромный, выше человеческого роста. Это одна из основных статей дохода в Маврикии. Говорят, что самый крупный покупатель — Coca-Cola.

Мы объехали остров вдоль и поперек, конечно, посетили все местные достопримечательности. Путешествовали и в темноте. Фонарей очень мало, но на главных дорогах в разделительной зоне и между линиями разметки вмонтированы специальные светоотражающие прочные маячки. Когда пересекаешь полосу на высокой скорости, они постукивают. От фар этот разделитель светится бирюзовым цветом и очень ярко — полоса видна отлично. Сначала даже думали, что к ним подведено электричество, таким ярким был свет.

Покрытие качественное, на асфальтированных дорогах не видели ни ям, ни выбоин. Если ведутся дорожные работы или большой трафик, моментально появляются регулировщики. Представителей дорожной полиции в классическом виде мы не встречали. В городе действует ограничение 60 км/ч и много скоростных камер, о которых предупреждают заранее специальными знаками.

Мы, конечно, старались не нарушать, но случалось. Возможно, из-за адаптации к левостороннему движению. Это непривычно, но не страшно: автоматически начинаешь двигаться за большинством. Путаница на поворотах — по привычке можно не в ту сторону вырулить. Серьезно накосячили только один раз, в городе. Было уже очень поздно, почти ночь, поэтому быстро не сориентровались и не заметили знак круговой развязки, сразу взяли направо, хотя, как поняли потом, надо было ехать по кругу и «выпорхнуть» только на пятом выезде. Водитель встречной машины начал моргать фарами: мол, что ты творишь? Не сразу поняли, в чем дело: мы же правильно едем, по левой стороне. Что нам оставалось? Продолжили невозмутимо ехать, зато быстро оказались на нужной трассе. Хорошо, что дорога была пустая…

Жена напоминала о правильных сторонах. Весело было уже в Минске, когда «маврикийский поворот» срабатывал. Только успеваешь себя одергивать.

Безусловно, организация дорог там связана и с климатическими условиями, и с рельефом. В Маврикии бывают тропические дожди, поэтому вдоль дороги расположены этакие ливневые рвы, чтобы грязь не попадала на покрытие. В первое время было страшно свалиться туда колесом и пропороть дно машины.

При подъеме в горы есть очень узкие участки — две полосы вместить невозможно. Потому там ставят светофоры: сначала проезжают машины с одного направления, потом, когда загорается зеленый, стартует встречное. Так, по очереди, и проезжают узкие и опасные места. Езда по серпантину — особое удовольствие: 30 км в среднем едешь минут 45 и на пониженных передачах. Наша Kia брюзжала и жужжала: ей было тяжело.

В горах встречаются предупреждения о возможном сходе оползней и камнепаде, а также о появлении на проезжей части оленей. Нас эти беды миновали, но вот упитанные ящерки пару раз дорогу перебежали.

Нужно учитывать и южные закаты. Рассвет на Маврикии во второй половине мая начинается в 6:00, а закат — в 18:00. Солнце садится очень быстро. Выезжать на юг необходимо ранним утром, когда весь поток едет на работу в северную часть острова. А уже в пять часов вечера начинаются жуткие пробки во всех направлениях. Один раз мы уперлись в такой затор, оценили обстановку и решили вернуться в отель. Вечерние экскурсии тут явно не в тренде.

Местные жители ведут себя вежливо даже в пробках, стараются пропустить. Не второй, так третий водитель уступит, если включишь поворотник. Хотя следует сказать, что поворотники на Маврикии практически не используют. Чаще сигналят, если хотят предупредить о маневре. В том числе и мотоциклисты.

Ко всем достопримечательностям проложены хорошие дороги, проблема разве что с дорогами в некоторых памятных местах — глиняные или горные, обувь нужна удобная. К слову, исторических памятников там не найти (вся история острова — это 200 лет). Скорее, шикарные природные парки, сафари и прогулки со львами.

Мы порадовались своей малолитражке. Стоимость 95-го бензина («Экстра») — почти $1,8. Но на заправках есть обслуживающий персонал: зальют топливо, помоют стекла, и «обязательных» чаевых за это платить не нужно. Никаких выпрашиваний и пристального осуждающего взгляда.

Нас в целом удивило отсутствие агрессии и недовольных лиц, хотя люди там живут небогато. Особенно запомнились две подружки: одна мусульманка, закутанная так, что только лицо видно, а вторая — более свободных религиозных взглядов — в коротких шортах и маечке с декольте.

Косо на белых не смотрят, отношение ко всему у местных очень терпимое, вероятно, из-за сплава культур. Наверное, поэтому там немало женщин за рулем. Обычная ситуация: барышня останавливается посреди дороги, включает аварийку: она запуталась. Уточняет дорогу, говорит по телефону, выясняет все свои вопросы. Ее терпеливо объезжают, никто не станет сигналить и посылать проклятия.

В городах много парковок, все бесплатные, но мест хватает. Рядом с ними обычно обнаруживаются мойки и фастфуд. Организовано все очень качественно и удобно. Движение в населенных пунктах затрудняют разве что частые автобусные остановки, иногда они располагаются на расстоянии 50 метров друг от друга.

Мы думали о том, насколько удобно путешествовать без машины. Операторы предупреждают, что стоимость такси будет зависеть от класса отеля. Однако заказать машину на 8 часов стоит уже €60—70.

Непривычно, когда люди верят на слово. Машину в прокат вернули без лишних разговоров, спросили лишь, все ли в порядке, и обошли авто со всех сторон. Вечером. В темноте. У дверей аэропорта. Белорусов на Маврикии отдыхает очень мало, в некоторых туристических местах и вовсе говорили, что мы первая пара из этой страны. Кто-то из местных даже «догадался», что это прекрасная страна Bella Russia. Без английского или французского делать на острове нечего. Даже на пальцах не объяснишься. Ходят слухи, что Маврикий облюбовали питерцы, но за все 11 дней отдыха мы встретили только одну русскую пару. Не признать ребят было сложно. Только наши девушки приходят на завтрак во всей красе и с недовольным лицом.

Единственное, о чем можно пожалеть, — мало дней взяли, еще бы недельки две!

...Наверняка не только у нас есть путевые заметки. Если считаете, что ваши фотоотчеты с комментариями о зарубежных поселках, городах, регионах достойны внимания, присылайте их на ga@onliner.by.

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. vv@onliner.by