Адлер (Сочи): наслаждайся новорусскими дорогами и не вздумай смотреть, как живут местные

 
05 июля 2015 в 11:31
Источник: Яра Горина. Фото: auto.onliner.by. Видео: 1tv.ru
Источник: Яра Горина. Фото: auto.onliner.by. Видео: 1tv.ru

Те, кто был в последние годы в Сочи, в один голос говорят: «Это не Россия». Принято считать, что в «классической» РФ дороги разбиты, движение организовано по принципу «кто проскочит», а водителей, более озлобленных на соседей по потоку, найти сложно. Современный Сочи опровергает эти стереотипы на каждом километре своих ухоженных магистралей и улиц. Центральных улиц, если говорить точно. Главное тут — не заворачивать за угол. О контрасте нового и старого Адлера, курортного района «южной столицы» России, рассказал наш читатель Андрей, на днях вернувшийся из отпуска.

— Чтобы сориентировать читателя на местности, стоит упомянуть, что Сочи — самый длинный город РФ. Он объединяет в себе несколько районов, вытянутых вдоль черноморского побережья, соединенных одной магистралью (трасса Е97, она же ул. Ленина, она же Сухумское шоссе, ул. Кипарисовая, Курортный проспект). Каждая из административных единиц (с запада на восток: Лазаревский, Большой Сочи, Хоста, Адлер, Красная Поляна) практически самостоятельна. Так, вы не найдете поезда сообщением Минск — Сочи, а вот Адлер в качестве пункта назначения фигурирует. Именно на тепловозе этого сообщения я и отправился «на море». В своей поездке я уделял много внимания именно дорогам и машинам.

Новый хороший Адлер

Город встречает действительно впечатляющим зданием вокзала и огромной многоуровневой развязкой. Пока нормальные курортники искали варианты жилья и изучали цены на местное мороженое, я обошел со всех сторон территорию образцово-показательного ж/д вокзала.

Тут воплотились в жизнь мечты наших автомобилистов. Двухполоска заканчивается шлагбаумом с автоматом по приему купюр. Проезд на площадь платный — 100 рублей, или почти $2. Правый ряд уводит на большую стоянку, левый предназначен для общественного транспорта и провожающих. Для последних предусмотрели kiss-and-ride-остановку. Первые 15 минут нахождения автомобиля здесь бесплатны, уверял водитель стоявшего на тротуаре Toyota.

Те, кому не надо на вокзал, мимо него даже не проезжают. Магистральную улицу Ленина в районе вокзала с помощью эстакад разделили на три направления, каждое ведет к значимому объекту (центру, горнолыжному курорту, олимпийской деревне). Везде установлены большие информационные щиты — заблудиться сложно. В целом в Адлере нет проблем с навигацией: сама ул. Ленина облеплена указателями, с одной ее стороны находятся море и отели, а с другой туристу делать нечего, ибо там обитают местные.

Всего, по словам экскурсовода, с 2008 года здесь построили шесть многоуровневых развязок, чем россияне дико гордятся. Строили с русским масштабом, современными материалами и технологиями. Из действительно крутых инноваций выделю оформление вертикальной разметки в светоотражающем пластике, активные, меняющиеся цифровые табло с указанием свободных полос (о применении их на МКАД уже давно говорят в Минской ГАИ), делиниаторы, шумоизоляционное ограждение для домов местных жителей. В общем, все как нужно, а не как обычно.

Особенно поразила история дорог деревушки под названием Роза Хутор (на картах — Эстосадок). Исторически ей не повезло разместиться в пару километрах от Сочи в Кавказских горах, к ней вел однополосный серпантин с говорящим «народным» названием «Упаси, Господи». Но именно там организаторы Олимпийских игр — 2014 узрели отличную площадку для соревнований по прыжкам на лыжах с трамплина. Как поступили русские? Они прорубили два туннеля сквозь горы и построили умопомрачительные мосты (автомобильный и ж/д) над бурной горной рекой Мзымта. Можно представить масштабы инвестиций. Даже в месте, прозванном хутором, движение организовано на высшем уровне. Оно интуитивно понятное, что редко для наших стран.

Магистральная ул. Ленина вызывает легкую зависть. Это трехполоска (для каждого направления), обозначенная знаком «Дорога для автомобилей» — соответственно, можно гнать 90 км/ч. На ней предусмотрены широкие обочины, по которым часто ездят велосипедисты. Инспекторы ДПС не обращают на них внимания: велоаварийность тут минимальна. По обе стороны от проезжей части заборчиком примерно в 1,3 метра высотой отделен тротуар, за ним — сточный канал, чтобы грязь с гор не стекала на дорогу.

На магистрали нет ни одного перехода в один уровень: только под- и надземные. Это безусловный плюс и для безопасности, и для трафика. За десять дней отдыха в Адлере видел только одну пробку, о ней — в последнем абзаце. Идеально, конечно, отправить под землю не людей, а машины, но, естественно, это дороже.

На сочинском переходе с плотным трафиком в портовой зоне дежурил немолодой, но довольно харизматичный сотрудник ДПС — останавливал движение каждый раз, когда к проезжей части подходили люди.

Разделительная полоса магистрали засажена пальмами и другими деревьями. Конструктивно выделена не бордюром, а полуметровыми бетонными плитами дугообразной формы. Кое-где прямо на разделительной встречаются заправки. На одной из них заметил необычный знак, который можно трактовать как «Осторожно, горящая машина!».

О качестве сочинского топлива рассуждать не берусь. Изначально хотел взять машину напрокат. За свежую Toyota просили почти $50 за двое суток. Но в итоге отказался от этой идеи: уж слишком хорошо здесь развит общественный транспорт.

Как часто вы видите в белорусских райцентрах новенькие МАЗы-206? В Сочи их полно. Компанию им в основном составляют автобусы Hyundai, много микроавтобусов. Сначала подумал, что это маршрутки. Но оказалось, в них действует тот же тариф — 19 рублей (5000 наших) по городу. Сильно удивился, когда сидя в подобной маршрутке услышал фразу «У меня проездной». В любое время дня промежуток между автобусами одного маршрута не больше 4—5 минут. В каждом установлен кондиционер. Оплата — на входе у водителя. Стоит заметить, пробок и задержек такая схема не вызывает.

Остановки в загруженном центре выполнены в виде «карманов». Встречаются как привычные скамейки с тентом для ожидающих пассажиров, так и не виданные мною ранее табуретки, вмонтированные в тротуар. На остановках никто не «табачит»: «Сочи — город, свободный от курения» — напоминают на каждом шагу плакаты.

Накатавшись на автобусе и находившись пешком по городу, я пересел на велосипед. Пунктов проката в Адлере уйма. Жаль только, что нет централизации: взять велик в одном месте и сдать в другом нельзя. Каждый бордюр в центре понижен на участке съездов. Это в первую очередь продиктовано олимпиадными требованиями создания безбарьерной среды. Правда, не всегда воплощение идеи оказывалось удачным.

Как бы там ни было, именно велосипед позволил мне увидеть оборотную сторону Адлера — того доолимпийского города, которым в 90-х пугали отпускников. Честно говоря, мне трудно представить, как в целом можно попасть в некоторые местные дворы на авто. Однако машины встретились мне и среди откровенных трущоб.

Плохой старый Адлер

Замшелый «совок» и запустение можно найти буквально в 100 метрах от парадной магистрали. Благо, вокруг нее насадили непроглядный живой забор. Если не хотите испортить отдых грустными видами — не заглядывайте за него. Как мне показалось, бóльшую часть Адлера занимает частная постройка. Добрая половина ее превратилась в частные мини-отели. Со стороны моря встретить «панельку» — редкость. Улочки тут узкие, нередко разбитые. Районы представляются галереей заборов и ворот. Было ощущение, что местные негласно соревнуются в конкурсе на самую высокую и красивую ограду. Сложно не заметить симптомы типичной российской болезни под названием «узость зоны комфорта» — красота отеля заканчивается на его границе, а к въезду может вести гравийка или бетонка, усеянная ямами.

Бросается в глаза обилие заброшенных машин. На парковке «живые» авто могут соседствовать с откровенными «мертвецами». Складывается впечатление, что за вывозом хлама никто не следит, а соседи своих не сдают. Битые автомобили можно встретить и на хваленой ул. Ленина.

Проблем с парковками, казалось бы нет: площадок хватает. Но, как и в Минске, они нередко пустуют. Зато на перекрестках с разделительной зоной яблоку негде упасть. Со стороны это выглядит как минимум странно: перекресток, а посередине припаркованы машины. Только под их колесами виднеется разметка типа «треугольник». Встречаются и другие чудеса парковки.

В центре с нарушителями правил стоянки борются бетонными фишками (как и у нас), выдвижными столбиками, бесконечными шлагбаумами. Во дворах — столбиками на замочках, цепями и, что особенно поразило, здоровенными бетонными блоками с лаконичной надписью «Стоп», нанесенной краской из баллона.

Из-за большого количества стоящих не по правилам машин и горной местности в Адлере можно встретить много «слепых» перекрестков: вроде въехал на пересечение, а перпендикулярная улица абсолютно не просматривается. Местные в таких случаях просто сигналят вместо включения поворотников. Так что на сочинских улицах постоянно слышен перезвон клаксонов. А вот выражать свое недовольство «бибиканьем» здесь не принято, по крайней мере лично я не слышал.

«Спящих полицейских» на моем пути почти не встречалось. Скорость на узких улицах во многих случаях контролирует рельеф. Например, Известенский переулок поднимается примерно на градусов 40. Улиц, уходящих в гору, тут полно. Наверное, на СТО чаще других регистрируют поломки «ручника».

Не могу не отметить поэтичность названий местных улиц: Удачи, Надежды, Голубые Дали... Нередко тут можно увидеть бетонное покрытие, в некоторых местах оно сменяется щебнем. Машины встречаются самые разнообразные. Предпочтение адлеровцы отдают внедорожникам — не только из-за бордюров и парковки, но и, вероятно, для езды по горным дорогам. Много Chevrolet — видимо, российской сборки. Белорусов на собственном авто встретил лишь раз, да и то на рамке Mazda красовалась по-витебски лаконичная подпись «Абхазия».

Абсолютный чемпион, безусловно, ВАЗ. Lada встречается в разных модификациях и доработках. Особенно здесь в почете занижение — наверное, чтобы «удобно» было ездить по горной щебенке. А какие диски можно встретить на разбитых затонированных тачках! Ну, о кавказском тюнинге можно слагать легенды. Но лучше один раз увидеть.

Еще сочинцы обожают наклейки. Кстати, вместо привычного нам значка «70» у них неопытные водители клеят восклицательный знак.

Мотоциклов здесь не очень много, больше бюджетных скутеров. Оно и понятно: на двухколесном транспорте сложновато ехать вверх по улицам с крутыми подъемами.

… А потом пришла стихия. На Сочи опустился ураган, которого здесь не видели лет 50. Выпал двухмесячный объем осадков, горные реки повыходили из берегов, в Хосте взорвался газопровод, отключили подачу электричества, над Черным морем виднелись смерчи — настоящее бедствие. Местные чиновники вопрошали подчиненных, почему не сработали дорогие недавно установленные коллекторы, почему оказались забиты ливневки. Несмотря на все инвестиции, несколько километров дорог превратились в грязевое озеро, другие же заполнились непроходимой жижей из мусора и земли, погрузив город в одну сплошную пробку. Городские службы отреагировали довольно оперативно, но на устранение ЧП ушло не меньше суток. В тот четверг мне повезло уехать в горы Абхазии, а потому об урагане я узнал лишь из новостей. В этот день стало ясно, что ни новые хорошие, ни старые плохие дороги в Сочи не способны выдержать буйство природы.

...Наверняка не только у нас есть путевые заметки. Если считаете, что ваши фотоотчеты с комментариями о зарубежных поселках, городах, регионах достойны внимания, присылайте их на ga@onliner.by.

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. vv@onliner.by