Гоним 80 км/ч. Оставляем позади другие машины. Денис резко говорит: «Тормоз в пол!» С визгом покрышек, под характерный звук стука ABS мы останавливаемся с максимальным замедлением. Если бы не ремень безопасности — целовали бы лобовое с внутренней стороны. От перегрузки мозг, кажется, готов покинуть черепную коробку, в животе переворачивается завтрак. Выходим на свежий воздух, высчитываем тормозной путь. Ого — целых 32 метра! И так еще 15 раз. Подобное испытание выдержит не каждый, но перед нами стоит важная задача: узнать, насколько вырастает тормозной путь, если ездить на зимней резине по раскаленным дорогам летом. Такой сравнительный эксперимент в Беларуси еще не проводили. Обычно тестируют летние шины на снегу. Но после введения новых требований ПДД некоторые наши автомобилисты решили не «переобуваться» весной на «лето», а ездить круглый год с одним зимним комплектом. Чем это чревато?
Во время своих акций по бесплатной диагностике в разных областных центрах специалисты компании «Автосеть» отмечали интересную тенденцию. Она проявилась именно в этом году, после того как 16 января вступили в силу дополнения, касающиеся обязательного использования зимних шин. Давний тренд — не «переобуваться» круглый год — слегка мутировал, воплотился в то, что многие автомобилисты круглый год катаются на зимней резине.
«В Гомеле ситуация оказалась получше, — рассказал Onliner.by представитель компании Александр Борохов. — А в Гродно и Бресте примерно каждый третий ездит летом на „зиме“. В 2014 году показатель был на уровне 29%, так что наблюдается рост. Нарушителями подобных автомобилистов не назовешь — законом не запрещается так ездить». А что не запрещено, то, как известно, разрешено. Люди объясняют это с точки зрения экономии финансов: мол, купил одну пару покрышек — на два года хватит, а потом перекину ее на ведомые колеса, на ведущие опять поставлю новые. И начинается чехарда, пока не случается какая-нибудь неприятность. Это может быть и занос при повороте (казалось бы, на ровном месте), и проколы во время движения, и даже ДТП. Самый распространенный вариант городских происшествий — «паровозы» — напрямую зависит от длины тормозного пути, а следовательно, и от состояния резины, что мы и попытаемся доказать путем эксперимента. «Предполагаю возражения, мол, „паровозы“ зависят от дистанции, стиля вождения и скорости действий того, кто находится между рулем и сиденьем, — добавил Александр. — Но зачем лишний раз испытывать на верность свою реакцию, если от опасных случаев можно перестраховаться на уровне технологий?»
Также никто не будет спорить, что зимняя резина из-за большей мягкости изнашивается в 2—3 раза быстрее. Специалисты в области шин просчитали, что на самом деле экономически выгоднее владеть двумя комплектами. Выяснили, что «зимы» при круглогодичном использовании хватает на два года, при сезонном — на три-четыре. Также автовладельцы не учитывают, что у мягкой «зимы» больше коэффициент сопротивления качению, потому вырастает расход. Проще всего объяснить этот эффект на примере велосипеда: давление воздуха в колесе должно быть 5 атмосфер; если воздух понемногу выходит, давление снижается и велосипедисту сложнее крутить педали. В автомобиле вместо человека работает мотор, которому нужно больше топлива для движения на мягких шинах. В деньгах это выразится в среднем в 950 тысячах белорусских рублей убытков в год при ежедневном пробеге в 30 километров.
Также «зима» из-за мягкости чуть позже откликается на поворот руля. Вместе с более длинным тормозным путем это влияет на аварийность. А в приведенных выше расчетах риск попасть в ДТП с оплатой впоследствии своего и чужого ремонта не учитывался.
Но пора уже приступить к самому эксперименту. Его участниками стали три бренда разной ценовой категории, три автомобиля различных классов: отечественная бюджетная «Белшина» досталась Opel Astra, в Hankook из среднего сегмента был «обут» Citroen C-Crosser, ну а премиальный Dunlop оказался во владении BMW 3-Series. На каждую машину вначале устанавливали комплект новой летней резины и проводили на нем заезды с измерением тормозного пути. Испытания чередовались: вначале на сухом покрытии, потом на мокром (был задействован поливочный автомобиль). После, прямо на испытательном полигоне в Липках, место «лета» занимала «зима» и цикл повторялся.
Каждый из автовладельцев уверял, что всегда использовал два комплекта шин, менял в начале сезона. Лишь один признался: пробовал кататься на «всесезонке», но однажды после дождя его развернуло на повороте. К счастью, столкновения с другими машинами удалось избежать, но водитель в тот же день отправился в автомагазин, купил резину и «переобулся». С тех пор не экспериментирует. Сегодня — исключение. Можно сказать, научный интерес.
«Температура сегодня около +25. В принципе, средняя для белорусского лета, потому результаты должны быть актуальны, — инструктирует водителей Денис Хорошавин, начальник отдела дорожных испытаний полигона. — Работаем по правилам ЕЭК ОНН №13-Н. Разгоняемся, включаем „нейтралку“, резко тормозим. На ваши машины установят оборудование Corrsys Datron. Эта комплексная система включает датчик измерения скорости, пути, времени, датчик давления на педаль, систему сбора данных. Говоря простым языком, Corrsys поймает момент, когда вы нажмете на педаль, в этот миг включится датчик и выдаст данные о пройденном с момента торможения расстоянии».
…И вот мы гоним 80 км/ч на Opel Astra. Оставляем позади другие машины. Денис резко говорит: «Тормоз в пол!»… Летняя «Белшина» показывает себя неплохо: тормозной путь составил 32,4 метра на сухом покрытии, 34,7 — на мокром. Пришла очередь «зимы». Тот факт, что тормозной путь будет длиннее, никто и не оспаривал, интересно было узнать саму цифру и ту самую разницу. Для зимней «Белшины» она составила около 37 метров на сухой трассе, 42 — на мокрой, то есть плюс 5 метров в каждом случае. А это, считай, корпус машины.
Можно снисходительно заявить, якобы это бюджет, «Белшина», не вызывающая доверия (и весьма напрасно, судя по словам Дениса Хорошавина, участвовавшего в тестах новых моделей отечественного производителя). Как справятся с задачей заграничные бренды? «Обутый» в среднебюджетный летний Hankook автомобиль Citroen после нажатия на педаль тормоза проехал в среднем 29,4 метра на сухом асфальте и 30,9 — на мокром. «Зима» от той же фирмы удлинила тормозной путь до 33,8 и 36,6 метра соответственно. То есть плюс 4,5 метра.
Автомобиль BMW с премиальным летним Dunlop показал прекрасный результат: тормозной путь составил всего 26,6 метра на сухом покрытии и 27,8 — на мокром. «Переобуваем» его в «зиму» и даже без показаний приборов видим, насколько дальше едет тормозящая машина. Результат «сухого» заезда — 34,4, «мокрого» — 35,5. То есть в среднем плюс 7 метров — почти что два корпуса. Именно шинный премиум поставил в этом эксперименте антирекорд в 8 метров. Тот, кто хоть раз за свой водительский стаж вынужден был оттормаживаться с дымом из-за внезапной опасности, понимает, насколько эта цифра огромна.
Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by