Корреспондент Onliner.by на один день стал работником грузового такси

 
04 сентября 2015 в 8:00
Автор: Виталий Петрович. Фото: Максим Тарнаицкий
Автор: Виталий Петрович. Фото: Максим Тарнаицкий

Все профессии важны. Корреспонденты Onliner.by продолжают исследовать рынок труда и пробовать себя в новых ролях. На этот раз мы подрядились в грузчики. Точнее, на один день стали полноценными работниками одной столичной компании, занимающейся грузовыми перевозками. Это значит, грузили, разгружали, а в свободную минуту много общались с теми, кто уже съел в этой профессии добрый пуд соли. Каково это, возить людям грузы, что видят перевозчики, о чем они говорят и о чем рассказали только нам — читайте в нашем репортаже.

Рабочий день у нас начался в 9:00. Но это не значит, что клиент не сможет заказать машину на другое время. Хороший таксист будет на месте тогда, когда он нужен. Это касается и грузового такси. Мы также не откладываем дело в долгий ящик: небольшой инструктаж — и выезжаем на заказ. Наши коллеги и руководители в этот день — Евгений и Артур — опытные сотрудники фирмы.

Первым делом едем в Боровляны. Там нас ждут 2,5 кубометра посуды в коробках, заказанные крупной белорусской компанией. Место выгрузки — Шабаны.

«Что скажут, то и возим, — рассказывает Артур. — Чаще всего попадается мебель, какой-то скарб, который люди перевозят на другую квартиру. Бывает, заказывают перевозку строительных материалов, грузов промышленного назначения. И за наличный расчет, и за безналичный — как угодно».

Разный груз — разный транспорт. Автопарк компании делится в зависимости от грузоподъемности и вместительности автомобилей: до одной тонны, до двух, до трех; или на 10 кубометров, 15, 20. Диспетчеры первым делом подробно выясняют у заказчика объем груза, его вес и отправляют к нему ту машину, которая сможет этот груз увезти. Проблемных ситуаций, как правило, не возникает.

Очень многое зависит от погрузки. Хорошие грузчики могут уместить двухкомнатную квартиру в грузовичке на 20 кубометров. А бывает, что и целой фуры мало. «Как-то пришел заказ: забрать из пункта таможенного контроля мебель — итальянская фирма привезла в Беларусь дорогущие образцы для какой-то выставки, — вспоминает Женя. — Не вопрос — приезжаем. Оказалось, что итальянцы у себя загрузили мебель в фуру. У нас на таможне эту мебель выгрузили для проверки. А стали загружать назад — все не помещается. Никак. Поэтому вызвали дополнительную машину. Так мало того: даже в наш грузовик то, что не влезло в фуру, еле уместилось».

За разговором приезжаем в пункт загрузки. 2,5 кубометра посуды могут весить ой как по-разному. Если керамика или, например, стекло — то это очень нелегкий груз. Если посуда пластиковая — совсем другой расклад. Клиент сам определяет, нужны ли ему грузчики, то есть погрузить и выгрузить он может и своими силами.

Артур

В Боровлянах, как мы уточнили, нас ждало около 300 кг посуды, упакованной в коробки. Заказчица, понятное дело, сама бы это грузить не стала, поэтому предупредила, что ей понадобится грузчик. Заказывала одного, а приехали сразу два! Такой вот сюрприз.

Спустить с третьего этажа несколько сот килограмм в коробках — дело не такое простое. Но поскольку носим вдвоем, работа спорится. Слаженно грузим коробки в кузов.

Женя

Работать нужно аккуратно: если клиент нанимает грузчика, то за сохранность имущества в момент погрузки и выгрузки отвечает, в сущности, именно он. Также работники несут ответственность за груз, пока он находится в машине. Поэтому погрузке и укладке уделяется самое пристальное внимание, применяются все меры предосторожности, чтобы перевозимое осталось в целости и сохранности.

«Все зависит от водителя. Нужно ехать и быстро, и мягко, помнить, что не дрова везешь», — смеется Евгений.

Наш маршрут лежит в промзону в Шабанах, где коробки с посудой нужно выгрузить на территории предприятия, которому они адресованы. Поехали.

Кстати, в черте города действует фиксированная ставка, и от пройденного грузовым автомобилем расстояния итоговая сумма для клиента не зависит. Нам Женя и Артур рассказали, что за день на машине можно накатать и 500 км, а можно проехать всего 50, но с таким же количеством заказов. «Бывает, мотаешься из одного конца города в другой. А случалось, люди заказывали грузовик для того, чтобы перевезти вещи в соседний дом. И даже более того: мы возили груз из первого подъезда многоэтажки в пятый. А что поделаешь, если мебели целая машина?» — вспоминают наши сегодняшние коллеги.

Таким образом, цена для клиента формируется в зависимости от типа автомобиля, привлечения грузчиков и потраченного времени. Все это заранее обговаривается с диспетчером. Есть возможность по пути заехать в несколько мест, за это нужно доплатить небольшую сумму.

«Был забавный случай. Вызывают нас какие-то мужики забрать на улице Клары Цеткин металлолом. Ну едем, смотрим: какой-то лом. Заполняем все документы — не хватало еще проблем себе нажить! Эти мужики грузят лом в машину и командуют ехать в ближайший пункт сдачи. Приезжаем, а там закрыто», — рассказывает Женя.

Что делать? Заказчик называет другой адрес. Это дополнительная сумма за еще одну точку доставки. «Они нам говорят: нет проблем, сейчас сдадим металл, денег получим немерено. Ну, хозяин — барин. Приезжаем — там тоже закрыто. Поехали по третьему адресу. Цена снова выросла. Но на этот раз им повезло — пункт приема был открыт. Выгрузили, сдали. Прибегают к нам: оказывается, вырученных денег не хватает. Попросили отвезти к знакомым, чтобы занять у них. Пока со всеми остановками добрались — сумма вышла раза в два больше, чем они выручили за металлолом», — добавил собеседник.

На территорию предприятия в Шабанах корреспондента-грузчика не пустили. Въезд только по документам, строгий контроль. Пришлось нашим коллегам отдуваться и за себя, и за того парня.

Как правило, сразу после выполнения одного задания машина отправляется на другое. И так целый день. У нас выдалось несколько «форточек», что было очень кстати. Пообщались, попили кофе на заправке. Жизнь водителя — она такая.

Грузчики работают с людьми. У которых бывает плохое настроение, нервы и т. д. Поэтому и ситуации случаются самые разные. Бывало, что за выполненную работу клиент отказывался платить требуемую сумму. Или, к примеру, требовал услуги грузчика, при этом не оплатив их, скандалил.

«Я вообще человек неконфликтный, — говорит Евгений. — Но бывает, клиент изначально как-то агрессивно настроен. Тогда стараемся просто не обращать внимания. Как-то во время одного из заказов мужчина был недоволен тем, как мы спускали его диван. А нужно понимать, что диван сам по себе очень громоздкий. На лифте его не спустишь, приходится изощряться, чтобы протиснуться через все лестничные пролеты. И вот показалось клиенту, что мы этот диван где-то притерли. И был он так недоволен, что свой телевизор решил вынести самостоятельно, без нашей помощи. Вниз спустил, а как шел к грузовику, споткнулся о ливневую решетку и выронил свою „плазму“ прямо экраном об асфальт. Вдребезги, еще и сам чуть не упал. Поэтому нервы в таком деле — не помощник».

Действительно, переезды трудно представить без помощи настоящих работяг-грузчиков — таких, как мы сегодня. Люди переезжают со всем своим скарбом, мебелью, бытовой техникой. Все это должно быть хорошо упаковано. К примеру, плохо завернутый хрупкий предмет могут отказаться грузить. Ведь отвечать в случае чего придется водителю. Поэтому клиент должен позаботиться о своем имуществе и упаковать все должным образом.

Бывает, такие переезды помогают людям иначе взглянуть на простые вещи. «Как-то спустили для погрузки диван, а он весь какой-то засаленный, отживший свое. Так заказчики (молодая семья) долго спорили у машины, куда этот диван везти: маме, на дачу или друзьям. В итоге сошлись на том, что диван нужно выбросить на свалку. А наши услуги, в общем-то, и не пригодились», — рассказал Женя.

Чего только не перевезло грузовое такси. И старинную мебель, и стройматериалы, даже статуи в восточном стиле возили для одного из посольств в Минске — драконов всяких.

Иной раз заказчик слишком серьезно подходит к предстоящему переезду. «Девушка как-то позвонила диспетчеру, заказала машину и двух грузчиков. Поднимаемся, заходим в квартиру, а у нее всего-то вещей — монитор и корзина с одеждой, — вспоминают наши собеседники. — Интересно также возить китайцев: вот сколько за этот год их перевозил — и студентов, и целые семьи, — у них никогда нет никакой мебели. Только чемоданы на колесиках. Огромное количество чемоданов — бывает, целый грузовик ими забивается. Что они в них возят — ума не приложу. А больше ничего нет. Но дружелюбные такие — один китаец все в гости к себе в провинцию приглашал».

Отправляемся на очередной вызов. Из квартиры по улице Волгоградской выезжает семья. Типичный случай: грузим холодильник, стиральную машину, телевизор, компьютер. В грузовике раскладываем тюки с одеждой, мебель. Так оно и происходит: все, что нажито, путешествует за человеком в новое жилище.

«Часто переезжают те, кто снимает квартиру. Нашли более подходящий вариант, снялись с места, загрузились и переехали. Повзрослевшие дети переезжают от родителей. Нередко заказывают машину студенты: отучились в Минске — собирают вещи и уезжают домой. Так возили несколько человек в Витебск, да и в другие города тоже. За несколько лет успели обжиться, обрасти вещами. На поезде всего не увезешь. А мы работаем по всей стране. Да что там стране: недавно возили пожилую пару в Санкт-Петербург. Они все бросили, продали здесь квартиру и с пожитками переехали к внуку в Россию», — рассказал Евгений.

Работа эта не из легких. Нужны быстрые и четкие действия, кое-какая физическая подготовка. Это только со стороны кажется, что погрузить что-то в грузовик не так сложно. Но спустить, к примеру, шкаф с энного этажа, да без лифта, да заниматься этим целый день... Если выезжают люди, скажем, из двухкомнатной квартиры, то погрузка может занять и несколько часов. А еще нужно все завезти и выгрузить. Нет, работенка не для слабаков. Многие клиенты это понимают и оставляют чаевые. И нам после дня работы это показалось справедливым.

Примечательно, что больше всего заказов у грузчиков в кризисные времена. Прошлую осень наши коллеги до сих пор вспоминают как самый загруженный период. «Люди побежали в магазины. Тащили все: диваны, кровати, стиральные машины, холодильники. Целыми днями мы метались от торговых центров к квартирам и обратно. Хватали по два холодильника, по три телевизора. Привозим эти два холодильника, заносим в квартиру, а там еще один стоит, тоже практически новый. Хозяева говорят: ничего, ставьте в гостиной, в уголке. Было время...» — рассказывают наши собеседники.

Случались в их практике и почти криминальные случаи: «Выезжаешь на квартиру. Девушка, скажем, снимала ее какое-то время, а теперь съезжает. И показывает, что нужно вывезти. Мебель, технику. И вместе со своей прихватывает хозяйскую. А на утро нам звонит милиция: кого везли, куда. Но все задокументировано».

«Однажды коллега приехал на вызов к мужику, — вспоминает историю Женя. — Тот, видимо, развелся с женой, имущество поделили. А потом он передумал: вернулся в квартиру и решил забрать вещи, которые остались бывшей супруге. Загрузили машину, поехали. Тут останавливает милиция: что да как... И получается, что грузчик выходит чуть ли не соучастником. Имущество вез? Вез. Грузить помогал? Помогал. Но все в итоге закончилось благополучно».

Жизнь есть жизнь, и мужики из грузового такси видят всякое. Семейные размолвки, житейские трудности и неурядицы. Порой настоящее горе. Приезжали к дедушке в деревню, грузили вещи. Все габаритное уже было в грузовике, дедуля пошел в погреб за какой-то мелочевкой. И вот нет его и нет... Пошли искать. Оказалось, у дедушки прямо в погребе стало плохо с сердцем...Такая работа. Для людей и среди людей.

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by