Два дня в Берлине. Что лучше — ездить на автомобиле или общественном транспорте?

 
13 сентября 2015 в 8:00
Автор: Андрей Журов. Фото: Алексей Матюшков
Автор: Андрей Журов. Фото: Алексей Матюшков

Это были два совершенно разных дня. Вечером первого мы вернулись абсолютно вымотанные. Необходимость останавливаться через каждые 100—300 метров доконала, зеленого сигнала светофора приходилось ждать по 40—50 секунд, а еще эти велосипедисты... Окончательно добили улицы-близнецы. В конце второго дня мы вынырнули из метро совсем с другим чувством, хотя проехали не меньшее расстояние, чем на машине. Сравним ощущения от управления автомобилем, а также от общественного транспорта и инфраструктуры для пешеходов в столице Германии.

День первый. За рулем автомобиля

Сначала расскажем про приключение с улицами-близнецами. Когда мы искали технадзор, где нужно было получить зеленую наклейку для нашего Lifan, случайно приехали совсем в другой район. Как так? Сверились с навигатором, уличными табличками. Все верно — Köpenicker Straße, 143! Только вместо крупного автосервиса — обычный жилой дом в спальном районе. Наконец участливые прохожие подсказали: улица с точно таким названием находится в другой части города, вам надо туда. Потратили еще 40 минут, чтобы доехать и убедиться в этом.

В следующий раз попались, разыскивая отель. Снова навигатор безапелляционно предложил только один вариант улицы и опять привел нас не по адресу. Нам пришлось потратить еще 40 минут, чтобы добраться до нужного района.

— Почему у вас улицы с одинаковыми названиями? — наш вопрос поставил в тупик сотрудника отеля, дежурившего на ресепшен.

Мы предположили, что, возможно, это было связано с разделением города на восточную и западную часть. Но нет. В Twitter читатели подсказали, как появились улицы-близнецы. В свое время Берлин прирастал пригородами, названия-дублеры в которых менять не стали. Действительно, зачем?

Из-за незнания этой берлинской особенности мы проехали лишних 20—25 километров. По городу, где по умолчанию разрешено не более 50 км/ч, это немало. В жилой зоне вообще приходилось двигаться 30 км/ч. Кстати, к этим ограничениям довольно легко привыкаешь. Просто пользуешься соответственно третьей или второй передачей, которые сдерживают тебя от превышения. Но скорость сообщения сильно падает.

Необходимости в большом количестве искусственных неровностей в городе нет. Их заменяют многочисленные светофоры. Тот же принцип, что и в Дрездене: трехсигнальный корпус может располагаться как угодно (чаще на Г-образной стойке), но главное, чтобы он был заметен. С этим никаких проблем не было.

А вот постоянные торможения... Очень заметно, что светофоры совершенно не подстроены под нужды водителей. Тебя все время останавливают: проехал 200 метров — красный, еще 300 метров — снова ждите, очередные 150 — будьте любезны. Это отчасти связано с тем, что для левого поворота на крупных перекрестках всегда выделена отдельная фаза. Таким образом решен извечный конфликт левого поворота, но это негативно сказывается на средней скорости. Немцы однако решили дилемму в пользу безопасности.

Поездив по Берлину полдня, пришли к выводу, что светофорное регулирование настроено таким образом умышленно. Тебя как бы успокаивают: «Спокойнее, еще спокойнее». Это очень помогает: понимаешь, что нет никакого смысла рвать со стоп-линии.

Так же, как в Польше, красный на светофоре загорается внезапно, пропуская желтый сигнал. Это тоже явно сделано намеренно, чтобы водитель, подъезжая к стоп-линии, готов был в любой момент остановить автомобиль. Не будем идеализировать немцев: пару раз замечали, как машины проезжали на «розовый». За этим видом нарушений, впрочем, зорко следят камеры.

Еще один фактор, который совершенно не располагает к резким действиям, — это число полос. Как правило, их по две в каждом направлении (плюс разделительная полоса). То есть смысла перестраиваться нет никакого. Ты точно знаешь, что не упрешься в поворачивающих налево/направо, потому что для этих маневров на городских магистралях обычно выделяют «карман».

Отдельно нужно сказать о магистралях непрерывного движения, наподобие нашей МКАД. Там тоже по две полосы в каждом направлении. На них запрещено движение транспортных средств, которые по техническим данным не могут развивать скорость более 60 км/ч. На обочинах никто не стоит, на велосипедах не ездят, водители тракторов путь не срезают. При этом максимально разрешенная скорость — 80 км/ч. А полосы разгона и торможения в районе развязок — по несколько сотен метров.

На берлинских улицах практически нет грузового трафика. Тебе не перекрывают обзор фуры, погрузчики и бетономешалки. Немцы смогли убрать «шкафы» с улично-дорожной сети города, разрешив движение только небольшим фургонам, перевозящим продукты. Лишь однажды мы видели трактор в сопровождении BMW, ехавшего с включенной «аварийкой».

Совершенно незаметно привыкаешь к такому «чистому» ритму, не отягощенному факторами. Едешь себе плавно, никуда не дергаешься. Зачем? Берлинцу не нужно знать особенности организации дорожного движения наизусть, потому что оно максимально упрощено и стандартизировано.

Точно так же мы быстро привыкли к велосипедистам, которые обычно едут себе справа. Пределы велодорожки покидают редко. Если же таковой не предусмотрено, приходится все время контролировать действия велобайкера, пока не опередишь.

В центре города все стоянки платные. То самое чувство, когда ищешь свободное местечко, а машина под тобой словно горит. А вот же паркинг! На Александерплац мы нашли подземную стоянку. Но этого мало. Лучшие места забронированы за компанией, занимающейся каршэрингом. Остальные заняты. Стоит удовольствие припарковаться 2 евро в час.

«Спящие полицейские» в основном размещены в жилых зонах. Представляют собой большой пешеходный переход (нечто подобное сделано на ул. Мирошниченко в Минске). Это о-о-очень мягкий вариант искусственной неровности.

Немцы все делают основательно, не очень-то доверяя временному. Например, на парковках границы мест обозначены специальными металлическими «кнопками» или плиткой другого цвета (фактурой).

В жилых кварталах паркуются либо в подземных гаражах, либо прямо на улице. Дворы обычно закрытые. Там место для детских площадок, мангала и бадминтона.

...Несколько часов, проведенные за рулем в Берлине, чрезвычайно утомили. В определенный момент понимаешь: здесь гегемония пешеходов и велосипедистов. Вероятно, время на улично-дорожной сети автомобилистам раздавалось по остаточному принципу, в последнюю очередь. При этом все вежливо, интеллигентно и понятно, но чересчур медленно и изматывающе. Нам как будто все время намекали: может, на метро быстрее?

День второй. На общественном транспорте

И действительно, мы настолько устали от автомобиля, что решили на следующий день воспользоваться общественным транспортом. Никаких грустных мыслей о поисках парковки, подсчетов, во сколько это обойдется, и томительного ожидания на светофорах!

Хотя наш отель располагался на окраине Берлина, рядом находились сразу две станции метро. До одной — 5 минут пешком, до другой — около 10. Сеть U-Bahn, как называют в Германии подземку, очень разветвленная: девять основных линий, общая длина которых более 150 километров. То есть попасть можно в любую точку.

Обратите внимание на вход в метро. Он компактный, без неуместного пафоса, удачно вмонтирован в квартальную застройку.

Стандартное решение на многих берлинских улицах — размещение выхода из U-Bahn посередине бульвара.

На самих станциях нет никаких постов охраны и турникетов. Билет для туриста на один день обошелся нам в 6,9 евро.

Навигация на высшем уровне! Ты только задался вопросом, а ответ — вот же он, на самом видном месте, даже подсвечен. Надо сделать пересадку на другую линию? Наклейка выводит на нужную платформу.

Переход проезжей части максимально упрощен. Это либо полуостровки, выступающие из тротуара.

Либо полноценные островки безопасности, которые разбивают переход дороги на две части.

Даже если по обе стороны от проезжей части располагается подземный переход, есть возможность пересечь улицу сверху, по асфальту.

На многих тротуарах установлены столбики, препятствующие заезду автомобилей. На пешеходной зоне паркуются редко, да и то если разрешено разметкой.

Велосипедисты, которым выделили свою территорию, совершенно не мешают. Тем более что пешеходы, как мы выяснили, защищены по ПДД: по тротуару ездить на великах могут только дети до 8 лет.

Во время пешеходной прогулки есть возможность рассмотреть припаркованные автомобили. Обратили внимание на регистрационные знаки. Буква H в конце номера означает, что машина признана ретромобилем (для этого она должна быть близка к оригинальному состоянию). Раритеты находятся на особом положении, их ценят, холят и лелеют.

Еще одна особенность: машина может использоваться в определенное время года, и это тоже отражается в номерах. Например, этот кабриолет BMW может легально ездить с апреля по октябрь. Смысл в том, чтобы не переплачивать за дорогую страховку, пока автомобиль стоит в гараже.

Границы пешеходных переходов обозначены разметкой или иным покрытием (например, асфальтом другого цвета). Бордюры в зоне перехода понижены в ноль. Безбарьерная среда в действии.

Края тротуара в зоне переходов обычно выложены специальной плиткой: чтобы незрячие могли понять — впереди проезжая часть.

Пешеходы пользуются беспрекословным преимуществом. На переходах дорогу уступают сразу же. Иногда водители останавливаются заранее и терпеливо ждут: пожалуйста, герр, проходите.

На популярной среди туристов улице Курфюрстендамм, где расположены бутики мировых брендов, обратили внимание на временное расположение труб. На период ремонта их поднимают, но так, чтобы могли пройти люди, проехать автомобили. А еще педантичные немцы трубы... красят, как бы в извинение за то, что горожанам и туристам придется их наблюдать еще какое-то время. Получается настоящий арт-объект!

Приехав на Центральный вокзал Берлина, еще раз удивились интеграции разных транспортных систем. Интермодальное время (пересадки с переходами) сведено до минимума. У нас это занимало 2—3 минуты. Примерно столько же ждешь электричку в метро.

Перемещаться под землей гораздо быстрее, чем на автомобиле, а еще можно почитать новости, проверить почту и отправить пару сообщений через мессенджеры (мобильный интернет в берлинской подземке работает прекрасно). По нашим подсчетам, доехать из точки А в точку B с помощью U-Bahn у нас в среднем занимало около 20—25 минут. На машине понадобилось бы вдвое больше времени, а еще нужно учесть поиск парковки и свободного места.

За день мы побывали на интервью, посетили Берлинскую стену, прогулялись по Курфюрстендамм, отдохнули около рейхстага и сделали «селфи» возле Бранденбургских ворот. При этом затратили минимум усилий. Да, если бы нужно было перевезти шкаф, пять тяжеленных сумок и четыре колеса, то автомобиль понадобился. Но для этого есть каршэринг, о котором мы вскоре расскажем в специальном репортаже.

...Наверняка не только у нас есть путевые заметки. Если считаете, что ваши фотоотчеты с комментариями о зарубежных поселках, городах, регионах достойны внимания, присылайте их на ga@onliner.by.

Вам будет интересно:

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by