Ни одну новинку Volkswagen не обсуждали в СМИ так бурно, как скандал вокруг дизельных моторов 2,0 TDI от этого немецкого концерна. Мошенническое ПО, занижающее уровень выбросов вредных газов дизельных двигателей, повлияло не только на VAG, но и на весь остальной автомобильный мир. Лидеры других производителей начинают пересматривать стратегии развития брендов. Илон Маск потирает руки, прогнозируя закат ДВС. Многие компании впервые всерьез рассматривают гибридные технологии. Onliner.by проанализировал ситуацию и вывел 10 главных изменений в ходе автомобильной истории, которые эхом «добьет» до каждого уголка планеты, где продаются машины.
1. Гибридов станет больше
Сегодня гибридные силовые установки активно используются японским концерном Toyota и некоторыми американскими компаниями. Остальные же производители не спешат добавлять электромотор под капоты своих автомобилей. Но ситуация, похоже, вскоре изменится. Компания Volkswagen, после того как первые языки пламени скандала стихли, заявила, что восьмое поколение Golf будет оснащено гибридной силовой установкой с 3-цилиндровым бензиновым мотором и электродвигателем. Chrysler, раньше не интересовавшаяся электробензиновыми «дуэтами», в 2016 году выведет на рынок минивэн Town & Country Hybrid. При этом глава концерна Fiat-Chrysler Серджио Маркионне сообщил, что намерен к 2025-му сделать так, чтобы более 50% автомобилей компании имели гибридную установку.
2. Электромобили станут ближе
Во время запуска Tesla Model X основатель компании Илон Маск заявил: «Как видите, настало время новых технологий. Скандал с компанией Volkswagen демонстрирует, что человечество достигло предела того, что можно сделать с дизельными и бензиновыми машинами». Конечно, с этим можно поспорить. Но уже мало кто сомневается, что за электромобилями будущее автопромышленности. Дело осталось за малым — разработать дешевые и емкие аккумуляторы и увеличить запас хода всех электрокаров хотя бы до 500 км. Скандал с дизельными моторами, безусловно, сыграет на руку ускорению внедрения электромобилей на мировой рынок. И не только в Калифорнии и Норвегии. Audi вскоре выпустит кроссовер Q6, который, как ожидается, будет исключительно электрическим. Про «дальнобойные» электрокары задумались в VAG, Chevrolet и GM. Эксперты считают, что модели «на батарейках» с запасом хода более 300 км и стоимостью до 20 тысяч долларов уже не за горами.
3. В технических характеристиках начнут указывать реальный расход топлива
История с Volkswagen подорвала доверие клиентов к правдивости технических характеристик автомобилей. Хотя многие ли из нас смотрели на уровень выбросов СО2 при покупке машины? А вот расход нас интересует больше, т. к. касается нашего кошелька. Однако тут доверие к производителям подорвано давным-давно. Даже если ездить с идеальной скоростью и переключать передачи на оптимальных оборотах, приблизиться к «официальному» расходу топлива сегодня почти нереально. Но после скандала VAG производители начали пересматривать свою политику по отношению к замерам расхода и выбросов. Французский концерн PSA уже заявил, что начнет публиковать реальный расход своих моделей. На этот раз потребление топлива будут замерять на дорогах общего пользования, а не в специальных циклах NEDC, в которых машину разгоняют до 50 км/ч за 26 секунд на крутящихся барабанах. Нет сомнений, что в будущем другие производители последуют этому «честному» примеру французов.
4. США и Япония так и останутся без дизельных авто
В США путь дизельных агрегатов начался совсем недавно. Эксперты журнала GreenCarReports, чья редакция находится в Штатах, сделали вывод, что американцев будет почти нереально убедить в «экологичности» новых дизельных моторов и производители наверняка продолжат «бензиново-гибридную» политику развития в Америке (как это и происходило на протяжении последнего десятилетия). Это означает, что здесь сделают акцент на бензиновых турбодвигателях, активном продвижении гибридных моделей, а также внедрении электромобилей. В ходе последних событий иной расклад в США сложно представить. Примерно такая же история ждет и Японию, где балом правят современные технологии. Плюс ко всему, и в Японии, и в США недавно стартовали продажи водородной Toyota Mirai. Позже автомобили с топливными элементами появятся и у других компаний, включая Lexus и BMW.
5. Дизельные модели покинут рынок раньше времени
Карлос Гон, который является генеральным директором Renault-Nissan, а также президентом Европейской ассоциации автопроизводителей (ACEA), в интервью журналистам в Токио сообщил, что многие дизельные модели, которые сегодня продаются на рынке ЕС, покинут конвейер раньше, чем это было запланировано при запуске производства. Дело в том, что все без исключения дизельные моторы в реальной жизни выбрасывают в атмосферу в 4—5 раз больше вредных газов, чем при замерах в лаборатории. Скандал коснулся концерна Volkswagen, но «коленки задрожали» и у всех остальных. Многомиллионные штрафы, а также отзывы машин на несколько миллиардов евро — страшный сон любого автопроизводителя. И чтобы не повторить опыт коллег из Вольфсбурга, компании начнут раньше обновлять дизельные агрегаты, которые при другом течении истории пробыли бы на рынке дольше.
6. Производители не будут спешить выводить новые дизельные моторы
Некоторые эксперты предполагают, что производители уменьшат объемы инвестиций в разработку новых дизельных двигателей. Теперь все моторы на тяжелом топливе обязаны играть «по честным правилам», а это значит, что подогнать их выбросы под стандарты (в ЕС это Евро-6) будет слишком затратно. Да и доверие покупателей к дизельным агрегатам подорвано. Наверняка многие руководители концернов переписывают стратегию инвестиций на ближайшие годы.
7. Европейцы начнут меньше покупать дизельные машины
Европа — главный потребитель дизельных автомобилей в мире. Самым популярным автопроизводителем здесь является Volkswagen. Италия и Швейцария временно приостановили продажи дизельных VAG в первую же неделю после освещения конфликта в СМИ. В других регионах спрос на дизельные модели (не только Volkswagen) начал спадать, хотя и не так активно, как прогнозировали журналисты. При этом в долгосрочной перспективе даже в самом «дизельном» регионе на планете объемы продаж машин с такими силовыми установками могут сократиться в пользу бензиновых и гибридных моделей. Хотя «хоронить» дизельные агрегаты пока рано. Ни один производитель пока даже не размышляет по поводу того, чтобы отказаться от автомобилей с таким типом двигателей.
8. Малообъемных бензиновых турбомоторов станет больше
Этот пункт был актуальным и до скандала. Но ситуация с дизельными двигателями еще больше подтолкнет развитие бензиновых моторов с турбинами. В первую очередь это касается агрегатов объемом до двух литров. Практически у каждого концерна сегодня есть 3-цилиндровый бензиновый турбодвигатель объемом от 1 до 1,5 литра. Такие моторы уже не стесняются ставить на премиум-машины D-класса. Через лет пять 3-цилиндровому Mercedes C-Class никто не удивится. А модели А- и В-классов могут получить и 2-цилиндровые агрегаты. Малообъемные турбомоторы хоть и медленно, но верно завоевывают развивающиеся рынки. Даже мы уже начинаем присматриваться к таким двигателям.
9. Полностью изменится технология замера выбросов
Найденное мошенническое ПО Volkswagen сподвигло европейскую комиссию разработать новые правила «экозамеров». Начиная с 1 сентября абсолютно все дизельные моторы на продающихся в ЕС моделях будут проходить тест RDE (real driving emissions). Это означает, что объемы выбросов вредных газов теперь придется «отстаивать» не только в лаборатории, но и на настоящих дорогах. Если разница между результатами реальных и лабораторных тестов составит 2,1 раза, автопроизводитель не получит разрешение на продажу машины в Европе. К 2021 году разница выбросов должна составлять не более чем 1,5 раза. Независимые эксперты уверены, что сегодня на рынке нет ни одного дизельного автомобиля, который смог бы пройти подобный тест успешно.
10. Всем производителям придется восстанавливать доверие покупателей
В мире доверие покупателей упало не только к продукции Volkswagen, но и ко всему автопрому. В первую очередь это касается рынков ЕС и США, где люди более сознательно относятся к выбросам и теперь думают, что «написанному в характеристиках верить нельзя». До этой осени все воспринимали современные дизельные моторы как «экологический остров» на пути к гибридным и полностью электрическим силовым установкам. Но скандал вокруг TDI VAG подорвал веру клиентов. И восстанавливать ее придется не только Volkswagen, но и другим производителям. Если брать долгосрочную перспективу, то можно сказать, что скандал вокруг VAG «на руку» автомобильной промышленности. Машины однозначно станут экологичнее после такой встряски. Производители будут стремиться к «честности» цифр в технических характеристиках, а мы приблизимся к техническим новшествам в автомобильной индустрии.
Читайте также:
Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by