Автосалон в Мюнхене: премьеры на немецком на фоне разговоров на китайском

09 сентября 2025 в 12:39

Автосалон в Мюнхене: премьеры на немецком на фоне разговоров на китайском

Мюнхен в эти дни принимает IAA Mobility 2025 — крупнейшую автомобильную выставку в Европе и одно из ключевых событий года для индустрии в целом. Немцы на родном поле приготовили несколько громких премьер, сам город незадолго до прилива туристов к Октоберфесту превратился в открытую экспозицию достижений автомобилестроения, но все это происходит на фоне уже громко звучащих разговоров о критически возрастающей конкуренции с китайскими брендами, конкуренции, ареной для которой в ближайшем будущем может стать сама Европа.

IAA Mobility — автомобильный Октоберфест

Чуть позже поговорим о новинках, представленных на автосалоне, тем более что в Германии немецкие супербренды традиционно стараются выступать с позиции силы. BWM и Mercedes развивают совершенно новые платформы для своих моделей нового поколения, Audi, Volkswagen и Opel стараются удивить концептами и занимаются обновлениями, а марки из Китая знакомят еще непривычного к ним европейского покупателя со своим видением настоящего и будущего.

Сама IAA Mobility (IAA — это Internationale Automobil-Ausstellung, то есть «Международная автомобильная выставка» с немецкого) открывается широкой публике сегодня, 9 сентября, и продлится до 14 числа. По сути она разделена на две части: IAA Summit — профессиональная выставка на площадке комплекса Messe München — и IAA Open Space — открытая городская экспозиция в центре Мюнхена, бесплатная и доступная буквально всем прохожим. Просто на площадях и улицах организованы экспозиции с новыми BMW, Mercedes, Audi и так далее — очень интересный и эффектный ход, автомобильное Экспо становится не тематическим событием где-то на отшибе, а частью культурной жизни столицы Баварии, которая, к слову, недостатка в туристах не испытывает: на каждом углу слышится иностранная для немецкого уха речь, много и русской, а Октоберфест хоть и не за горами, но и не со дня на день. Традиционный баварский праздник в Мюнхене отмечают ежегодно около 6 млн человек. Автомобильную IAA (ее официальную часть в Messe München), как ожидается, посетят полмиллиона, плюс неограниченное число людей на улицах города.

Выражена общая направленность автосалона: электромобили, технологичность, автономные решения до городской инфраструктуры, микромобильность, софт. Это не только автошоу в классическом понимании, а скорее инновационный форум о том, на чем мы ездим и будем ездить, чем будем пользоваться в ближайшем будущем. В Европе это крупнейшее автомобильное Экспо года: Мюнхен чередуется с Парижем в этом плане, но немцы, откровенно говоря, превзошли по масштабу и представительности французов образца Mondial de l’Auto 2024.

Но вот что интересно: из около 750 экспонентов, представленных на IAA, более 115 презентуют компании и бренды из Китая (сюда включены не только автопроизводители, конечно, но и разработчики, поставщики, стартапы). Так много гостей из Поднебесной на европейских автосалонах не было еще никогда. Четверть (а кто-то считает, что треть, если углубиться в нюансы бизнес-моделей) представленных автомобильных марок на главном европейском автомобильном событии года — китайские.

И это заставляет ключевых экспертов, аналитиков, журналистов говорить не столько о Neue Klasse BMW и о новинках Mercedes, сколько об экспансии китайских производителей на самый традиционный рынок — европейский. С этим, кстати, и связывают активность европейских брендов: нужно выдерживать конкуренцию, по крайней мере, всячески это демонстрировать.

Европа — Китай. Игра на чужом поле

Почему в Европе бьют тревогу? И вообще бьют ли?

Долгое время, десятилетиями (то есть в контексте автомобильной эры — всегда) правила игры не менялись. Европейские автомобильные производители, в особенности немцы, были доминаторами на рынке: своем собственном и в известном смысле общемировом. Попросите, к примеру, в любом уголке мира назвать премиальные марки авто — услышите одинаковые ответы.

А сейчас тревожные умы специалистов с чувствительностью сейсмографов фиксируют текточнические сдвиги: тенденции меняются.

Свой выездной матч в Китае Европа уже проигрывает. Еще в 2010-е немецкие бренды занимали огромные сегменты в Китае. Volkswagen был практически «народной маркой» — как это знакомо. А большая тройка — Audi, BMW и Benz (сюда же отнесем Porsche) — была не просто непререкаемым авторитетом, она была для Китая автомобильным абсолютом. Обладание премиальной немецкой машиной — главный признак по-настоящему успешного человека в те годы.

Что теперь? Доля европейских машин: всех вообще и премиальных в частности — быстро падает. Китай массово переходит на EV (по разным оценкам, уже более 40% всех новых продаж — это электромобили или PHEV) — и выглядит сильнее в этом сегменте. Европейцы пока не могут предложить того же или, по крайней мере, предложить по той же цене.

А тут новый удар, причем в самое сердце — премиальный класс. Китайские бренды навязывают европейским (в первую очередь немецким) борьбу и даже выигрывают. Какой автомобиль был самым продаваемым в Поднебесной в прошлом году в ценовом сегменте свыше $70 000? AITO M9 — более 150 000 реализованных экземпляров. Та же история в сегменте свыше $40 000: там в лидерах AITO M7 с 200 000 продаж. И это не бюджетная ниша, где на любом рынке традиционно сильна конкуренция с теми же японцами, а самый что ни на есть премиум — немецкая карта.

И вот тот же бренд AITO привозит эти машины в Мюнхен, а заодно новую модель 8, дебютировавшую в Китае в этом году, и обновленную «пятерку». «Мы рады оказаться там, где все началось, — в Германии, откуда берет начало эра автомобилестроения, каким мы его знаем», — говорят топы китайской компании, чей стенд соперничает в размерах со стендом Mercedes.

Рядом стенды других успешных компаний, чьи названия еще непривычны европейскому уху. И люди приходят смотреть эти машины и начинают привыкать. И в глазах специалистов уже нет той снисходительности, которая читалась в них раньше, еще так недавно. Если европейские бренды стали сдавать позиции в Китае, что защитит Европу от экспансии китайских брендов? Пока пробуют пошлины: тарифы против китайских EV достигают 45%, но даже так китайцы стремятся входить на рынок и расширять свое присутствие.

«У них нет имени, нет истории: Mercedes — уже 100 лет Mercedes. А аббревиатуры новых китайских брендов мы только научились расшифровывать», — говорят одни. — «Это так. Но хватит ли одного имени, если они предложат тот же уровень, но по меньшей цене или даже в чем-то превзойдут нас?» — возражают другие.

Еще один разговор, подслушанный на выставке: «Смотрите-ка, в Китае научились делать интересные автомобили!» — «Да, мы их научили». — «Именно так. Теперь они придут к нам и уже нас будут учить».

Противостояние как двигатель прогресса

Наконец, на автомобильном рынке стало происходить что-то по-настоящему интересное. А то ведь сколько вздохов журналистов было, дескать, автосалоны уже не те: кто-то вообще закрылся, а другие мельчают.

И вот китайские бренды на равных соседствуют с европейскими на выставке в Мюнхене. Во многом этим и объясняется активность других производителей: оживились, включаются. Такая конкуренция обещает быть интересной и весьма продуктивной для общего автомобильного будущего, ведь понятно, что никто не будет просто сидеть и смотреть, как другой завоевывает рынок.

О чем пишут местные СМИ: «Доминирование Китая во многом обязано уникальному достижению: сокращению сроков разработки автомобиля более чем вдвое. Для европейских компаний это попросту невозможно. В результате доля иностранных брендов на китайском рынке автомобилей упала до рекордно низких 37% (с 64% в 2020 году). Китайские производители создают более продвинутые электромобили при издержках на 30% ниже».

Пошлины в этой игре — существенный фактор, но все же его не нужно переоценивать. Европа ввела тарифы против китайских автомобилей, но Китай грозится сделать то же самое. А это будет серьезный удар против европейского же автомобилестроения: китайский рынок критически важен для тех же немецких гигантов, а дела у них и так идут не слишком хорошо. Появятся дополнительные пошлины — может случиться катастрофа. Обе стороны заинтересованы в том, чтобы этого не произошло.

«Европейские производители слишком медленно реагируют на конкурентную угрозу со стороны китайских брендов. Вводимые тарифы на электромобили сократят возможность демпинга, но не решают проблему растущего влияния Китая в гибридах и батареях», — пишут в газетах.

Европе нужен китайский рынок, который все еще признает авторитет мировых брендов. А Китаю нужен рынок европейский: он, конечно, не настолько огромен, как рынок азиатский, зато там престиж. Закрепиться на европейском рынке, отвоевать долю в своем сегменте у местных производителей — лучшая реклама для любой марки.

И поэтому китайские бренды с полной отдачей подошли к автосалону в Мюнхене. И поэтому с полной отдачей постарались ответить бренды европейские. Они продолжат бодаться, подталкивая друг друга в будущее. И нас, как потребителей, это не может не радовать, в конце концов, они бьются за наши кошельки, умы и сердца.

Выбор покупателей
для легковых автомобилей/минивенов и кроссоверов, без шипов, индекс скорости: H (до 210 км/ч), индекс нагрузки: 100 (800 кг)
для легковых автомобилей/минивенов и кроссоверов, без шипов, индекс скорости: V (до 240 км/ч), индекс нагрузки: 103 (875 кг)

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by