Парковочная проблема, по нашим ощущениям, входит в тройку самых злободневных для минчан. Первыми попросили из дворов грузовые автомобили — с простым и понятным намеком: даже легковушкам места не хватает, не занимайте полезную площадь! В этот раз рейд ГАИ, который был посвящен нарушениям правил стоянки грузовиков, прошел в не совсем обычном для Минска квартале. Жилой комплекс «Каскад» задумывался как город в городе, со своим микроклиматом. Место для людей, а не только для машин. Но за последнее время сразу несколько владельцев квартир ЖК обратились с просьбой: проверьте, кто паркуется в наших дворах, здесь полно автобусов, фургонов, грузовичков! Результат оказался показательным — проблема актуальна для всего города и ее нужно решать комплексно.
Напомним, кампания по выдворению грузовых автомобилей из дворовых территорий началась в январе 2015-го, со вступлением в силу поправок в ПДД. Была изменена формулировка пункта 137.5. Теперь он звучит так: «В жилой и пешеходной зонах, на прилегающей территории водителям механических транспортных средств запрещается стоянка грузовых автомобилей, автобусов, колесных тракторов и самоходных машин вне специально отведенных мест, обозначенных дорожным знаком „Место стоянки“, если это не связано с выполнением ими работ».
Обратим внимание, что теперь нет оговорки про более 3,5 тонны, а значит, все автомобили, у которых в техпаспорте указано «грузовой», не могут парковаться на дворовых территориях. Не важно, весит машина 1,5 тонны, 3 или 5!
На въезде в комплекс сотрудники ГАИ обнаруживают фуру, стоящую на газоне, точнее, на том, что раньше было газоном. Именно об этом сообщали жильцы «Каскада»: водители привыкли бросать здесь автопоезда, тут образовалась нелегальная стоянка. В сам квартал они заезжать стесняются. Пока?
Записки с номером телефона нигде нет. Полуприцеп открыт. Значит, водитель неподалеку? Наконец инспекторы находят реквизиты фирмы, которой принадлежит автопоезд:
— Алло, из ГАИ беспокоят. Scania ваша машина? А где водитель? Сейчас подойдет? Ждем…
Через пару минут появляется запыхавшийся мужчина. Кивая на порванный тент полуприцепа, объясняет, что попал в ДТП, приехал в страховую компанию для осмотра.
Вроде бы звучит убедительно. Но загромождать город фурами только потому, что какой-то клерк не может оторвать пятую точку от офисного кресла и выполнить формальную процедуру, тоже неверно. Тут должно быть взаимное движение: дальнобойщики вправе диктовать условия — приезжайте, мол, сами на спецстоянку, нам в городе передвигаться запрещено, иначе в будущем обратимся в другую компанию.
Очевидно, это частный пример, но нужно изучить точки притяжения фур. Их постепенно вытесняют из города: на некоторых улицах запрещен транзит, парковка вне специальных мест считается неправильной. Итог — началось активное строительство логистических центров за городской чертой, откуда доставлять товары должны небольшие фургончики. В перспективе ограничат движение на кольцевой дороге, когда уже будет полностью открыта МКАД-2.
Параллельно сотрудники ГАИ обращают внимание на кроссоверы, стоящие на газоне. Объяснение девушки — водителя одной из машин чересчур традиционное: «Я работаю поблизости. Тут вообще негде ставить!» На самом деле проблемы — что с легковушкой, что с фурой — родственные. Разница только в габаритах.
На въезде в ЖК установлен знак «Жилая зона». «Это избавляет от необходимости доказывать принадлежность территории. Все очевидно и понятно», — замечают инспекторы.
Проживающие в «Каскаде» активно обсуждают необходимость закрытия территории — путем установки шлагбаумов. Но в сущности это не решит проблему, поскольку за парковочное место жильцы конкурируют между собой. И грузовики совсем не чужаков, а местных, что подтверждают данные ГАИ.
Проехав всего пару десятков метров, останавливаемся возле Volkswagen Crafter. С помощью «Кулона» инспекторы выясняют данные владельца и связываются с ним по телефону. Но оказывается, мужчина уехал в командировку в Польшу. Зато готова разобраться в ситуации его жена. Что ж, ждем…
Через несколько минут появляется женщина с телефоном в руках. Она возмущена: «Машина до 3,5 тонны! Не имеете права. Что мы нарушили? Она считается легковой». На вопрос, что указано в техпаспорте, дама сразу ответить не смогла. Найдя документ, она мельком взглянула на него и продолжила гнуть свою линию. М-да, даже пометка в сертификате «Грузовой» ее не убедила!
— Я сама недавно закончила автошколу, все правила хорошо знаю! Сейчас позвоню преподавателю, — женщина берет в руки телефон.
Неразбериха возникает из-за того, что для управления такими автомобилями достаточно водительской категории B. Владельцы бусов рассуждают, мол, так это же легковушка и пункты о грузовиках меня не касаются. На самом деле, конечно, не так. Некоторые «каблучки» вроде Ford Fiesta хоть и весят около полутора тонн, однако тоже относятся к грузовикам.
Жена владельца Crafter возвращается через некоторое время с книгой по ПДД: «Я позвонила преподавателю! Он сказал, что вы не правы». Она тыкает в страницу, смотрим на обложке — 2010 года издания. Старая редакция! Да, курсантка подклеила все изменения, но кое-что упустила из внимания. В общем, ушло не меньше получаса, прежде чем женщину удалось убедить и она согласилась с нарушением. Жаль только название учебного заведения, в котором преподает невежда, так и не назвала.
В отношении нарушителей составляется протокол. На первый раз предусмотрен штраф в 5 б. в. (сейчас — 900 тысяч рублей), за повторную в течение года такую же парковку — 10 б. в. (1,8 миллиона рублей).
Машину, разумеется, просят переставить. Куда? Это хороший вопрос. Как правило, бусы перекочевывают на улично-дорожную сеть, хотя это тоже влияет на безопасность: все-таки обзор ограничен. В перспективе, думается, этот вопрос будет решен в пользу все тех же спецстоянок.
В данном случае владельца автомобиля (точнее, его жену) удалось найти, но чаще бывает по-другому. Рядом с Crafter припаркован Iveco. Его собственник телефон не поднимает. Что делать в таких случаях? Обычно машину фотографируют, потом устанавливают владельца, приглашают для беседы в ГАИ, но все это слишком долго и сложно.
Внутри квартала был припаркован еще один грузовик — Mercedes с номерами Гомельской области. На звонок его владелец ответил, выдав тираду в духе: «Что же вы нам жить не даете». Но позвольте! Фактически вы осознанно заняли место транспортом, предназначенным для коммерческих перевозок. Хотя тут могли бы стоять легковушки жильцов, как и предполагалось. Речь идет о нерациональном использовании площади, двор превращается в стоянку для больших машин, и эта тенденция вряд ли устраивает соседей владельца грузовика.
Попутно инспекторы замечают, что в легковом автомобиле Ford открыт багажник, а рядом — никого. Решают связаться с водителем, благо для этого есть возможность. Тот сразу опешил: «Сейчас подойду». Оказалось, уходя не заметил едва прикрытый багажник, который чуть позже открылся. Благодарит за помощь. Пожалуйста!
В соседнем дворе обнаруживаем еще три грузовика.
— Здесь новостройки, многие еще заселяются. Вдруг приехали разгружаться? — спрашиваем.
— По ПДД предусмотрена такая возможность. Однако грузовой автомобиль может находиться на дворовой территории только в момент разгрузки. Если же человек закрыл фургон и пошел, скажем, укладывать ламинат, то его привлекут к ответственности за неправильную парковку, — объясняют в ГАИ.
Из трех нарушителей удается вызвонить лишь одного. Выясняется, что автомобиль принадлежит фирме, водитель уволился, а заместитель директора забрал машину и не придумал ничего лучше, как поставить ее у себя во дворе. Соседи тоже явно не в восторге.
Тут еще один важный момент: во дворах играют дети, поведение которых предсказать иногда сложно. Из-за габаритных грузовиков их совершенно не видно, что создает опасность. Убирая фургоны и бусы из жилых зон, руководствуются в том числе этим мотивом.
Едем по кварталу дальше. Вот белый MAN занял минимум пять парковочных мест!
— О-о-о, судя по всему, эта машина давно не ездит, — предполагает инспектор. — Смотрите, «шайбы» BelToll нет, на тормозных колодках следы коррозии.
Способ работы с такими нарушителями тоже есть — блокираторы колес, которые применяются с 2011 года. Однако их не так много, да и конструкция не предназначена для маленьких грузовичков. Кроме того, многие водители просто не боятся, что их колесо «запрут». Например, владелец старенького фургона Mercedes прямым текстом заявил инспекторам: «Никто не может гарантировать, что ваш блокиратор кто-нибудь не распилит».
Проблемы с грузовыми автомобилями даже в жилом комплексе с более-менее рационально организованной дворовой территорией (коим и является «Каскад») говорит лишь о том, что проблема актуальна для всего города. Это не особенность окраины или промзоны. Изменить ситуацию могут только системные и комплексные меры.
Читайте также:
Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by