Вас снимают! Прошли ли системы фотофиксации сертификацию в Беларуси и действительны ли «письма счастья»?

 
37 719
11 февраля 2016 в 17:15
Автор: Виталий Петрович. Фото: архив auto.onliner.by
Автор: Виталий Петрович. Фото: архив auto.onliner.by

Литера «С» — сертификация. Кто бы мог подумать, что это популярное в последнее время в Беларуси слово доберется и до автомобильной тематики. Вчера мы с подачи недовольного водителя задались вопросом: а сертифицированы ли камеры фотофиксации, бдительно отслеживающие нашу скорость на автодорогах? Вопрос для многих насущный, если нужно платить по счетам, точнее по «письмам счастья». Сегодня расставляем все точки над i.

Эксплуатация в стране Единой системы фотофиксации нарушений скоростного режима лежит в компетенции СЗАО «Безопасные дороги Беларуси». Специалисты компании согласились ответить на вопросы корреспондента Onliner.by и прояснить все спорные моменты, связанные с камерами скорости.

— Сколько в Беларуси всего используется систем фотофиксации?

— Всего их четыре. Это французские Mesta — их 101 единица на наших дорогах; немецкие MultaRadar, коих наибольшее количество — 131 единица, также есть 30 немецких Vitronic's PoliScan, использующих лазерное сканирование и способных «вести» до 32 автомобилей одновременно (такие системы в основном используются на дорогах с очень плотным трафиком), и наконец, российские «Кордоны», коих восемь, все они расположены на въездах в Минск.

— Каждая система должна проходить обязательную сертификацию?

— Безусловно, в противном случае ни при каких обстоятельствах такое оборудование не сможет использоваться на территории Беларуси. Не говоря уже о том, чтобы на основании полученных с этих камер данных выписать или не выписывать кому-либо штраф. Скажем даже больше: о получении сертификации заранее заботится производитель оборудования. Еще до того, как принято решение о закупке тех или иных комплексов фотофиксации, фирма подает заявление на прохождение необходимых процедур. Иначе она просто не получит доступ на белорусский рынок.

— Кто занимается сертификацией измерительного оборудования в Беларуси и как именно происходит этот процесс?

— Процесс трудоемкий и состоит из нескольких этапов. А осуществляет его Госстандарт совместно с Белорусским государственным институтом метрологии (БелГИМ).

После того, как производитель присылает заявку на получение сертификации, БелГИМ запрашивает все необходимые документы для изучения. Одновременно формируется комиссия из специалистов института. Члены этой комиссии выезжают на производство приборов — в нашем случае во Францию, Германию, Россию. Там они проводят испытания трех случайно взятых с конвейера комплексов. Все результаты фиксируются и предоставляются впоследствии в Госстандарт, в Минск.

В Госстандарте судьбу заявки на получение сертификации решает научно-техническая комиссия. Она изучает результаты исследований и выносит решение — выдать сертификацию либо же нет.

— А в принципе возможно, чтобы комплекс фотофиксации был установлен и функционировал, а сертификацию не прошел?

— Это нереально. Вплоть до того, что мы не заберем его с таможни — нам никто его не выдаст. Процедура сертификации проводится до того, как товар поступает в страну. Тот же немецкий MultaRadar появился в Беларуси в 2014-м. После того, как комиссия БелГИМа внесла его в реестр средств измерения.

Кстати, именно такой MultaRadar был похищен на трассе Могилев — Бобруйск и затем сожжен. [Onliner.by освещал судебный процесс по этому делу — прим. автора].

— Поговорим о вчерашней новости. Как так вышло, что водитель смог опротестовать решение, вынесенное на основании показаний комплекса, сертифицированного в 2014 году?

— С сертификацией комплекса все в полном порядке. В постановлении, которое получил водитель, указаны необходимые идентификационные данные. Вот выдержка из документа: «Превышение скорости движения зафиксировано работающей в автоматическом режиме системой фотофиксации MULTARADAR_SD580 №593-072/71863 на базе измерителя скорости №590-104/85531, погрешность ±1 км/ч, государственная поверка до 01.06.2016». Здесь указано фактическое название прибора, это действительно система фотофиксации по сути, хотя сертифицирована она как «измеритель скорости транспортных средств радиолокационный стационарный MultaRadar SD580». Но протокол высылается гражданину, водителю, а не специалисту в измерительных приборах. Поэтому используется упрощенное наименование.

Кроме того, в протоколе указан уникальный номер конкретного комплекса, которым и было зафиксировано нарушение. В данном случае это комплекс №593-072/71863.

Следующий номер относится непосредственно к измерительному устройству в этом комплексе, то есть радару — №590-104/85531. У каждого радара имеется свой уникальный номер.

Указана возможная погрешность в показаниях прибора для исключения спорных ситуаций — ±1 км/ч.

И наконец, названа дата государственной поверки. Как считаете, возможна ли такая процедура с несертифицированным прибором?

— Едва ли. Но в таком случае почему постановление в отношении указанного водителя было отменено?

— Любое постановление по результатам фотофиксации утрачивает силу в случае его обжалования. Но это не значит, что водитель освобождается от административной ответственности. После утраты силы постановления начинается административный процесс в общем порядке — так определено законодательством. В ходе этого процесса устанавливаются все обстоятельства, а по их результатам водитель либо привлекается к ответственности, либо может быть от нее освобожден.

Читайте также: