Как подковывают настоящих немецких «жеребцов». Репортаж с завода и музея Porsche в Штутгарте

 
03 июня 2016 в 8:00
Автор: Андрей Журов. Фото: Porsche AG; Алексей Матюшков
Автор: Андрей Журов. Фото: Porsche AG; Алексей Матюшков

Если в Вольфсбурге все ездят только на Volkswagen, то в Штутгарте зашкаливает количество Porsche на один квадратный километр. Куда ни глянь — обязательно встретишь знакомый логотип с гарцующим жеребцом. Прямо в центре города расположены штаб-квартира, музей и мануфактура знаменитой немецкой компании. Легкость, с которой журналистам Onliner.by удалось попасть на производство, удивила: не пришлось показывать даже паспорт! Нас просто взяли за руку и привели прямо к конвейеру, где собирают два семейства спорткаров — 911 и 718. Однако больше всего поразило истинно немецкое отношение к философии марки: в определенный момент сборки кузов будущего автомобиля разворачивают на 180 градусов только потому, что он должен ехать только вперед. Каково, а?

В Штутгарте, который называют колыбелью автомобилестроения (здесь также расположены заводы Mercedes), хорошо чувствуется дух инноваций. Это один из самых богатых регионов Германии.

А когда попадаешь на Поршеплатц, то все вопросы отпадают сами собой. Посередине перекрестка с круговым движением — стела с тремя Porsche 911, устремляющимися куда-то ввысь. Очень символично, что для уличной инсталляции выбрали именно классику. Семь лет назад 911-я, по версии журнала Forbes, попала в пятерку суперкаров, которые изменили мир. Автомобиль считается одним из самых узнаваемых спорткаров — экстерьер модели принципиально не менялся уже почти полвека.

Взглянем на окружающую архитектуру. Салон с новенькими Porsche с одной стороны, шикарный музей — с другой и завод — с третьей. Дотошные немцы, конечно, тут же поправят: «Не завод, а мануфактура, потому что при производстве Porsche 911 и 718 используется ручная сборка».

В огромном салоне десятки модификаций Porsche
Музей был открыт в 2009-м

Штаб-квартира

Если присмотреться, то можно увидеть, как по стеклянному коридору, соединяющему два производственных здания, прямо над улицей движутся кузова будущих Cayman и Spyder.

— Это здание номер один, — проводит нас через проходную мануфактуры Кристиан Вейс, сотрудник пресс-службы штаб-квартиры Porsche. — Можно сказать, здесь рождались многие автомобили.

На снимке светлым выделен комплекс зданий Porsche

Со стороны это ничем не примечательное здание. Но власти города категорически запрещают что-то менять в архитектуре. Сотрудники мануфактуры говорят об этом без особого сожаления: «Да, новый корпус позволил бы нам развиваться, но как можно разрушать историю?»

На самом деле это не просто дань традициям, это концепция марки, которая всегда была отличной от других, влияла на умы автовладельцев и автомобильную моду. Даже эмблема Porsche исторически связана с регионом, в котором все начиналось. Оленьи рога — это символ земли Баден-Вюртемберг, а жеребец — отсылка к тому, что Штутгарт начинался с конюшен. Породистая биография!

В корпусе, где мы оказались, проводится сборка спортивных Porsche — 911-й и 718-й моделей (Cayenne, Macan, Panamera собирают на другом заводе — в Лейпциге). Сюда поступают уже окрашенные, но еще «голые» кузова автомобилей. В среднем машину собирают за четыре дня, а ежедневно тут выпускают 220 машин. Не один раз во время экскурсии по заводу наш сопровождающий подчеркивал: «Автомобиль Porsche — это штучный товар, многие производятся по индивидуальным заказам».

Часть кузовных элементов компания производит собственными силами, часть поставляют партнеры. Наиболее важными рынками для марки остаются Китай, США и Европа (в первую очередь Германия).

В Штутгарте численность всей команды составляет 4 тысячи человек. У работников завода есть льготы на приобретение автомобилей Porsche — им предоставляют дисконт в 10%. Нормальная практика для Германии. Но сколько нужно зарплат, чтобы обычный сотрудник мог купить самую простую модель, нам не сказали: «Это закрытая информация».

Покрасочный цех

Есть основная линия, по которой движется кузов, обрастая блоками, модулями, элементами салона, приборной панелью и так далее. А есть второстепенные: к главному стволу примыкают ветви. На одной из них, например, собирают шасси. «Это тоже часть философии марки — основная линия может быть только одна», — объясняет Кристиан Вейс.

На примере 918 Spyder показан процесс сборки. Заметим, что это упрощенная схема

Конвейер движется очень ритмично. Пуск — остановка, пуск — остановка… На каждом этапе есть две с половиной минуты, чтобы выполнить свою работу. Иногда между машинами умышленно делают пробел: сложные модификации требуют больше времени и внимания. Вот «едет» 911 R, первые экземпляры которой были созданы еще в 1967 году. Теперь выпускаются лимитированные серии.

На все производство в Штутгарте только один робот, чем чрезвычайно гордятся в Porsche. Задача автомата — устанавливать стекло на кузова. Почему это отдали на откуп технике? Во-первых, стекло очень тяжелое. Во-вторых, надо создать необходимое давление, значение имеет каждый миллиметр. С помощью одного манипулятора робот проводит замеры. Второй непосредственно берет в щупальца стекло и присоединяет его к кузову. Завораживающее зрелище! Перед тем как создать давление, автомат замедляется, будто приноравливаясь, и затем делает решающее движение.

Впрочем, далеко не все может сделать даже такой умный робот. Стекла на некоторые модификации все же устанавливают вручную рабочие. Например, на 911 Targa: у последнего поколения задняя часть отличается от других версий модели.

Весь остальной процесс сборки — ручной труд. Идем вдоль конвейера и наблюдаем, как рабочие устанавливают крылья и бамперы для 718 Boxster. Со стороны все кажется легким и простым, но, конечно, это поверхностное впечатление. На предприятии трудится только высококвалифицированный персонал. Есть специальный центр Porsche, где обучают будущих рабочих. Там же они собирают первые, учебные экземпляры. Мы хотели было купить один такой по дешевке, но не получилось — на продажу такие автомобили не выставляют.

Все это время мы находились на одном из верхних этажей, где проходит начальный этап сборки. Поскольку здание старое, то конвейер уходит вниз. Специальный лифт отправляет кузов Boxster, за которым мы так увлеченно наблюдали, на этаж ниже. Мы же спускаемся по лестнице. «А сейчас внимание! — анонсирует следующий этап Кристиан Вейс. — Технически можно было бы не разворачивать кузов, и он бы двигался задней частью вперед. Но это было бы в корне неправильно и не соответствовало бы концепции Porsche. Поэтому был приобретен специальный механизм, который разворачивает автомобиль, чтобы он двигался только вперед». Что ж, самая высокодоходная автомобильная компания в мире может себе это позволить.

На этом этапе машина становится умной. Модули, блоки управления, проводка. Интересно, что тележки с комплектующими ездят по цеху сами по себе, но по специальным электронным дорожкам. Ощущение, словно попали в производство будущего, где вспомогательную работу выполняют автономные помощники.

Пару раз случайно оказались на пути умной тележки. Но она не стала сбивать нас, притормозила, вежливо попросив освободить дорогу. Пожалуйста — не будем мешать!

— Мы берем лучшее от мануфактуры и серийного производства, — продолжает Кристиан Вейс. — Получается, что каждая машина индивидуальна, как снежинка. Мы можем говорить об этом с уверенностью.

Вдруг в цеху раздается сигнал, конвейер останавливается, а рабочие отрываются от мест. Оказывается, каждый час объявляется 5-минутный перерыв. Вообще, условия труда со стороны выглядят великолепными. В светлых цехах приятно находиться, там установлены автоматы с напитками, атмосфера в какой-то степени даже творческая, ведь каждый автомобиль — особенный. Кроме того, рабочие могут меняться этапами.

— За каждым кузовом от этапа к этапу следует тележка с индивидуальным набором, — показывает сотрудник пресс-службы. — Рядом с рабочими местами установлены мониторы, на которые выводится информация об автомобиле. Дублируются данные в специальном документе, который находится в кармашке на кузове.

Кристиан для примера достает сопроводительные документы «нашего» Boxster: автомобиль отправится в Англию, в нем будет кожаный салон зеленого цвета, его оснастят дополнительным спорт-пакетом. Кстати, пошив сидений, приборной панели, подлокотников и так далее Porsche намеренно не отдает на аутсорсинг: шьют салон только дома!

Переходим к следующей стадии, где устанавливают оптику. Можно сказать, здесь машины становятся «зрячими». Еще немного, и они получат главную двигательную силу — мотор.

Потом следует важнейший этап, который называют романтичным словом «свадьба», — соединение шасси и кузова. Именно тут основная линия конвейера объединяется со вспомогательной. Вспомните, чуть выше мы упоминали об этом.

Подготовка к «свадьбе» — соединению шасси и кузова

— Цвет имеет значение? — рассматриваем тормозные колодки.

— Да. Черные — это стандартные для Porsche. Красные — усиленные, устанавливаются, например, на Carrera S, но желтые — самые лучшие.

Еще чуть-чуть, и машина будет готова! На автомобили устанавливают выхлопные трубы. Кажется, еще немного, и раздастся породистый рык двигателя.

— А это — мой любимый этап! — признается Кристиан Вейс. — Тут автомобиль получает имя.

Специальный рабочий размещает надписи на кузове. При нас он набирает «911 Carrera». М-м-м…

Затем приходит черед колес: устанавливают диски, шины. Обращаем внимание на производителя — используются Pirelli и Michelin.

К основному конвейеру присоединяется еще одно ответвление: оно поставляет двери. Рабочий набрасывает специальную накидку, чтобы не повредить лакокрасочное покрытие при установке.

Торжественный момент! Сотрудник впервые заводит автомобиль. После этого машина отправляется в тестовую зону, где проверят ее водонепроницаемость, системы безопасности, работу электроники и др.

Это современность, которой гордится Porsche. Для любования же автомобильной историей марки предусмотрена отдельная программа — музей, который также расположен на Поршеплатц. И хотя у нас был жесткий дедлайн, мы не могли не заглянуть туда.

Внутри музей не кажется таким уж большим, но это не мешает проследить историю марки — ее взлеты, падения и самые важные моменты.

Вот, скажем, 356 SL Coupe (1951 г. в.), которую специально создавали для участия в гонках Ле-Ман. Получилось купе с алюминиевым кузовом и полностью закрытыми колесными арками. Было два экземпляра: один попал в аварию, а вот другой принес громкую победу, которая запомнилась выдающейся цифрой для двигателя объемом в один литр: средняя скорость — 140 км/ч на круге!

А эта машина была создана такой, какой ее хотел видеть сам Фердинанд Порше! Модель 904 Carrera GTS разработали в рекордные сроки. Автомобиль побеждал везде, где только мог: и на кольцевых, и на горных гонках; и на малых, и на больших дистанциях.

Огромное число успехов Porsche было связано со спортивными достижениями. Так что не удивляйтесь большому количеству спорткаров.

Еще один «спортсмен» — 917/20 Coupe (1971 г. в.), увы, не принесший марке успеха. Это был эксперимент: инженеры хотели всеми силами снизить коэффициент аэродинамического сопротивления. Получился автомобиль шириной 2,2 метра: он выступал за края грузовой платформы, на которой его транспортировали. Максимальная скорость, до которой модель должна был разгоняться, — 360 км/ч. Однако до финиша «розовый поросенок», как прозвали спорткар за цвет кузова, так и не доехал из-за аварии.

Спросите, при чем тут трактор? Секундочку, но вообще-то Porsche производила также промышленные машины для сельского хозяйства. Все об этом помнят и совсем не стыдятся такой страницы в истории, иначе бы не выделили место в музее. Данный образец имел двигатель мощностью всего в 25 л. с. и разгонялся до весьма скромных 20 км/ч. Но его называют легендарным! Всего было выпущено 120 тысяч таких машин.

«Мы мчались быстрее всех по автобану!» — с восхищением рассказывал полицейский, которому посчастливилось патрулировать улицы на 356 °C 1600 SC Cabriolet со специальной стойкой для проблескового маячка и немного смешным громкоговорящим устройством. Автомобиль был предназначен для остановки нарушителей на скоростных трассах, а также для транспортировки донорских органов. Одно из обязательных условий — при температуре +5 градусов по Цельсию и выше крыша должна быть открыта!

Это не единственный спецавтомобиль в истории Porsche. Были другие машины для полиции и не только. Но главными аргументами по-прежнему оставались стремительность и мощь — фирменные черты марки.

Середина 1970-х ознаменовалась приходом новых моделей — 924-й и 928-й. Однако громкого успеха они компании не принесли. Тем не менее это важная веха в развитии марки. Нужно было пережить некий кризис, чтобы вернуться к истокам и переосмыслить их.

Boxster! Именно с появлением этой модели связывают выход компании из кризиса. Аплодисменты во время презентации перешли в овации. Теперь только шесть цилиндров и сходство с 911-й моделью. Принципиальных отличий два: у Boxster только два места и центральное расположение двигателя.

Современные модели Porsche расположены отдельно. Почему-то они вызывают особенный интерес у посетителей музея.

А еще тут можно попробовать разогнать две модели Porsche, правда только в звуковом смысле. Но звук потрясающий!

Пожалуй, только очутившись в Штутгарте понимаешь, что такое автомобильная марка с историей. Уважительное отношение к традициям гармонично сочетается с применением новейших технологий. Неудивительно, что Porsche пользуется такой популярностью во всем мире.

Читайте также:

Автомобили Porsche на «Автобарахолке»

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. sk@onliner.by