Спецпроект

Топ самых опасных мест на дорогах Минска по версии Юрия Краснова

13 октября 2023 в 8:00
Автор: Виталий Петрович. Фото: Александр Ружечка
Спецпроект

Топ самых опасных мест на дорогах Минска по версии Юрия Краснова

Автор: Виталий Петрович. Фото: Александр Ружечка
Напишите отзыв на товар и получите шанс выиграть робот — мойщик окон

У Минска есть свои проблемные места — будто сглазил кто-то. Перекрестки, где слишком часто сталкиваются машины, трудные развязки и многокилометровые дороги, на которых еще нужно постараться не попасть в беду. Сегодня, в пятницу, 13-го, вместе с Юрием Красновым, преподавателем и инструктором по вождению, мы отправились составлять наш собственный топ опасных участков столицы. Постучали по дереву и заручились поддержкой страховой компании «Имклива Иншуранс» — чтобы уж точно ничего плохого не случилось.

Независимости — МКАД плюс выезд из Уручья

Крупные развязки в Минске часто бывают проблемными по ряду причин, но участок проспекта Независимости в районе пересечения с МКАД заставляет понервничать даже опытных водителей. На отрезке менее чем в 100 метров разместились сразу две загруженные развязки.

— Конфликты и опасные ситуации здесь постоянно возникают с обеих сторон, но по стороне парка и улицы Шафарнянской проблема все же более явная, — констатирует ведущий рубрики. — Выезд на проспект из Уручья разрешен сразу из двух полос, на очень небольшом расстоянии начинается съезд с проспекта на МКАД.

— С улицы Шафарнянской на проспект я, кстати, всегда стараюсь выезжать по правой полосе, потому что там есть где разогнаться. Смотришь влево, пытаешься определить, пропускают тебя или нет, и сразу нормально стартуешь. А при выезде по левому ряду нет места для разгона: подъезжаешь прямо к полосам проспекта и останавливаешься. Там едут машины со скоростью 80—90 км/ч (да, висят знаки «60», но все же знают, как у нас смотрят на эти знаки), справа у тебя тоже кто-то есть. Если люди, которые едут по Независимости, тебе не помогут — ты не выедешь. Придется ждать, чтобы вообще никого не было, — отмечает инструктор.

А у тех, кто едет здесь по проспекту в правой полосе, обычно своя проблема: им бы на МКАД свернуть. И по знакам у них преимущество, то есть выезжающие из Уручья должны уступать. Многие водители на проспекте заранее начинают истошно сигналить, просто на всякий случай пугая тех, кто собирается высунуться. Все усложняет и то, что на участке много общественного транспорта, которому еще сложнее проскочить, никому не помешав.

— Типичные ДТП случаются как раз на выезде. А все потому, что некоторые водители не умеют смотреть налево, оглядываться, контролировать при этом ситуацию спереди. Кто-то тормозит, потому что ему не дали проехать или он сам засомневался, а задний в него врезается. Такие же аварии, кстати, происходят на круговых перекрестках, — рассказывает Краснов.

— Проблема в том, что люди не умеют взаимодействовать. Плюс на этом участке довольно трудно сообразить, где ты должен уступать, а где уже не должен.

С другой стороны проспекта ситуация тоже сложная.

— Особенность в том, что люди, которые выезжают с внешнего кольца МКАД, могут продолжать движение по проспекту не перестраиваясь. И если они проехали место, где, согласно знаку, должны уступать дорогу, то вправе ехать без оглядки на остальных — они никому и ничего не должны. Но тогда сложности возникают у тех, кто с проспекта Независимости хочет попасть на улицу Руссиянова, — считает преподаватель.

Конфликтные ситуации здесь часто попадают на видео.

«Для чего повесили этот знак — „Уступить дорогу“? Лучше бы его вообще не было, и водители сами разбирались бы. По крайней мере, не возникало бы путаницы, кто и кому должен», — существует и такое мнение.

Но ведь и это не все. Существует еще один слой проблемы, который затрагивает пешеходов, велосипедистов, электросамокатчиков и так далее. Пешеходная связь Уручья с остальным городом есть, ее не может не быть: тротуар ведет через обе развязки вдоль проезжей части, пересекая ее в результате четыре раза. И ни в одном из этих мест ни на одной из сторон нет обозначенного пешеходного перехода.

— Начинать нужно с того, что вообще-то это нонсенс: пешеходы ходят через многоуровневую развязку, где такие высокие скорости и столько проблем и без того. Но тротуар есть, значит, по нему можно двигаться, и хочется делать это безопасно. А как, когда нужно раз за разом пересекать дорогу, на которой тебе не очень-то готовы уступать? — говорит Краснов.

Тротуар здесь — отнюдь не рудимент. По сути, это единственный путь из Уручья в направлении центра города для пешеходов. Альтернатива — пешеходный мост возле «Короны» либо проход под МКАД в районе улиц Гинтовта и Всехсвятской. Но даже для велосипедистов это большой крюк, а уж пешеходы так тем более не пойдут.

Со стороны корпуса политеха тротуар этим летом реконструировали, там появилась даже тактильная плитка, по которой ориентируются слабовидящие и незрячие люди. Плитка есть, а пешеходных переходов нет.

Иной раз приходится подолгу ждать, пока кто-то в плотном потоке наконец затормозит, чтобы пропустить пешехода или велосипедиста. И водителей понять можно: кому-то и хотелось бы проявить вежливость, да страшно, что сзади кто-нибудь прилетит.

— Здесь, кстати, ситуация интересная. Тот, кто съезжает с проспекта, по ПДД обязан уступать дорогу пешеходам. А тот, кто выезжает на проспект, — уже не обязан, — подмечает инструктор. — Я считаю, что пешеходные переходы здесь упростили бы ситуацию для всех: водители бы заранее понимали, что нужно снижать скорость, а не лететь сломя голову.

Трамваи на улице Якуба Коласа

Улица Якуба Коласа в Минске всегда загружена транспортом. И здесь же идет трамвайное движение в обе стороны. Именно трамвай, как правило, становится одним из участников опасной ситуации, фигурируя в сводках ГАИ.

— Дорога с трамвайными путями посередине опасна тем, что на остановочных пунктах пассажиров высаживают прямо на проезжую часть. Когда-то все остановочные пункты были такими, затем трамвайные остановки стали оборудовать специальными площадками. Водители привыкают: это действительно удобное и безопасное решение. Но на улице Якуба Коласа одни остановки усовершенствовали, а другие остались такими же, как раньше. Получается, водитель едет, у него островки, островки, островки, а потом опа — человек выходит на проезжую часть. И водитель может уже не среагировать, — отмечает Краснов.

— И вот что злит водителей: ты едешь, час пик, много машин, заторы. Ждешь, пока поедем или пока загорится зеленый свет, он загорается, но тут приезжает трамвай — и ты снова стоишь, ждешь, пока все выйдут и зайдут, — продолжает ведущий рубрики.

Помимо прочего, мы заметили, что и реконструкция остановочных пунктов явно велась в очень компромиссных условиях. Достаточного пространства не было, и островки в результате получились настолько узкими, что в час пик, если из трамвая единовременно выйдет большое число пассажиров, даже уместиться на такой остановке будет очень трудно, что создает дополнительные риски.

Вторая проблема — столкновения автомобилей с трамваями.

— Водители выезжают на трамвайные пути для поворота налево или разворота и по какой-то причине не замечают трамвай. Хотя если у тебя сбоку рельсы, ты должен ехать и постоянно держать в голове: там может быть трамвай, — подчеркивает инструктор.

— Я по улице Якуба Коласа каждое утро вожу жену на работу. И каждое утро у нас лотерея: будет какое-нибудь ДТП, и мы застрянем в пробке, или сегодня ничего не случится и мы везде успеем, — говорит Краснов.

В сентябре, к примеру, «Минсктранс» пять раз сообщал об авариях на улице Якуба Коласа, которые приводили к серьезным задержкам в работе общественного транспорта. Прибавьте сюда мелкие ДТП и происшествия, которые в результате не блокируют трамвайные пути.

— Может, пора отказаться от трамваев в пользу выделенных полос для общественного транспорта? — опасливо предложил ведущий рубрики, озираясь по сторонам в поисках урбаниста.

Есть, впрочем, у улиц с трамвайными путями одна особенность, которая даже заядлому автомобилисту по душе.

— На дороге с трамвайными путями посередине очень удобно совершать разворот: не нужно куда-то ехать, искать специальное место — разворачиваешься там, где тебе удобно. Но у нас повсеместно или устанавливают разделительное ограждение (его, может, и от пешеходов делают, но водителям оно тоже мешает), или наносят разметку, причем странную желтую, о которой в ПДД ни слова. В результате разворот запрещен, об удобстве и речи нет. Наверное, таким образом пытаются решить проблему с теми, кто невнимателен и не видит трамваи на рельсах. Но косячат одни, а страдают из-за этого все, в том числе внимательные водители, — пожаловался преподаватель.

Перекресток возле ГУМа

Аварии на пересечении проспекта Независимости и улицы Ленина в самом центре Минска — тоже история довольно обычная. Регулируемый перекресток: пока одним горит красный, другие едут на зеленый — какие тут могут быть проблемы? Но если разбираться вдумчиво, нюансы все же обнаруживаются.

— Вот мы едем по проспекту Независимости со стороны улицы Энгельса, подъезжаем к улице Ленина. Установлены два светофора: справа и слева, вроде бы все как полагается. Теперь смотрите, справа проезжает грузовичок: все, правый светофор он закрыл наглухо. А слева едет внедорожник и закрывает для меня левый светофор. Все, ни одного светофора я не вижу, — говорит Краснов.

— В такой ситуации водитель может действовать так же, как остальной поток, но реальной дорожной ситуации он не понимает. Допустим, он подъезжает к перекрестку, думает, что ему горит зеленый, а на самом деле ему уже загорелся красный. Кому-то удается проехать без последствий, а кто-то попадает в ДТП, — рассказывает инструктор.

Выходит, если кто-то на этом перекрестке пронесся у вас перед носом — не факт, что он такой уж хулиган. Возможно, человек просто не сориентировался, не увидел сигнал светофора.

— Решение напрашивается само: установить светофор над проезжей частью, чтобы водители могли его увидеть, даже если обзор двух других закрыт, — считает ведущий рубрики.

Для водителей, которые выезжают на перекресток по улице Ленина, тоже не все просто.

— Если ехать со стороны улицы Первомайской, то обзор перекрестка закрыт: массивная конструкция пешеходного перехода плюс ограждение. А светофорный цикл короткий: водители боятся не успеть, торопятся. Навстречу им такие же, кто торопится, а со стороны Интернациональной еще и поворот налево из двух полос разрешен. Так и случаются ДТП: одни пытаются быстрее стартовать, другие пробуют проскочить в последний момент, — отмечает преподаватель.

Рельсы на проспекте Машерова

Совсем недавно на пересечении проспекта Машерова и улицы Куйбышева упал мотоциклист. Он ехал по прямой, оказался на трамвайных путях и поскользнулся. Проблема в том, что это не единичный случай и время от времени такие поскальзывания приводят к серьезным последствиям.

— На проспекте Машерова есть два таких перекрестка, где проезжую часть пересекают трамвайные пути: с улицей Куйбышева и с улицей Даумана. И там то и дело происходят заносы. Обычно это история про скорость и про приемы управления, — констатирует инструктор.

— На перекрестке проспекта Машерова и улицы Куйбышева ко всему прочему рельсы располагаются не перпендикулярно, а как бы под углом к траектории движения автомобиля. И ширина этой трамвайной зоны, где может произойти занос, увеличивается: особенно в дождь там бывает очень скользко, — продолжает ведущий рубрики. — Все усугубляется тем, что за перекрестком полосы меняют направление, то есть водитель начинает вертеть рулем. Кто-то еще и газа поддаст, чтобы проскочить светофор.

И все: одна ошибка — и это занос. Потом не ясно, куда машина улетит: или на встречную, или на тротуар.

Многие вспомнят ДТП, которое случилось здесь 2 октября 2020 года. Водителя Lexus LS430 занесло на трамвайных путях, и он сбил двух пешеходов, стоявших на тротуаре, — они собирались переходить дорогу. Один из пешеходов погиб, другой выжил, получив тяжелые травмы. По выводам обвинения, водитель при выборе скорости не учел изменение направления дороги, ее влажное состояние, а также наличие участка с разнородной поверхностью и отличными от асфальтобетонного покрытия характеристиками, применил неправильные приемы управления транспортным средством.

Другой пример, без столь печальных последствий — эффектный разворот легковушки. Водитель тоже поскользнулся на путях, машину занесло на встречную полосу, развернув на 180 градусов.

— На перекрестке с улицей Куйбышева проблема именно в том, что пути идут под углом к направлению движения автомобилей. На пересечении с улицей Даумана история другая: рельсы там уложены перпендикулярно, но рельеф с особенностями — трамвайные пути становятся как бы трамплином. И если кто-то летит на скорости, он попадает в ловушку, — говорит Краснов. — Те, кто знает особенности этих перекрестков на проспекте Машерова, заранее снижают здесь скорость и ведут себя аккуратно. Но если человек оказывается тут в первый раз, он может просто не знать о грозящей опасности. Организаторам дорожного движения тоже непросто здесь что-то выдумать, трудностей много: автомобили, трамваи, пешеходы, всех нужно развести, все нужно отрегулировать — мудреные перекрестки.

Все проблемы одной МКАД

— МКАД — это самая быстрая минская дорога с самым интенсивным движением на ней. Она отчасти парадоксальна для Минска: скорости здесь загородные, а плотность потока городская. Добавляем сюда некоторые особенности, иногда не самые удачные инженерные решения — и получаем дорогу, где регулярно происходят конфликты, возникают опасности и даже случаются аварии, — отмечает инструктор.

Показательная история — недавняя авария с участием Jeep Grand Cherokee и Renault Sandero. Водитель Jeep, напомним, утверждает, что его подрезал Audi Q7, водитель которого резко поехал на съезд из левого ряда. Резкое торможение, возможно удар, и Jeep с прицепом складывается, увлекая за собой Renault, который ехал следом.

— Да, мы говорим о том, что клеверный лист — не самый удачный вариант развязки для МКАД с ее трафиком. Да, на кольцевой все еще есть проблемы с информированием водителей, поэтому нередко кто-то из них проскакивает нужный съезд, вспоминая о нем в последний момент, когда уже слишком поздно. Но одно из правил скоростной трассы, которое в особенности касается МКАД, гласит: подъезжаешь к развязке — сбрасывай скорость. Смотри, чтобы под тебя никто не выскочил и никто тебя не подрезал, когда будешь съезжать, — говорит ведущий рубрики.

Другая насущная проблема кольцевой — отсутствие в некоторых местах полос разгона или малая их протяженность. К примеру, такое можно увидеть на выезде с улицы Ваупшасова на внешнее кольцо, затем на следующем же выезде. Машины там выезжают в полосу движения, где на скорости 90 км/ч плотным потоком может ехать транспорт.

— Именно в таких местах происходят опасные ситуации и ДТП. Люди едут на скорости, кто-то хочет съехать, другие хотят выехать, скорость в полосе снижается, а сзади уже несется тот, кто этого может не видеть, — описывает Краснов.

Прибавьте к перечню проблем двигающиеся в правой полосе тихоходы, то и дело ведущиеся ремонтные работы с блокировкой полос дорожной техникой, в которую потом кто-то врезается, опасные перестроения отдельных участников движения — и получится та самая Минская кольцевая, которую мы знаем.

— Кстати, о скорости. На мой взгляд, 90 км/ч для МКАД вполне достаточно. И то, что в крайней левой на многих участках разрешили ехать со скоростью 100 км/ч, просто провоцирует новые конфликты между водителями, — считает преподаватель.

— Знаки «100» — это как красная тряпка для быка. Едет такой бык и требует, чтобы все ему давали проехать.

— Такие водители создают аварийные ситуации: моргают дальним светом, начинают учить, подрезать. Как такового контроля за таким поведением нет, и это становится в порядке вещей, — добавляет инструктор.

К слову, он уже не раз высказывался о необходимости повсеместного внедрения скрытых патрулей на МКАД.

— Если бы все ехали по кольцевой с одинаковой скоростью, то все было бы нормально. А в нынешних условиях МКАД — это большая лотерея. Ты можешь встрять в пробку из-за того, что кто-то просто сильно торопился, — констатирует Краснов.

Самое опасное место на дорогах Минска по вашей версии?

Чтобы сделать свой выбор, войдите или зарегистрируйтесь

У вас есть тема для «Разбора с Красновым»? Пишите нам: pv@onliner.by или t.me/vitpetrovich.


Партнер проекта — «Имклива Иншуранс»
Каско: оформить, чтобы не бояться ДТП

Каско в imkliva insurance — это приятные тарифы, дружелюбный сервис и индивидуальный подход.

«При наступлении страхового случая наши клиенты получают качественные ремонтные услуги в установленные сроки благодаря отлаженным бизнес-процессам с крупными автодилерами и СТО по всей Беларуси», — описывают принцип работы в компании.

Цифры. В первом полугодии 2023-го 57% выплат по каско в imkliva insurance пришлись на ДТП. 

Нюанс. В 62% страховых случаев виновниками происшествия стали клиенты компании. А в таких ситуациях обязательное страхование не покрывает расходы.

Суммы. Средняя выплата составила 1980 BYN. В отдельных случаях ущерб измеряется десятками тысяч рублей.

Приятности. Страховка оформляется без учета износа авто, оплачивает эвакуатор при ДТП, в ряде случаев не требует справок от ГАИ и действует во всем мире.

Спецпроект подготовлен при поддержке ЗАСО «Имклива Иншуранс», УНП 400217363.

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by