КРАСНОВ

«Поняла, что не могу без этого». На таких девушек на дороге засматриваются все

08 марта 2024 в 8:00
Автор: Виталий Петрович. Фото: Александр Ружечка
КРАСНОВ

«Поняла, что не могу без этого». На таких девушек на дороге засматриваются все

Автор: Виталий Петрович. Фото: Александр Ружечка

Есть такая очень мужская история — кризис среднего возраста. Внезапно лет после 35 тянет туда, куда раньше и не тянуло вовсе. Многие надевают тяжелую косуху, садятся на мотоцикл и мчатся навстречу ветру, чтобы просто побыть с собой наедине. То есть где-то внутри это сидит. Но про мужчин сегодня говорить не будем, а поговорим о девушках, которые всегда нравятся тем мужчинам, кто ценит характер, харизму, умение жить в моменте. Эти девушки выбрали мотоцикл как способ сбежать от рутины.

В клубе только девушки

— Не каждая девочка в принципе сядет на мотоцикл, даже «двойкой». Очень многое изначально зависит от характера: кто-то попробует — и слезет, кто-то не слезет уже никогда, а кто-то никогда и не попробует. Все очень разные, — говорят девушки из женского мотоклуба ANGIRLS FMC.

Клуб серьезный, с уже девятилетней историей. Ольга — президент клуба, Дарья — секретарь.

— Клубы бывают разные, все зависит от того, какое место клуб занимает в общей мотокультуре. По женскому движению в Беларуси мы — единственный мотоклуб, который курирует именно клубную жизнь, — объясняет Ольга.

Что такое клубная жизнь для этих дам? Это встречи, совместные поездки, общие мероприятия, посещение которых для членов клуба обязательно. К примеру, недавно в Минске проходило одно такое: мастер-класс «В шлеме только девочки». Перед началом нового сезона мотоциклистки обсуждали насущные вопросы, прежде всего касающиеся дорожной безопасности.

— Когда девочка приходит в клуб, нужно, чтобы у нее был мотоцикл, были права на него, чтобы она ездила. Иногда приходят те, кто катается мало. И это прекрасно: мы делимся опытом. Мотоциклы любые: бывают тяжелые дорожные байки, туристические, спортивные. А дальше у нас есть свои правила, по которым мы живем, как живут и мужские клубы. Это не просто компания девочек, которые вместе катаются. У нас есть свои устои, есть правила поведения, есть устав, есть ступени, звания, которые присваиваются, есть свой флаг — сердце клуба. Это серьезная культура, которую мы поддерживаем, — говорит президент клуба.

Ольга — президент женского мотоклуба ANGIRLS FMC

Сама традиция и устои мотоклубов зародились главным образом в Штатах, где вернувшиеся с фронтов Второй мировой военные, в первую очередь летчики, искали то, чего им недоставало: общности, мужской компании, рева мотора и азарта путешествий. Соответственно, многие правила и в сегодняшних серьезных мотоклубах отчасти напоминают военные.

— Девушки обязаны активно участвовать в жизни клуба. За каждой закреплена своя сфера ответственности. Есть, к примеру, такая должность, как дорожный капитан. Человек отвечает за маршруты различных поездок, за стоянки, отели, где останавливаемся с ночевкой. Мы достаточно много путешествуем, иногда далеко — все это необходимо продумывать, — рассказывает Дарья. — Я вот, к примеру, как секретарь отвечаю за общение как со внешним миром, так и с другими клубами. Есть человек, который занимается наведением порядка в клабе, то есть в нашем клубном доме.

Дарья — секретарь женского мотоклуба ANGIRLS FMC

Есть и своя униформа — жилет. По такому всегда определишь, что человек — не просто мотоциклист-одиночка, он член клуба.

— Жилетка — это как паспорт. По ней видно, из какого ты города, из какого клуба, кто по званию, — подтверждают девушки.

Что раньше: A или В?

Мотоклуб, по крайней мере женский, который представляют наши гостьи, — это не про хулиганство на дороге. Совсем наоборот: во главе угла безопасность, за которой мотоциклистки строго следят.

— Обязательное условие — безопасное движение в колонне. Мы не ездим «ульем», не ездим на заднем колесе, не мешаем остальным участникам движения. В колонне у каждого есть свое место. Все это обязательные моменты, — рассказывают девушки.

— Сколько времени нужно, чтобы научиться безопасно ездить на мотоцикле?

— Кому как. Есть девчонки, которые первый сезон ездят и все у них получается. Но зачастую пройти обучение в мотошколе и ездить — этого недостаточно. Конечно, хорошо, если у тебя есть друзья, которые подтянут, покажут, как и что. Нужно продолжать учится, пройти контраварийную подготовку. Ты выходишь за рамки обычного обучения. С контраварийной подготовкой ты лучше готов к нестандартным ситуациям на дороге, знаешь, как из них выходить.

Какой бы опыт у тебя ни был, сколько бы лет ты ни управлял мотоциклом, все равно периодически стоит посещать площадки. Особенно после зимы — чтобы раскататься. Одно дело, ехать по прямой дороге, другое — маневрировать на низких скоростях.

— А полноценные площадки для таких занятий есть?

— С площадками беда. Фактически мест, куда можно было бы специально приехать и потренироваться, нет. Поэтому люди используют свободные парковки, где никому не помешают.

Юрий Краснов, преподаватель, инструктор по вождению:

— Сегодня хватает мотошкол, которые предлагают занятия по совершенствованию навыков управления для начинающих мотоциклистов. У них даже есть занятия в реальном потоке.

Если у человека есть водительское удостоверение категории А, то никто не может ему запретить приехать на какую-нибудь пустую стоянку и попрактиковаться в управлении мотоциклом в спокойном режиме. И на таких мотоциклистов никто не жалуется. А вот когда начинается рев и нарезание «пятаков», за это уже могут оштрафовать.

— А опыт за рулем автомобиля помогает на дорогах, когда вы едете на мотоцикле?

— Еще как! Я вообще не могу понять, почему категорию А можно получить перед категорией В. На самом деле категория В дает опыт в понимании дорожной стратегии, не освоив который нельзя выехать на дорогу на мотоцикле. Новичок на мотоцикле и так не знает, за что ему хвататься, как тело скоординировать, а еще знаки нужно читать. И в случае аварии на мотоцикле опаснее, чем в машине-коробочке. Поэтому подготовка должна быть серьезной и опыт на дороге должен быть, — считает Дарья.

Юрий Краснов:

— Если сравнивать с другими странами, то минус нашей системы подготовки на категорию А в том, что у нас нет занятий в городе. А вот при подготовке на категорию В такие занятия есть.

Если внести изменения в программу и добавить занятия в условиях реального дорожного движения и для категории А, то тогда будет не столь важно, на что идти учиться в первую очередь. А пока — да, лучше сначала отучиться на автомобиле. 

К тому же нужно учитывать, что на категорию А можно сдавать экзамен с 16 лет. На категорию В — с 18 лет. И если какой-нибудь молодой человек, который, к примеру, занимался мотокроссом, захочет ездить, то он не будет дожидаться совершеннолетия.

Девчонки шутят: мотоциклист — как летчик-истребитель, его все хотят сбить.

— Начало сезона всегда максимально опасное, потому что водители не видят мотоциклистов, не готовы после зимы к тому, что кто-то еще появился на дорогах. Поэтому чем хороши всевозможные открытия сезона? Это сигнал всем: посмотрите, начался мотосезон, они снова на дорогах, обращайте на них внимание, — говорит Дарья. — Каждый начинает в своем ритме, но традиционно первая суббота мая — Международный день мотоциклистки. Именно тогда мы проводим свое открытие сезона. Мальчики тоже к нам присоединяются, но, как правило, едут в конце колонны, все внимание в этот день девочкам.

— Мы вообще дружим с мальчиками, с мужскими мотоклубами, перенимаем их клубный опыт — он колоссальный, — добавляет Ольга.

— Молодым мотоциклистам всегда труднее на дороге? Риски для них выше?

— Отчасти. Но, на наш взгляд, самый опасный сезон у мотоциклиста — второй или иногда третий. В первый год начинающий мотоциклист понимает, что он почти ничего не знает и ничего не умеет, он перестраховывается, ведет себя осторожно. Потом возникает мысль, что уже все знаешь и все умеешь. А это не так и таит в себе серьезную опасность. Со временем понимаешь: нет, ошибки есть, нужно быть аккуратнее. Главное, вовремя спохватиться, — считают девушки.

Юрий Краснов:

— Мое мнение такое: если ты ничего не умеешь, то сначала иди и научись, а уж потом выезжай на дорогу. Это, кстати, касается не только мотоциклистов, но и водителей автомобилей.

У мотоциклистов в этом плане более сложные условия, поскольку они не ездят круглый год. Хотя у меня есть знакомый, который в сезон ездит на обычном мотоцикле, а зимой занимается на эндуро. Хорошо, если зимой водитель мотоцикла ездит по крайней мере на автомобиле. Ведь главное на дороге — это уметь распознавать опасности и не въезжать в эпицентры аварийных ситуаций.

Конечно, у мотоцикла есть своя специфика, но аккуратно ездить можно на любом виде транспортных средств.

Но и после того, как ты чему-то научился, успокаиваться нельзя. Каждый день за рулем водитель должен тренировать свои навыки, восприятие, практиковаться в анализе ситуации.

Те, кто этого не делает, примерно через семь лет водительского стажа рискуют попасть в статистику по ДТП. Новички, если не повезет, могут попасть в нее раньше — до двух лет водительского стажа.

«У меня в водительском удостоверении 9 букв»

Знакомьтесь с еще одной героиней сегодняшнего праздничного выпуска — Екатериной.

— Мне интересно за рулем, хотя у меня в семье даже прав категории В никогда ни у кого не было, — рассказывает она. — Я отучилась на права, спустя 12 лет пошла на категорию А. Потом захотелось С, потому что как-то раз я покаталась на грузовом бусе. Затем решила, что раз есть С, нужна и категория Е. А потом меня останавливает инспектор и, глядя в права, в шутку говорит: «А что ж вы автобус „опрокинули“?» Ну и хорошо: пошла на автобус отучилась. У меня в удостоверении 9 букв.

Теперь инспекторы останавливают на мотоцикле, заглядывают в права, и им уже не интересно ни про мотоцикл, ни про что: «Я боюсь спросить, а кем вы работаете?» — «Я стоматолог».
Екатерина

И все же мотоцикл в жизни доктора Кати занимает особое место.

— Я точно знаю, что категория B в правах — это для комфорта, а категория А — для души. Я уже живу сезоном. У меня есть набор инструментов на 211 предметов (сделала себе в прошлом году подарок на 8 Марта), так я его уже достала и начала понемногу что-то подкручивать в мотоцикле, готовить его. Жду, когда наконец выеду, — вздыхает девушка.

А началось все три года назад.

— Первый сезон, который отъездила, я и теперь вспоминаю со страхом, — признается Екатерина. — Приезжали парни, вывозили меня из двора, и я ехала. Но для понимания: меня опережала машина, которая убирает улицы. То есть я ездила очень «быстро», всех это сильно забавляло. Но я ни на что не обращала внимания, ездила как могла. Потом появился новый мотоцикл, я пошла учиться на контраварийную подготовку, появилась дополнительная уверенность. Про клубы я даже не задумывалась, потому что мне казалось, что надо мной там просто будут смеяться.

— Неправда! Абсолютно нет! — запротестовали Оля с Дашей.

— Теперь я понимаю. А тогда мне казалось, что не потяну. Я же помнила, как надо мной смеялись парни, которые меня прикрывали, пока я ездила первый свой год, — разводит руками девушка. — А вот второй мой сезон был активный, мы много поездили с ребятами по Беларуси. Прошлый год выдался поскромнее: чаще всего каталась одна, из дома на работу и обратно, потому что работы было много и свободного времени куда-то кататься не оставалось.

Вообще, Катя — очень заметный человек на дороге. Девочка на мотоцикле с розовыми колесами, миниатюрный водитель тягача с прицепом — в каких только амплуа ее не увидишь. Кто-то из сотрудников ГАИ, возможно, вспомнит девушку с трясущимися руками — тоже было дело.

— В первый сезон, я помню, выезжала в пять утра, пока на дорогах никого нет, чтобы просто почувствовать, что это такое — мотоцикл. И останавливает меня в Лошице сотрудник ГАИ, а у меня руки трясутся — просто от волнения. И он спрашивает: «А почему у вас руки трясутся?» — «Мне просто очень страшно», — рассказывает Екатерина.

«Поняла, что не могу без этого»

Вот так девчонки и ездят.

— Просто есть такие, которым нужен адреналин. И они его ищут везде. Хотя и мотоцикл — это не обязательно про экстрим. Это классные впечатления, эмоции, когда ты едешь по дороге, а под колесами шуршит листва, кругом дышит природа. Это такая эмоциональная подпитка среди всей прочей рутины, — отмечает Даша.

— И отключение головы на 100%. В хорошем смысле. Работает тело, ты весь в этом, ты управляешь мотоциклом, и все мысли куда-то уходят, голова в этом плане разгружается, — добавляет Оля.

В общем, если знакомы с такими активными девочками — сразу поймете, о ком речь.

— Мы всегда позиционируем, что готовы к общению. Не обязательно вступать в клуб, мы готовы делиться опытом со всеми. Девочкам это важно, особенно если нет друзей, мужа, парня, которые бы ездили на мотоцикле, а ездить хочется, — продолжают собеседницы.

— У меня так было. Я просто пришла на площадку мотошколы и стала там задавать какие-то вопросы: по мотоэкипировке, по подбору мотоциклов для девочек — много нюансов, на самом деле, — говорит Дарья.

Трудно представить, что спутники жизни у таких не будут связаны с мотоциклами.

— Но это не клубная история, они не носят жилетки, — уточняют девушки.

— У меня муж катался на мотоцикле. После того как мы познакомились, я каталась с ним вторым номером — сзади. Потом в один прекрасный день он вдруг решил, что больше не будет ездить — перегорел. А я поняла, что не могу без этого, и пошла учиться, — улыбается Дарья.

Первое правило мотоклуба

— Девушка на дороге, да еще и на мотоцикле — это же здорово, красиво. Но, можем предположить, вы видите разное поведение соседей по потоку. Предвзятости к мотоциклисткам много?

— Сейчас стало поспокойнее. У меня седьмой сезон, и я чувствую, как с годами отношение к мотоциклистам, и в частности к девочкам на мотоцикле, меняется, — говорит Дарья. — Но свои моменты есть: могут где-то опередить без особой необходимости, подрезать, как-то попытаться спровоцировать. Люди в такие моменты не понимают, что создают опасность. Не только для себя, не только для того, кто на мотоцикле, но и для всех вокруг.

— Впрочем, и от мотоциклистов многое зависит. Если едет «улей», если ребята носятся в междурядье, всех подрезают, то и отношение к ним сразу соответствующее. Клуб так не ездит, клуб идет колонной, в своей полосе, ведет себя более адекватно, — отмечает Ольга.

Кате в каком-то смысле сложнее: ездит она часто одна, сразу видно, что на мотоцикле девушка.

— Девушка на мотоцикле привлекает внимание — это точно. У меня диски розовые на мотоцикле — я на работу приеду, а мне потом коллеги говорят: «Смотри, с твоим мотоциклом фотографируются». Дети так вообще постоянно. Негатив, как следствие, тоже есть. Но адекватных автомобилистов все-таки больше. Я в Могилев ездила в прошлом году: люди меня вообще фотографировали из машин. Там мотоциклов поменьше, девочек на мотоцикле совсем мало, зато внимания к ним много, — рассказывает Екатерина.

Юрий Краснов:

— Предвзятое отношение к какой-либо категории участников движения формируется из-за двух составляющих. Первая — это поведение самих участников движения. Мотоциклисты, таксисты, маршрутчики, водители каршеринга, велосипедисты — они выделяются в общей массе. Хотя совершают нарушения ничуть не чаще, чем все остальные

Второй фактор — это менталитет общества. Сегодня у нас общество социального контроля: все друг за другом смотрят, все друг друга оценивают и делают выводы, иногда негативные.

Хотя именно девушки-мотоциклистки, по моим личным наблюдениям, вызывают у окружающих чаще умиление, чем агрессию. Особенно когда надевают шлемы с кошачьими ушками и, стоя на светофоре, делают танцевальные движения.

Между тем девушки в один голос говорят о том, что мотоциклисты как никто другой на дороге сплочены и готовы прийти на помощь друг другу.

— Это и клубная этика тоже: если мотоциклисту нужна помощь, клубный человек всегда поможет. А случиться в дороге может все что угодно. У меня, к примеру, в неподходящий момент иногда заканчивается топливо. Ну а как же без приключений? — смеется Ольга. — Есть определенный язык жестов — ты же не будешь кричать в колонне. Мы предупреждаем друга о пустом баке, об изменении маршрута, первые в колонне всегда покажут, что на дороге яма. Так же и с остановившимся мотоциклистом: шлем, лежащий на земле возле мотоцикла, зачастую знак того, что нужна помощь. Если шлем перевернут горловиной вверх — закончилось топливо.

Тревожно, но об этом говорят все чаще: стало больше молодых мотоциклистов, которые этой азбуки не знают.

— И это беда, потому что когда мы начинали кататься, все знали и понимали важность взаимопомощи, никто не чувствовал морального права проехать мимо стоящего мотоциклиста или лежащего шлема. Это неписанные правила, по которым необходимо жить. Сел телефон, нужна вода — помочь бывает нетрудно, но эта помощь необходима. Сломался мотоцикл, 30 градусов жары, человек в экипировке и без воды — представляете, что с ним за час может случиться? Это не машина, где можно отсидеться, — указывают в мотоклубе.

По поводу экипировки, кстати, мы уже составляли свой гайд.

интеграл (закрытый), термопластик
Выбор покупателей
интеграл (закрытый), термопластик, 1300 г
интеграл (закрытый), термопластик, 1300 г

— Экипировка необходима, — подтверждают девушки. — Есть разные варианты, в том числе более адаптированные к погоде. Обычная история летом, когда ты в кожаной экипировке: приехать с покатушки, лечь на холодный кафель, остыть и только тогда начать раздеваться. Иначе все прилипает, невозможно снять.

Так вот никто из серьезных мотоциклистов никогда не скажет, что кататься в шортах и майке — это нормально.

— Наверное, это может выглядеть красиво, но если что-то случится — новая кожа не нарастет, — резонно замечает Дарья. — Экипировка — это шанс сохранить собственную кожу. К тому же мотоэкипировка — это своя эстетика, своя красота, для девушек, возможно, даже в первую очередь.

назначение - езда на мотоцикле, перчатки, XL, для взрослых, черный
назначение - езда на мотоцикле, перчатки, XL, для взрослых
назначение - езда на мотоцикле, перчатки, L, для взрослых, черный

Романтика

Девочки, даже такие серьезные, в коже и на больших мотоциклах, все равно остаются девочками.

— Что для вас мотоцикл?

— Это впечатления. Это шум ветра, это весна, это теплый воздух в лицо, это свобода, когда ты едешь даже по каким-то проселочным дорогам куда глаза глядят,— ответила Дарья.

— Мотоцикл учит замечать красоту, замечать те мелочи, которых ты в другой ситуации не заметишь. Мотоцикл учит жить в моменте, — добавила Ольга.

— Мотоцикл познакомил меня с многими хорошими людьми. Большинство лучших знакомств за последние годы связано у меня с мотоциклами. Да, есть разные люди и разные мотоциклисты, но очень часто это интересные люди, знакомством с которыми дорожишь, — отметила Екатерина.

У вас есть тема для «Разбора с Красновым»? Пишите нам: pv@onliner.by или t.me/vitpetrovich.

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by