Какая экипировка обязательно должна быть у мотоциклиста? Гайд от мастеров

18 148
20 апреля 2023 в 8:00
Автор: Виталий Петрович. Фото: Александр Ружечка

Какая экипировка обязательно должна быть у мотоциклиста? Гайд от мастеров

Автор: Виталий Петрович. Фото: Александр Ружечка

Мотосезон начался! Дождались, согрелись и помчались, истосковавшись за зиму по такой жизни. Погодите, вот вам совет в дорогу. Оденьтесь как следует, по крайней мере минимальный комплект экипировки должен быть. А минимальный комплект — это все. Никакой частью тела человек не может рискнуть или пренебречь. Никакая защита не будет лишней, предупреждают мастера.

Шлем. Какой выбрать?

— Одетым нужно быть с головы до ног — максимально, — говорит Алена Ратобыльская, преподаватель, шеф-администратор мотошколы KeyMotoSchool. — Вот с головы и начнем. Самая важная деталь гардероба — это шлем. И по ПДД для вождения мотоцикла достаточно только шлема. К сожалению, многие мотоциклисты этим и ограничиваются.

— Шлемов много. Как выбрать правильный?

— Шлем шлему рознь. Мы бы рекомендовали для покупки шлем известного производителя со всеми сертификатами безопасности, максимально закрытый. Или интеграл, или модуляр. Есть хорошие модели шлемов 3/4 — с открытым подбородком, но все падения, которые возможны, чаще всего бьют как раз в подбородок. Не говоря уже о том, что очень неприятно получить в лицо камень из-под колеса какой-нибудь фуры, а от этого тоже никто не застрахован.

— Чем отличается интеграл от модуляра? 

— Интеграл — полностью цельный, в нем нет никаких подвижных деталей. В модуляре подбородок поднимается наверх — это удобно, если нужно открыть лицо, не снимая шлем полностью. При этом все шлемы имеют свой вес, и одна и та же модель в зависимости от размера будет весить по-разному. Модуляр из-за того, что там есть дополнительное сочленение, всегда будет чуть тяжелее.

— Это имеет значение?

— Конечно. Лучше выбирать модели полегче, если есть возможность потратиться на дорогой высокотехнологичный шлем. Дело в том, что нагрузка на шею и так серьезная. Если посадка высокая, а ветрозащиты у мотоцикла нет, то встречный поток воздуха очень сильный — мышцы шеи устают. Причем эта усталость накапливается, что опять же ведет к опасным проявлениям на дороге (к снижению концентрации и так далее). Минимальный вес шлема, который мне встречался, — 990 грамм, максимальный — 1800. Разница почти в два раза.

модуляр (трансформер), поликарбонат, 1700 г
модуляр (трансформер), поликарбонат, 1650 г
модуляр (трансформер), термопластик

Еще один совет — покупать новый шлем. Исключение можно сделать, если какой-то близкий друг продает вдруг наскучившую ему модель, и вы уверены и в друге, и в шлеме, который он продает. В остальных случаях — это кот в мешке.

— Шлем мог падать, у него могут быть скрытые трещины в композиции, и в критический момент он не отработает, — объясняет Алена.

Поэтому шлем, по-хорошему, это история одноразовая — до первого падения. Если оно случилось и если шлем испытал заметный удар — его лучше заменить. Насколько буквально это следует понимать? Настолько, насколько вы цените свое здоровье.

— Экономить нельзя. Голова — штука нужная, тоже одноразовая, лучше не экспериментировать, — со смехом, но всерьез отмечают мастера.

— А недостаток экипировки — это всегда история про экономию?

— И про экономию, и про привычки тоже, — говорит Дмитрий Евхименко, основатель и руководитель мотошколы. — К примеру, не так и богаты многие люди в Европе, в той же Испании, те, кто катается на скутерах или каких-то малокубаторных мотоциклах, но все одеты в дорогущие шлемы.

У него скутер какой-нибудь бэушный может стоить 150 евро, а шлем будет за 500, потому что голова дороже. А у нас часто покупают на последние деньги мотоцикл, а на экипировку уже не хватает, то есть люди идут другим путем.

— Подшлемник тоже нужен?

— Во многих случаях да. Это комфорт и терморегуляция. Опять же гигиена: внутреннюю часть шлема можно, конечно, разобрать и постирать, но это чревато лишними люфтами во внутренней отделке. Чем реже мы туда влезаем — тем лучше. А подшлемник забросил в стиральную машину — и никаких проблем, — ответила Алена.

Спина. Это не расходник, новой не будет

Если шлемы, которые у нас обязательны по правилам, есть у многих, то остальной экипировкой некоторые пренебрегают, и очень напрасно. Мотоцикл можно отремонтировать или поменять на худой конец, а вот, к примеру, спину — нет.

— Мы однозначно рекомендуем надевать защиту спины всякий раз, когда садитесь на мотоцикл. Без головы жить нельзя, без спины в определенных случаях можно, но очень некачественно. Давайте будем беречь здоровье, запасные части тела в магазинах не продаются, — призывают в мотошколе.

Распространенных вариантов два: бывают специальные вставки в мотокуртки, а еще есть защита, которая надевается под низ будто жилетка, плотно и комфортно прилегая к спине.

— Такая отдельная жилетка — это более функциональный вариант, но и вкладыш в куртку существенно лучше, чем ничего. Правда, тут есть нюанс: многие производители изготавливают мотокуртки из расчета, что в них будет вставляться защита спины. Для этого предусмотрен специальный карман, куда можно эту защиту вложить. Вот только не все это делают. Вплоть до того, что оставляют тонкий вкладыш, который в новой куртке имитирует защиту. Это по сути не защита, и вкладыш нужно сразу заменить, но есть те, кто по неопытности решает, что сойдет и так, хотя по эффективности эту прослойку можно сравнить с туристическим ковриком, — отмечает Алена.

Не нужно думать, что защита спины — такая уж громоздкая штуковина, которая будет сковывать движения и мешать получать кайф от езды на мотоцикле. Совсем нет: штука легкая, вентилируемая, спроектированная с учетом понятия о комфорте.

— А спереди ничего не нужно надевать? 

— Протекторы передней части тела тоже существуют — для груди, живота. Они часто применяются в спортивных дисциплинах. А вот в обычной жизни мотоциклисты используют их реже. Просто скорости не те, хотя это не означает, что в грудь не прилетает или последствия у таких ударов не серьезные, — объясняют в мотошколе.

Мотоодежда — это очень круто. Доказать?

— Мотоэкипировка — уникальнейшая одежда, которая содержит в себе и комфорт, и стиль, и защиту. И этот треугольник всегда соблюдается. Наверное, это единственный пример повседневной одежды, которая сочетает в себе столько функций, — веско говорит Дмитрий. — Плюс это всегда индивидуальность. Вы не встретите двух мотоциклистов, одетых одинаково, как не увидите два одинаковых по оформлению мотоцикла.

Большие производители затрачивают огромные средства на создание высокотехнологичных решений, которые будут работать на безопасность и комфорт райдера. Все лучшие наработки обкатываются в профессиональном спорте, а затем попадают и в общий доступ. Это стоит немало, но искушенные люди говорят, что хороший экип всегда оправдывает свою цену.

— Всевозможные «черепахи», защиты коленей, рук, таза, протекторы спины — все это высокотехнологичные разработки, на создание которых тратятся немалые деньги. Используются новые материалы, композиты, которые позволяют снизить вес без ущерба для эргономики, комфорта и степени защиты, а может быть, и улучшить эти параметры, — подтверждает собеседник.

Сколько нужно одежды?

— Сколько нужно комплектов одежды на сезон?

— Зависит от того, сколько у тебя мотоциклов, — смеется Дмитрий. — Жарко — катаемся в текстиле с мембранами. Если холодно или дальняя скоростная дорога — обычно люди надевают кожу. Это миф, что в коже обязательно жарко. В движении не жарко, жарко только стоять на месте — к примеру, в пробке толкаться. И общее правило: чем быстрее вы катаетесь, тем плотнее нужно одеваться.

Если вы одеты как на велосипеде, то и поезжайте со скоростью велосипеда.

Мотоцикл — это стиль жизни, и уж о стиле мотоциклист никогда не забывает.

— Все должно соответствовать и модели мотоцикла, и образу человека, тому, как он ездит, где он ездит. Классическому байку, к примеру, подойдет классический стиль: такие модели не терпят какой-то вычурности. Мотоциклы для города предусматривают достаточно широкую линейку используемых вещей: от кожаного гоночного комбинезона до текстиля. Если спортивный мотоцикл — желательно, конечно, иметь полную соответствующую экипировку. Может быть, раздельную, если это город, или цельный комбинезон, если мы ездим где-то на треке, — разъясняет мастер.

— На спортивном мотоцикле удобно ехать, когда он едет быстро, когда в силу вступает аэродинамика. В городе высоких скоростей нет и случайностей хватает. Не ты — так помогут. Поэтому ко всему надо подходить с умом.

Кожа или текстиль?

Продолжим о стиле.

— В зависимости от манеры езды одежда традиционно отличается. Но опять же: если не из чего выбрать, однозначно лучше надеть то, что есть, но быть защищенным, чем не надеть ничего, потому что по стилю не подходит, — советуют в мотошколе. — И чем агрессивнее мотоцикл и ваша манера езды, тем большее этому нужно придавать значение.

Не важно, из какого материала сделаны мотокуртка и мотоштаны, там в любом случае должны быть и будут обязательные элементы защиты для плеч, локтей, коленей. Вместе с этим используется протектор спины, о котором мы уже говорили.

Кожа прочна, долговечна, многим она отлично подходит по стилю. У текстиля свои преимущества: он комфортнее при эксплуатации.

— С текстилем одновременно сложнее и проще. Если он светлый, то мошки, пыль, грязь — все это сразу видно, — говорит Алена. — На любой экипировке есть этикетка, где указано, как за вещью ухаживать. И, как правило, стиральная машина у таких вещей под запретом. Но если все же не остается другого варианта и приходится стирать, то необходимо выбрать щадящий режим при небольшой температуре — 30 градусов.

Часто мотоэкипировка оснащена необходимыми вставками для вентиляции, а на штанах, к примеру, встречаются клапаны, чтобы в жаркую погоду было комфортно. Но остается вопрос ветрозащиты, и для его решения некоторые модели предусматривают возможность пристегнуть с внутренней стороны непродуваемый слой. В холод это реально спасает.

— А что под низ?

— Базовый слой — это термобелье. Оно очень комфортное и очень помогает, начиная с самого процесса надевания и снятия экипировки, потому что та же кожа в жаркую погоду имеет свойство прилипать. Также важный вопрос — гигиеничность. Термобелье, в отличие от основной экипировки, куда проще стирать, и делать это можно регулярно, — рассказывает Алена.

— Термобелье у многих ассоциируется с зимой.

— Ну и зря. Летом используются вещи из тонких влагоотводящих материалов, а в холодное время года — утепленные модели. Не обязательно даже покупать все это в мотомагазинах, хорошее белье можно найти в спортивных маркетах.

— С этим понятно. А если дождь пошел — мокнуть?

— Если дождь пошел — доставать дождевик. Страна у нас дождливая, мы даже шутим с курсантами, что в Беларуси для мотоциклистов всегда дождь. Так что дождевик точно понадобится. Есть дождевики-комбинизоны, есть раздельные модели: куртка и штаны. Комбинезон защищать будет получше, но с ним свои нюансы: его еще попробуй быстро надень, в особенности если дождь застал где-то в дороге. Пока остановились, пока распаковали, пока надели — уже все мокрое. С раздельным проще: можно быстро накинуть хотя бы куртку, и если дождь небольшой, часто этого бывает достаточно.

Мотообувь и мотоперчатки

— Вот и дошли до ног. Обувь тоже должна быть особенной?

— А как же! Некоторые мотоциклисты пренебрегают мотообувью, хотя есть статистика, которая указывает на то, что травма ноги — одна из самых распространенных у мотоциклистов наряду с травмой ключицы. Мы рекомендуем покупать специализированную мотообувь, которая убережет в случае чего. То есть в кроссовках не кататься. У серьезных производителей будут разные варианты не только по размеру, но и по ростовке, то есть всегда можно выбрать что-то для себя, — отмечают мастера.

У хороших мотоботинок обязательно будут усилены и носок, и пятка, а также голеностопная часть — то, что в первую очередь может пострадать, если дела пойдут плохо.

— Если мы рассчитываем ехать куда-то далеко, долго и достаточно быстро, мы используем экипировку с серьезной защитой. Мотоботинки повыше, а также протекторы в зоне колен и в виде специальных вкладышей в области бедер. У куртки защита на плечах и локтях, причем достаточно серьезная, — рассказывают собеседники.

— Кстати, перчатки нужны или это по желанию?

— Если желание — сохранить здоровье, то перчатки нужны. Причем стилизованные модели из тонкой кожи или даже текстиля выглядят красиво, но не работают при реальных неприятностях. Нужно, чтобы у перчаток на стороне ладоней были слайдеры, так как при падении эта область страдает очень сильно, буквально истираясь об асфальт как о наждачку. Также часто страдают костяшки, и эта сторона перчаток тоже должна быть серьезно усилена, — показывают мастера.

назначение - езда на мотоцикле, перчатки, XL, для взрослых, черный
Нет в наличии
назначение - езда на мотоцикле, перчатки, L, для взрослых, черный
Нет в наличии
назначение - езда на мотоцикле, перчатки, M, для взрослых, черный
Нет в наличии

Как ухаживать за экипировкой?

Хранение экипировки имеет большое значение. Ее нужно просушивать, чистить и развешивать.

— Я бы даже не рекомендовала сдавать вещи в химчистку, так как очень важно соблюдать те нормы, которые предусмотрены производителем экипировки, — отмечает Алена. — Материалы, которые используются для пошива вещей, как правило, пропитываются определенными составами для повышения износостойкости, для влагонепроницаемости. Лучше всего самостоятельно чистить экипировку, желательно даже не стирать в стиральной машине. Почистили щеточкой, а когда все просохло, обработали специальными составами. Если это кожа — то средствами для смягчения и против усыхания (кожа за сезон может усохнуть на целый размер). Консервируете экипировку на зиму — обязательно все хорошенько вычищайте и обрабатывайте, благо специальных средств достаточно и в мотомагазинах, и в специализированных магазинах, где продают любую другую кожаную одежду и обувь.

Можно ли покупать бэушные вещи?

— Рассматривать ли для покупки подержанные вещи?

— Мотоэкипировка (кроме шлема) достаточно долговечна, поэтому вполне можно рассматривать и вторичный рынок: лучше хоть какая-то защита, чем вообще никакой. Но обращайте внимание на дату выпуска экипировки. Если мы видим, что вещь красивая и выглядит как новая, но ей лет 15 — нужно задуматься. Усталость материала все равно присутствует: и текстиль, и кожа со временем утрачивают свои свойства, нитки теряют прочность. Протекторы изготавливаются из различных материалов. Режим хранения мы не знаем: возможно, это было переморожено, возможно, было перегрето — свойства материалов ухудшаются, как и их способность эффективно выполнять свою функцию, — предупреждают мастера.

Подделки — это проблема

Качественная защита, качественная одежда стоит дорого. В Европе в производстве всего необходимого особенно преуспели итальянцы. В Америке свой рынок, там известны такие бренды, как, к примеру, Icon и Harley Davidson. У последнего слава производителя очень качественных, очень износостойких вещей, но и очень дорогих тоже.

— Мотоэкипировку вообще подделывают?

— Да, проблема есть и вполне серьезная. Магазины, которые работают в Беларуси, обязаны сертифицировать весь привозимый товар, поэтому, скорее всего, там вы подделку не купите. Но где-то из Китая легко можно заказать реплику: оригинал будет стоить дороже тысячи в эквиваленте, а там отдают за 100. И неискушенному человеку отличить качественный товар от подделки будет очень сложно, — предупреждают в мотошколе.


— Ну как, ни про что не забыли, всю защиту упомянули?

— Лучшая защита — это опыт райдера. Учиться нужно, — веско заявил Дмитрий Евхименко.

Auto.Onlíner в Telegram: обстановка на дорогах и только самые важные новости

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by