Мы с тобой одно авто: учимся буксировать! А вы так «У»меете?

 
29 709
12 декабря 2015 в 8:00
Автор: Андрей Журов. Фото: Максим Тарналицкий

Многие автомобилисты у нас совершенно не умеют буксировать другие машины. Делают это с грубыми нарушениями: цепляют трос цвета мокрого асфальта, движутся быстрее 50 км/ч, опасно маневрируют. Как результат — нелепые происшествия, которые проще было бы предупредить, чем совершить. В сегодняшнем выпуске нашей специальной рубрики Юрий Краснов учит, как правильно буксировать автомобиль на гибкой сцепке.

Первым делом преподаватель достает трос, специально приобретенный по такому случаю в магазине, — 4 метра, выдерживает 2,5 тонны. Как раз, чтобы дотянуть легковой автомобиль.

— Смотри, какой яркий — оранжевого цвета, — обращает внимание инструктор. — Шутки шутками, но это очень важно. Не раз наблюдал, как безобразно буксируют автомобили: используют какие-то грязные веревки. Их не видно даже днем. У меня был случай, когда я сам в темноте не заметил так называемый «трос» и въехал между буксирующим и буксируемым.

Ранее мы описывали другие, почти курьезные происшествия, когда о веревку, натянутую между двумя машинами, спотыкался пешеход, пересекавший дорогу по нерегулируемому переходу. Собственно, вопросов к заметности троса немало, и преподаватель просит обращать особое внимание при комплектовании своего походного снаряжения.

Моделируем ситуацию, которая может возникнуть на дороге с любым: девушка ехала на своем Volkswagen Polo Sedan, случилась поломка, устранить неисправность возможно только в сервисе. Кто возьмется дотянуть?

Притормаживает водитель со странным головным убором. Зато настроен доброжелательно и готов помочь: «Что случилось?»

Все автомобилисты должны еще с автошколы помнить: правила буксировки оговариваются особо, есть ряд ограничений и условий. Но какие? Многие забывают. Напомним. Во-первых, еще до закрепления троса нужно включить «аварийку», убедиться, что находиться между автомобилями будет безопасно. Было несколько случаев, когда на оживленной дороге кто-нибудь врезался в заднюю машину — та по инерции продвигалась вперед и сбивала водителей.

Во-вторых, при буксировке на гибкой сцепке в буксируемом автомобиле должен находиться водитель. Смеетесь? А две дамы как-то решили, что это необязательно, и уселись в первую машину. Предсказуемо произошло столкновение…

В-третьих, запрещено буксировать транспортные средства на гибкой сцепке, если работа их рабочих тормозных и (или) рулевых систем связана с работой двигателя, который остановлен. Читай: если современное авто не заводится, то буксировать его на тросе нельзя.

По легенде у нас сломалась коробка переключения передач, двигатель работает, так что мы можем буксировать.

— Не забудь включить «аварийку», а у меня будет включен ближний свет фар, — предупреждает Юрий Краснов. — Переводи рычаг в положение N (нейтраль), держим скорость не более 40 км/ч (по ПДД разрешено буксировать при скорости не более 50 км/ч).

Связь курсантка и инструктор держат через радиостанцию. Это очень удобно, хотя у обычных водителей такая возможность вряд ли будет. Им придется понимать друг друга с одного взгляда.

— Торможение осуществляет задний водитель, — объясняет преподаватель. — При этом не мешай тянуть свою машину, лишний раз на педаль тормоза не нажимай. Оба к тому же не должны допускать, чтобы трос волочился по проезжей части и тем более попал под колесо.

Итак, трос натягивается, и обе машины приходят в движение. В это время передний водитель не должен спешить, а аккуратно, постепенно набирать скорость: при резком движении может либо веревка порваться, либо вырвать крепление (хотя для этого нужно еще постараться).

— Сейчас будем разворачиваться, — предупреждает инструктор. — Этот маневр надо выполнять одновременно быстро и медленно, как это ни парадоксально. Быстро, чтобы не помешать встречным автомобилям. И медленно, чтобы ничего не повредить.

Курсантка была немного растеряна: «Я вообще не понимаю, что происходит. Мне не нравится, если я не могу сама контролировать ситуацию».

Наиболее опасные маневры при буксировке — это поворот налево и разворот. Тут совершенно неуместен риск. Хотя кто-то считает, что успеет проскочить, забывая о задней машине. В результате происходят опасные столкновения. В идеале следует вообще выбрать маршрут, исключающий поворот налево и разворот.

Однако не в этот раз! Преподаватель, наоборот, просит дубль: совершить еще один разворот. Участники каравана действуют увереннее, и все проходит очень гладко.

Теперь курсантка и инструктор меняются ролями, в том смысле, что Екатерина будет тянуть Renault преподавателя. «Почувствуй напряжение!» — призывает Юрий Краснов.

Трос натягивается как струна, и минивэн получается сдвинуть. Похоже, девушка удивлена, что ей в принципе это удалось сделать.

По команде преподавателя она совершает разворот. Но вновь разочарована: «Не понимаю, что делаю». В то же время инструктор замечает: «Слишком малый радиус взяла. Этого недостаточно».

В следующий раз получается лучше, хотя курсантка продолжает нервничать.

Несмотря на то, что преподаватель считает итог удовлетворительным, вероятно, если Катя и решится когда-нибудь буксировать другой автомобиль, то только в безвыходной ситуации. Иногда действительно проще вызвать профессионалов из службы эвакуации.


Читайте другие репортажи рубрики здесь.

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by

Автор: Андрей Журов. Фото: Максим Тарналицкий