Жар и пожар: почему каждый день горят машины?

 
5574
24 июня 2011 в 23:55
Автор: Андрей Журов. Фото: Максим Малиновский; архив auto.onliner.by
Автор: Андрей Журов. Фото: Максим Малиновский; архив auto.onliner.by

В Беларуси почти каждый день горят автомобили — хетчбэки и кроссоверы, старые и только сошедшие с конвейера, во время движения и на парковках. Причины? Сразу после ЧП чаще всего говорят о «коротком замыкании». Но что это значит — не выдержала перегрузку электросеть автомобиля, повреждена изоляция электропроводки или вообще произошел поджог? За ответами на эти вопросы мы отправились в Научно-практический центр Минского городского управления МЧС, в котором занимаются исследованием и экспертизой причин возгораний (в том числе автомобилей).

В Минске около 40% возгораний приходится именно на транспортные средства. Почему машины вспыхивают так часто? «В автомобиле постоянно присутствуют три необходимых условия для возгорания: горючая среда (топливо, масло, таковыми считаются даже антифриз и изоляция проводки), источник зажигания (искра, нагретая поверхность и т. д.) и кислород, — говорит помощник начальника Минского городского управления МЧС Виталий Дембовский. — Убрать хотя бы один фактор, и пожар не произойдет».

Но ведь происходят! По данным МЧС, автомобиль выгорает в среднем за 5—10 минут, комбайн в поле — за 3—5 минут (вот почему во время уборки там постоянно дежурят пожарные).

Сколько раз на Auto Onliner размещались фотографии с места происшествий. Типичная картина: обгоревший кузов машины, рядом валяются использованные огнетушители, как правило небольшого объема. Часто автомобили после повреждения огнем восстановлению не подлежат. Волнующий вопрос: кому предъявлять счет — сотруднику СТО, автопроизводителю? Или пенять нужно только на себя? Установить истину могут только эксперты — по каждому факту (если ущерб превысил 10 б. в.) в МЧС проводится проверка.

— Одни наши коллеги тушат пожары, другие занимаются сбором доказательной базы, а мы устанавливаем, что именно произошло, какова причина пожара и кто предполагаемый виновник, — рассказывает заместитель начальника Научно-практического центра Минского городского управления МЧС Павел Каштанов. — Зачем это нужно? К нам часто обращаются сотрудники страховых компаний, автотехнические специалисты, владельцы сгоревших машин, которым нужны профессиональные экспертные заключения. Cкажем, для оснований выплаты компенсации или аргументации своей позиции в суде. В то же время мы не делаем категоричных выводов. Квалифицировать чьи-то действия — компетенция следователей РУВД, сотрудников прокуратуры. Например, наши специалисты часто используют формулировку «занесенный источник открытого огня». А была ли это детская шалость, неосторожное обращение с огнем при курении или умышленный поджог — решать сотрудникам следственных органов.

Павел Каштанов

Возможно, кто-то обращал внимание: когда машина уже потушена, автоцистерны и автомобили быстрого реагирования уехали, на месте возгорания появляется инспектор Государственного пожарного надзора МЧС. В руках у него чемоданчик с нехитрым набором: фотоаппарат, перчатки, кисточка, несколько колб для забора образцов, респиратор, карандаши, ручка, блокнот. Он осматривает поврежденное имущество, делает фотоснимки, собирает улики, так сказать доказательную базу. Потом уже исследованием этих материалов займутся сотрудники Научно-практического центра МЧС.

Их работа — по сути и есть полноценное расследование. Они изучают улики в специальной лаборатории, анализируют обстоятельства, при необходимости повторно осматривают поврежденный автомобиль. Кстати, обычно из горевшей машины изымают части проводки — если обнаружены следы ее аварийной работы. Ни двигатель, ни элементы кузова, конечно, никто не забирает.

— Вот видите — здесь произошло шарообразное оплавление медного электрического проводника, что весьма характерно для короткого замыкания, — показывает элемент проводки Павел Анатольевич. — Возможно, отсюда и начался пожар.

Для удобства исследования проводку помещают в эпоксидную смолу и после ее отвердения шлифуют, чтобы был виден срез.

Затем анализируют повреждения с помощью металлографического микроскопа. При необходимости делают увеличенные фотоснимки.

Но иногда даже проводки не остается (только расплавленная медь). Что тогда делать?

— В любом случае принимаются во внимание все обстоятельства: в частности, показания очевидцев, самого владельца автомобиля, — замечает Павел Каштанов. — Имеет значение, когда произошло возгорание. Например, если машина до этого долго стояла на парковке (не менее 5—6 часов), значит неисправность топливной системы, скорее всего, надо исключить. Кроме того, исследуется не только сам автомобиль, но и место происшествия. Когда есть подозрение, что совершен поджог, берем пробы грунта, проводим замеры с помощью газоанализатора. Иногда находим бутылки с горючей жидкостью в нескольких сотнях метров от места происшествия! Словом, по крупицам восстанавливаем хронологию ЧП и его причины.

Газоанализатор

Но каковы же основные причины возгорания автомобилей? Давайте рассмотрим подробнее.

Самое уязвимое место в машине, по словам сотрудников центра, — электропроводка. Она может «коротнуть» в любой момент (ведь часть проводки всегда находится под постоянным напряжением). Эксперты подчеркивают: всегда есть предпосылки для аварийной работы электросети, которые часто скрыты от глаз. В основном называют три основные причины таких возгораний.

Повреждение электропроводки

— Самый типичный пример — это скрытые последствия ДТП, — говорит Павел Каштанов. — Произошла авария, в результате которой оказался зажат провод. После ремонта машина ездила полгода-год, а потом вспыхнула. Что случилось? Все это время провод постоянно нагревался, в конце концов произошла деформация изоляции, «вырвавшаяся» наружу искра подожгла изоляцию проводника, скопившуюся в полостях автомобиля пыль или любое горючее вещество (масло, бензин и т. д.). Вот так случилось возгорание. Это лишь один из возможных сценариев. Проводку может повредить и камешек, попавший под капот, и неквалифицированный сотрудник СТО. Такие случаи тоже были.

К тому же нужно всегда помнить об износе: с годами под воздействием агрессивной среды и большого перепада температур изоляция может прохудиться, потрескаться. Именно поэтому машины старше десяти лет — в группе риска.

Как предупредить? Это довольно сложно, особенно если речь идет о старом автомобиле. Заменить всю проводку, как и продиагностировать, после аварии невозможно, но в зоне удара проверить целостность проводов реально, считают эксперты. Важно также при покупке подержанной машины уделить большое внимание ее диагностике. Ну и очевидный совет — обращаться только на проверенные СТО, где работают квалифицированные мастера.

Перегрузка бортовой электросети

Еще одна причина возгорания — подключение к электросети автомобиля дополнительной нагрузки, на которую она не рассчитана. Это влечет за собой опасное повышение силы тока. «Некоторые умельцы "запитывают" к сети освещения машины мощные сабвуферы. В результате сила тока на определенном участке проводника возрастает и он начинает нагреваться. Но проводка на это не рассчитана. Это и есть перегрузка: в "слабом" месте проводки возникает повышенный нагрев проводника с последующим коротким замыканием, которое приводит к возгоранию автомобиля», — рассказали об одной из типичных ошибок сотрудники Научно-практического центра.

Как предупредить? «При установке дополнительного электрооборудования использовать для этого отдельные провода с нужным сечением, при этом не забывая про предохранители», — советуют специалисты.

Большое переходное сопротивление контактов электропроводки

Сложнее всего предугадать возгорание из-за большого переходного сопротивления проводки. «Обычно это проявляется в контактном соединении — штекере, разъеме и т. д., — говорят сотрудники МЧС. — Во время эксплуатации автомобиля эти места могут окисляться: например, зимой, когда песок и соль попадают на узлы и агрегаты машины. Сопротивление увеличивается, и предохранители не срабатывают. Затем происходит нагревание и искрение проводки. Как уже говорилось выше, отложения пыли могут вспыхнуть как порох и огонь охватит автомобиль в считанные секунды».

В 2008 году в Минске сгорели четыре довольно новые машины одной и той же модели европейского производителя. «В процессе разбирательства выяснилось, что у этих автомобилей был конструктивный недостаток разъемного соединения блока ABS, который постоянно находился под напряжением и привел к возникновению большого переходного сопротивления и последующему возгоранию, — привел пример Павел Каштанов. — Как оказалось, в скандинавских странах произошел массовый отзыв именно этих автомобилей. Насколько я знаю, в нашем случае этого не произошло».

Как предупредить? «Продиагностировать всю электропроводку практически невозможно. Вероятность предотвратить такие возгорания минимальная», — считает Павел Анатольевич. Впрочем, кто-то советует очищать контактные соединения хотя бы после зимы, но добраться до некоторых просто невозможно.

Далее рассмотрим другие распространенные причины возгорания машин.

Разгерметизация топливной системы

— К этому приводят срыв хомута, ослабление соединений, поломка двигателя, повреждения топливопроводов, — перечисляют специалисты МЧС. — В нишах и полостях автомобиля образовываются легковоспламеняющиеся газы в высокой концентрации. Достаточно просто включить поворотник, свет фар или нажать на педаль тормоза, чтобы возник пожар. Был случай возле Кургана Славы, когда после заклинивания двигателя частично сгорел BMW M6. Во время движения на большой скорости поршнем пробило картер, масло попало на горячую поверхность и произошло возгорание.

Как предупредить? «Разгерметизация топливной системы происходит не одномоментно, и это можно заметить, — обращает внимание Павел Каштанов. — Периодически заглядывать под капот ведь не сложно — смотреть, нет ли подтеканий, целы ли патрубки. Это вопросы обслуживания и эксплуатации машины. Уровень масла ведь автомобилисты постоянно проверяют».

Некорректная установка и неправильная эксплуатация газового оборудования

Специалисты центра привели такой пример: в Минске сгорели два автомобиля — Subaru Forester и Lexus RX 300. Когда стали разбираться, выяснилось, что их владельцы, эксплуатировавшие газовое оборудование, которое было установлено в одной и той же компании, приехали на заправку, заправились, отъехали 200 метров и тут ЧП!

— Оказалось, установщики не предусмотрели вентиляционное отверстие в днище машин, — объяснили эксперты Научно-практического центра МЧС. — Газ скопился в полостях и нишах автомобиля. Опять-таки обычное включение поворотника привело к тому, что в электросети машины появилась искра. Автомобили сгорели. Оба водителя получили сильнейшие ожоги.

По словам специалистов, при правильной установке и эксплуатации газовое оборудование полностью безопасно. Однако есть правила, которые требуют периодически проходить обслуживание на сертифицированном сервисе. Многие забывают об этом. Что может произойти? Самое опасное — нарушится целостность системы.

Как предупредить? «Ну тут все просто — обращаться в надежные компании и проверять герметичность системы после каждых 10 тысяч километров пробега. При этом самостоятельный ремонт категорически запрещен: обычный автолюбитель не знает, как правильно отсоединить патрубок, стравить газ, — советует Павел Каштанов. — Кроме того, владельцам таких автомобилей нужно помнить об обслуживании всей топливной системы (в том числе бензиновой "части"), а не только газового оборудования».

Поджоги

Около 40% возгораний машин — это поджоги, причем в каждом третьем случае горят брошенные автомобили. Обычно туда забираются бомжи, которые ненароком и устраивают пожар. Иногда причиной таких ЧП становится шалость детей. Несколько месяцев назад мы сообщали о возгорании Dodge в Минске, который подожгли из желания... угодить будущему начальнику.

— Есть еще одна проблема. В последнее время участились случаи мошенничеств. Горят дорогие автомобили, которые застрахованы по системе «Автокаско», — замечает Павел Анатольевич. — Мотив очевиден, но порой доказать, кто совершил поджог, практически невозможно. Хотя почти всегда есть косвенные признаки.

Как предупредить? Еще один очевидный совет: оставлять машины на охраняемой стоянке или хотя бы в зоне видимости камер видеонаблюдения (это должно отпугнуть поджигателей).

Трение колеса

Это специфическая проблема, характерная скорее для большегрузов. Хотя иногда по этой причине загораются и легковые автомобили. «Подвеска проседает, и колесо начинает тереться об арку или защиту, — рассказывают сотрудники МЧС. — Материалы, расположенные рядом (например, резина колеса или полимерные материалы арки), подвергаются высокому температурному воздействию и воспламеняются».

Как предупредить? Водителям фур рекомендуют проверять работу пневмоподвески, а владельцам легковых автомобилей — устанавливать колеса того радиуса, который указан в техпаспорте. «Дело в том, что некоторые автолюбители ставят колеса большего радиуса, и это приводит к трению и последующему возгоранию», — замечает Павел Каштанов.

Другие причины

Случаются совершенно нелепые возгорания. Например, как-то вспыхнула Audi на ул. Жуковского. Как оказалось, кто-то запустил петарду и она попала аккурат между лобовым стеклом и капотом. Машина получила серьезные повреждения. Загорались также автомобили от окурков сигарет. «Кстати, салон поджечь не так-то просто, — замечает Павел Анатольевич, — там используются специальные материалы. От окурков обычно вспыхивает бумага, одежда, другие вещи, находившиеся в салоне». А вот возгораний машин после удара молнии пока не фиксировалось.

* * *

Предусмотреть все возможные ситуации, которые приводят к возгоранию автомобиля, кажется невозможно. Но что делать, если машина уже горит? Сотрудники МЧС рекомендуют, во-первых, сразу заглушить мотор, во-вторых, позвонить на спецлинию 101, а в-третьих, попробовать потушить огонь самостоятельно, соблюдая при этом некоторые правила безопасности. «Важно ограничить доступ кислорода, не пожалейте куртку — набросьте на очаг возгорания, — советует помощник начальника Минского городского управления МЧС Виталий Дембовский. — Если горит моторный отсек — немного приоткройте (только не полностью!) капот и направьте туда раструб огнетушителя».

Кстати, сами сотрудники МЧС возят в своих личных автомобилях огнетушители объемом 5—10 литров. Они рекомендуют выбирать углекислотные, поскольку порошковые могут серьезно повредить работающий двигатель. Кроме того, нельзя забывать о необходимости их периодически заправлять.