Представьте себе провинциального парнишку-трудягу, который во время перекуров на уборке урожая пишет сообщения в Twitter со своего iPad. Представили? Вот примерно так можно образно описать Volkswagen Passat CC. Во французской Ницце недавно прошел первый европейский тест-драйв обновленной модели. Что же изменилось в этом чисто маркетинговом автомобиле?
Не хуже других
Люди в современном обществе перестали жить в своих замкнутых социальных параллелях. Все пытаются быть ровно на одну ступеньку выше, чем есть на самом деле. А зачем все это? Зачем учащемуся ПТУ галстук за $120? Почему 17-летние студенты тратят последние «мамкины деньги» на дорогущие плееры? С какой целью начинающие работать молодые люди оставляют за вечер в клубе 90% своей месячной заработной платы? А потому, что никому не хочется быть хуже других.
«Уравниловка» Советского Союза, когда все были приблизительно равны, прошла. Сегодня приедет девочка из небольшой деревни учиться в столицу и окунется в мир «несправедливости»: одна однокурсница ездит на Audi TT, вторая одевается только в Европе, третьей папа подарил крутой планшет. И, конечно же, наша провинциальная героиня будет из кожи вон лезть, лишь бы не отставать от сверстниц «высшего ранга».
Отсюда и получаются весьма нелепые казусы. Отработал пару часов в поле. Завалился на траву, одной рукой держа сигарету, второй — купленный за всю летнюю зарплату iPad. И вдруг он уже не деревенский парень, а, как принято говорить в интернете, — Юзер. «Всю картошку сегодня соберем. Завтра еду в #Gomel за джинсами», — набирает пыльными пальцами на приятной поверхности планшета и жмет кнопку «Отправить» в своем микроблоге. И вот он уже в какой-то степени чувствует свою полноценность в этом мире.
«И это Passat?!»
Абсолютно любое поколение Volkswagen Passat ассоциировалось у всех автолюбителей с простотой, неприхотливостью, практичностью и даже скромностью. Именно поэтому модель стала просто бестселлером на нашем рынке. Я помню, еще в детстве отец мне говорил: «Вот купить бы новый Passat [тогда еще B3] в универсале — никакой другой машины в жизни не надо!»
«И это Passat?!» — в недоумении спросил меня отец, когда я ему показывал на ноутбуке фотографии из командировки в Ниццу. Объяснять ему, что это «4-дверное купе» и имиджевый автомобиль, не стал. Кстати, после рестайлинга немцы решили на всех рынках продавать машину под названием Volkswagen CC (без «Passat»). Возможно, это попытка отделить новинку от «исходника», дабы привлечь новых покупателей, которых раньше пугала табличка с названием народной модели на кромке багажника.
В то же время Volkswagen особо не жалуется на продажи Passat CC: начиная с 2008 года немцы уже продали 320 тыс. экземпляров машины по всему миру, хотя изначально планировалось реализовать 300 тыс. СС за весь производственный цикл. Что же привлекает покупателей в этой, казалось бы, абсолютно нелогичной модели? Наверняка все то же — стремление быть не хуже других. При схожих характеристиках с обычным Volkswagen Passat модель СС дает своим покупателям как раз «тот iPad», который нужен был парню-трудяге, чтобы чувствовать себя полноценно.
Вряд ли кто-нибудь поспорит, что Volkswagen Passat CC на пару со Scirocco являются наиболее яркими с точки зрения дизайна машинами во всем модельном ряду компании. Правда, убрав надпись «Passat» c крышки багажника, немцы все же подогнали СС под общий стиль со своим соплатформенником. Передняя часть автомобиля теперь не выделяется на фоне Passat/Phaeton. По умолчанию СС имеет посадочную формулу 2+2. Трехместный задний диван доступен в качестве опции.
«Скромный» турбодизель и полноприводной V6
На парковке аэропорта Ниццы стояли несколько десятков Volkswagen CC. Для европейского рынка доступны машины с 4-цилиндровыми бензиновыми турбомоторами 1,8 TSI и 2,0 TSI, атмосферной «шестеркой» объемом 3,6 литра и 2-литровым турбодизелем в двух вариантах мощности. Мы выбрали две противоположные версии: самую мощную (3,6 FSI, 300 л. с.) c полным приводом и наиболее «скромную» (2,0 TDI, 140 л. с.). На оба автомобиля была установлена DSG с двумя сцеплениями.
После рестайлинга у машины расширилась базовая комплектация. Отныне в каждом СС есть система слежения за усталостью водителя, биксеноновые фары и 3-местный задний диван. Тестовые автомобили, как обычно, были укомплектованы «под завязку». Тут и система считывания дорожных знаков, и активный круиз-контроль, который сам остановит машину в критической ситуации, и опция Side Assist Plus, следящая за «слепыми зонами» и дорожной разметкой, и мн. др.
Практически все эти опции доступны и для «обычного» Passat, поэтому коммерческий успех СС пока остается для меня загадкой. Неужели люди готовы переплачивать несколько тысяч евро лишь за отсутствие оконных рамок? Ведь салон в СС — почти копия Passat. Поведение на дороге тоже отличить сложно. Видимо, более эффектная внешность и маркетинговое заклинание «4-дверное купе» заставляют людей делать выбор в пользу этого «провинциального парнишки в модном костюме и c дорогим девайсом».
Покупатели Volkswagen CC могут приобщиться к элитному клубу владельцев 4-дверных купе, не изменяя привычке ездить на народном автомобиле, который в кузове универсал уже стал эталоном легковой машины в провинции. Правда, одна очевидная причина, по которой следует выбрать СС вместо Passat, все же есть: для 4-дверного купе доступен 3,6-литровый V6, a на обычный Passat для нашего рынка устанавливаются исключительно 4-цилиндровые моторы.
Просто дизельный Volkswagen
А вот зачем элитному «купе» 140-сильный дизель — загадка. Именно поэтому в первую очередь уселся на 2-литровую машину. Самый слабый в линейке двигатель даже удивил своей тяговитостью на горных серпантинах окрестностей Ниццы. Чувствуются деревенские корни нашего «парнишки». 320 Н·м крутящего момента доступны в диапазоне от 1750 до 2500 об/мин. На автомобиль была установлена DSG, но, думаю, на «механике» он без труда поднимался бы в гору даже на 3-й передаче.
При езде по городу, когда в машине находится два взрослых человека, мощности в 140 л. с. хватает вполне. Правда, изнутри отличить автомобиль от «обычного» Passat трудно. Едет примерно так же. Салон тоже не отличается. Да, СС на 53 мм ниже стандартной модели и на 35 мм шире, но ощутить это можно разве что отъездив на одной из машин несколько лет.
А еще в «мой» автомобиль всунули систему Stop/Start! Ребята, я приехал в Ниццу, чтобы насладиться поездкой на имиджевом купе, а не на экономичном седане, выпускающем в атмосферу меньше углекислого газа, чем собака. Отключаю Stop/Start, включаю спортивный режим коробки. Жму до упора педаль газа… Чуда не произошло. «Скромный» 2-литровый турбодизель не способен прижать спину водителя к сиденью.
Хотя в целом автомобиль вполне подходит для ежедневных поездок по городу на работу/за детьми в школу/завести жену к теще. В салоне вполне комфортно, подвеска не беспокоит водителя и пассажиров мелкими неровностями, а «лежачие полицейские» не заставляют машину сильно раскачиваться. Впрочем, похожее ощущение у меня оставил и универсал Passat, на котором я прокатился по этим же районам днем ранее.
Итак, автомобиль оказался вполне неплохим, но смысла в покупке дизельного СС я по-прежнему не вижу. Это все равно что парню из деревни, где ближайшая точка Wi-Fi расположена в 30 км, подарить iPad без 3G. Вроде и красиво, но как-то бесполезно. За те же деньги можно приобрести стандартную версию Passat c более мощным мотором или расширенным списком опций.
Изюминка СС
Чтобы все-таки найти ту изюминку СС, которая объясняла бы переплату относительно Passat, я пересел в полноприводную версию с 3,6-литровым V6, который недоступен для «нашей» версии Passat. Настраиваю под себя сиденье и рулевую колонку (с этим у СС, как и у Passat, проблем нет), жму на клавишу Start. Ожил! Ожил этот 300-сильный стержень, отличающий СС от «мечты белоруса»! Бархатный звук «шестерки» и легкая вибрация донеслись до салона.
Аккуратно выезжаю из прилегающей территории на дорогу, жму на газ. Вот это другое дело! Даже в гору 300 бодрых «лошадок» толкают автомобиль так, что кажется, будто взлетаешь на самолете. Правда, рулевое управление СС показалось слегка искусственным. Иногда ловлю себя на мысли, что не я управляю машиной, а она мной. Не хватает рулю СС того азарта, который днем ранее мне дал Golf GTD. В общем, о спортивности даже в самом мощном Passat говорить не стоит. Большой мощный седан — не более.
Подвеска имеет три режима: спорт, комфорт и стандарт (переключаются клавишей на центральном тоннеле). Все три заметно отличаются друг от друга. Комфортный подойдет для дальних поездок по автобанам. Машина заметно раскачивается по вертикали, но сглаживает все неровности. После переключения режима сразу на спортивный ощущается увеличение жесткости: подвеска настойчиво передает седокам информацию о состоянии дорожного покрытия, зато входить в повороты при уменьшенной амплитуде поперечных колебаний гораздо удобней. Хотя большинству водителей можно просто включить стандартный режим и забыть об этой клавише.
Автобан
После нескольких часов езды по живописным серпантинам отправились в Грас. Выбрали скоростной автобан А8, чтобы вдоволь насладиться 300-сильным СС. Выехав на магистраль, решил опробовать вспомогательные системы (Side Assist Plus + Lane Assist и активный круиз). Система слежения за полосой первоначально может даже испугать неподготовленного водителя. Перестраиваешься из одного ряда в другой, и в конце маневра руль сам становится в необходимое положение, автомобиль продолжает следовать по полосе.
Не знаю, как Lane Assist поведет себя на минской кольцевой, но на автобане с идеально размещенными полосами система порадовала. Подрулевым рычажком включил активный круиз-контроль, который держит дистанцию до едущей впереди машины и сбрасывает/набирает скорость при необходимости. Для эксперимента попробовал отпустить руль и одновременно убрать с педалей ноги. Вот он — «зародыш» будущего автопилота! Автомобиль держится своей полосы самостоятельно. Если машина перед вами едет медленнее СС, автомобиль притормаживает. «Вручную» включаю левый поворотник (в Европе не принято моргать дальним), и машина передо мной уходит вправо, освобождая СС полосу. «Мой» автомобиль самостоятельно набирает изначально установленную скорость. Теоретически можно было достать книгу и сидеть читать за рулем, но решил особо не рисковать и взял управление машиной на себя.
По официальным данным, автомобиль разгоняется до 100 км/ч за 5,6 секунды. Скорость 80 км/ч 300-сильный СС набирает за 3,7 секунды с момента старта. Вполне неплохо для 1700-килограммовой 5-местной машины. Несколько раз утопив педаль газа после пункта оплаты на автобане, чуть не пожалел, что плотно позавтракал в гостинице.
На одном из участков трассы красиво обошел Ferrari 360 Modena. Каково было удивление водителя спорткара, когда он увидел значок VW на крышке багажника! Спустя час езды на полноприводном СС я даже забыл, что нахожусь, по сути, в модификации Volkswagen Passat. Вот это, пожалуй, единственная версия модели, покупка которой, по моему мнению, имеет смысл.
Расход, багажник
Учитывая, что мы находимся в близком «родственнике» Passat, нельзя пропустить такой момент, как практичность машины. Изменения дизайна не повлекли за собой заметного уменьшения багажника: у СС его объем составляет 532 литра, что всего на 33 литра меньше, чем у стандартного седана Passat. Как уже сообщалось выше, после рестайлинга СС будет выпускаться только в 5-местном исполнении. Правда, из-за широкого тоннеля на заднем диване лучше остаться вдвоем, а посередине организовать удобный подлокотник.
Паспортные данные гласят, что средний расход топлива у 140-сильного дизеля — 5,3 литра на сотню. У нас он составлял около 7 литров, но объективно оценить расход в горной местности очень трудно. По данным производителя, полноприводной СС, оснащенный V6, потребляет в среднем 9,3 литра. Как показала практика, «втиснуться» в 10 л/100 км все же трудно, особенно если не переводить КПП из спортивного режима.
Что касается других моторов, то опробовать их в движении не удалось. По данным VAG, 2-литровый 210-сильный бензиновый двигатель потребляет в среднем 7,8 литра на сотню. Еще один бензиновый агрегат (1,8 л, 160 л. с.) «пьет» по 7,2 литра на сотню. 170-сильная версия 2-литрового дизеля расходует в среднем 5,5 литра на 100 км пробега.
Зачем?
Покатавшись целый день на Volkswagen CC, я так и не понял смысла в создании этой модели. Да, автомобиль неплохо смотрится по сравнению с другими моделями Volkswagen. Да, 3,6-литровый мотор может перевесить чашу весов от Passat к СС. Да, опции и стандартное оснащение на высоком уровне (хотя практически все опции доступны и для Passat). Хочется эффектной машины с хорошим имиджем — есть Audi A4. Хочется поспортивнее — А5. Хочется 4-дверное купе — берите А5 Sportback. А Volkswagen — это заслуженный любимчик простого народа, и зачем ему тягаться в маркетинговом сегменте «4-дверные купе»?..
Хотя потребитель голосует кошельком, и надежды маркетологов оправдались. Даже если в мире завтра остановятся продажи СС, план в 300 тыс. уже выполнен. Что ж, Volkswagen, видимо, как и BMW: что ни выпусти — всё купят.
Так или иначе, VAG следует отдать должное: они сумели одеть провинциального парнишку в модный костюм, причесали его и продвинули в другую социальную параллель. Конечно, А5 из Passat не получилось, но и тыкать в него пальцем возле дорогого модного клуба точно не будут.
КУЗОВ | |
Тип кузова | Седан (купе) |
Количество дверей | 4 |
Количество мест | 5 |
Длина | 4802 мм |
Ширина | 1855 мм |
Высота | 1417 мм |
Колесная база | 2711 мм |
Объем багажника | 532 л |
ДВИГАТЕЛЬ | |
Расположение двигателя | Спереди, поперечно |
Объем двигателя | 3598 см3 |
Мощность | 300 л. с. |
При оборотах | 6600 |
Крутящий момент | 350 Н·м / 2400 об/мин |
Система питания | Распределенный впрыск |
Расположение цилиндров | V-образное |
Количество цилиндров | 6 |
Количество клапанов на цилиндр | 4 |
Топливо | Бензин |
ТРАНСМИССИЯ | |
Привод | Полный |
Кол-во передач (DSG) | 6 |
ТОРМОЗНАЯ СИСТЕМА | |
Передние тормоза | Дисковые вентилируемые |
Задние тормоза | Дисковые |
РУЛЕВОЕ УПРАВЛЕНИЕ | |
Усилитель руля | Электроусилитель |
ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ | |
Максимальная скорость | 250 км/ч |
Время разгона (0—100 км/ч) | 5,6 c |
Расход топлива в городе | 15,1 л / 100 км |
Расход топлива на шоссе | 7,3 л / 100 км |
Расход топлива в смешанном цикле | 9,3 л / 100 км |
Объем топливного бака | 70 л |
Снаряженная масса автомобиля | 1707 кг |
Выражаем благодарность официальному импортеру Volkswagen в Беларуси за организацию поездки на тест-драйв.