Затор перед первым звонком: родительский произвол или вынужденная необходимость?

 
1289
13 апреля 2012 в 20:12
Автор: Андрей Гомыляев. Фото: Аркадий Соболев
Автор: Андрей Гомыляев. Фото: Аркадий Соболев

Еще с советских времен при планировании нового микрорайона проектировщики стараются разместить школу во дворах, подальше от улиц. Руководствуются при этом в первую очередь соображениями безопасности детей. Правда, эти рациональные пожелания не всегда удается воплотить в жизнь. В одном Минске можно насчитать несколько десятков школ, чьи парадные двери выходят в сторону проезжей части. С развитием автомобилизации выяснилось, что безопасность маленьких пешеходов — не единственная проблема учебных заведений, соседствующих с дорогой. Оказалось, в таких местах по утрам, перед первым звонком, невозможно проехать из-за родителей-автомобилистов, подвозящих своих детей. Взрослые стремятся высадить школьников как можно ближе к СОШ, при этом готовы перекрывать движение, парковаться во втором ряду и нарушать еще не один пункт ПДД.

Столичной улице Мельникайте далеко до статуса артерии города — по две полосы в обе стороны. Однако она соединяет две магистрали — пр. Победителей и ул. Кальварийскую, соединяющуюся с ул. Романовская Слобода. Автомобилисты, желающие попасть с проспекта в центр, знают — с 7:45 до 8:30 на ул. Мельникайте лучше не заезжать, все равно простоишь в пробке. Затор образуется как раз из-за того, что в середине улицы располагается гимназия №29 (бывшая средняя школа №51). Образуется он всегда одинаково: родители привозят детей в школу и стремятся высадить их как можно ближе к центральному входу. При этом напротив находится организованная парковка, в 50 метрах — еще одна. Большинство родителей не спешат становиться по правилам, а решают проблему на месте — прямо в зоне действия знака «Остановка запрещена».

Мы решили устроить небольшой эксперимент — побывали у входа в гимназию №29 перед началом занятий три раза. В первый, как говорится, для разведки, во второй — во время дежурства на данном участке Госавтоинспекции, в третий — чтобы проверить, возымели ли административные действия ГАИ какой-либо эффект.

Дебютный визит состоялся в конце зимы. Большинство родителей-автовладельцев останавливались на небольшом отрезке длиной не более 100 метров. Первая полоса была занята припаркованными машинами тех родителей, которые сами отводят ребенка в класс (в некоторых школах действует правило — мамы и папы должны лично отводить и забирать первоклашек). Те же, кто просто высаживал детей, останавливались во второй полосе. Школьники привычно обегали стоящие и движущиеся автомобили. Многие водители тут же включали левый поворот и разворачивались, не взирая на двойную сплошную полосу разметки.

Взрослым с утра было не до разговоров об организации дорожного движения — все спешили на работу и ограничивались лишь коротким комментированием данной ситуации.

«Здесь знак без надобности, — высказал мнение водитель Peugeot 806 (мужчина провожал сына до дверей учебного заведения). — Убрали бы его — не было бы проблем». Однако знак установлен не по прихоти инженеров Госавтоинспекции. Он предупреждает ДТП с участием детей, которые могут выбежать на проезжую часть из-за припаркованных машин. Кроме того, при таком варианте двухполосная (в каждом направлении) улица вскоре осталась бы только с одним рядом.

Одна из мам-водителей заметила: «Родители неоднократно поднимали этот вопрос, отправляли письма в ГАИ и Мингорисполком. В итоге все закончилось негласной договоренностью — инспекторы закрывают глаза на утренний затор и его причину, как бы входят в наше положение».

Владелец Honda Civic выдвинул радикальное предложение: «Здесь есть газон между тротуаром и проезжей частью. Его можно было бы переделать под небольшой заезд, пробки бы рассосались. По всему городу так — сначала строят, потом сталкиваются с конфликтом и только после этого начинают думать, как его решить».

Типичность проблемы подчеркнул и директор гимназии №29 Виктор Пшиков. «Почему вы обратили внимание на нас? — удивился он. — Мало ли школ по городу, у которых дела с подъездами обстоят не лучше? Мы смогли договориться с Госавтоинспекцией — с 7:30 до 8:30 инспекторы не трогают водителей. Иногда приезжают другие люди (возможно, не из ГАИ района, а из вышестоящей Минской ГАИ. — Onliner.by), раздают штрафы. Мельникайте — довольно оживленная улица, дирекция школы не может повлиять на участников дорожного движения. Наша главная задача — чтобы ученики не попали под колеса. Могу сказать, что за время, пока я являюсь директором, ни одного ребенка не сбили в этой утренней суматохе. На пешеходном переходе (сразу после него начинается зона действия знака „Остановка запрещена“), не буду скрывать, случаи были. К слову, эту проблему постоянно поднимаем в администрации района».

Во второй раз на ул. Мельникайте мы прибыли не одни. Кто-то из горожан позвонил в Минскую ГАИ, оттуда направили машину «гражданской» окраски и трех инспекторов. «К тем, кто остановится в первом ряду только на несколько секунд, чтобы высадить детей, претензий иметь не будем», — предупредили они. Слово, надо сказать, сдержали. Рейд не выглядел как облава с поголовной раздачей штрафов. Сотрудники Госавтоинспекции подходили только к припаркованным не по правилами автомобилям.

Стандартный разговор с водителем, собиравшимся надолго остановиться в зоне действия знака, выглядел следующим образом:

— Перепаркуйтесь, пожалуйста, здесь запрещено, — говорили инспекторы.

— Я ненадолго, только ребенка проведу.

— Тут недалеко парковка. Можете стать там.

— Вообще-то далековато (на самом деле 50 метров. — Onliner.by). Это сколько идти надо!

— Если не уедете, вынуждены будем выписать вам протокол.

— Тогда ладно.

После этого одни родители (таковых было меньшинство) отъезжали в сторону организованной парковки. Но практически все действовали по альтернативной схеме — просто отдавали портфели детям и просили дойти самостоятельно.

Один из автолюбителей, мужчина лет 35 на вид, выполнив рекомендацию сотрудников ГАИ и проводив сына, после подошел к машине инспекторов с претензиями: «У нас применяют только карательные меры. Я плачу налоги, а вы ездите и облавы устраиваете. Которые, кстати, абсолютно бесполезны. Лучше бы подумали, как решить проблему с подъездами к школам. Уверен, найдутся люди, готовые скинуться по немалой сумме, чтобы здесь сделали заезд или небольшую парковку в 3—4 автомобиля длиной. Но заниматься этим некому. Сегодня увидели людей в форме — разлетелись, как мухи, по дворам. А завтра утром вас не будет — родительские машины опять перекроют улицу». Не дав возможности сказать что-нибудь в ответ, мужчина ушел.

«По большому счету, я с ним согласен, — признался инспектор. — Вопрос с городскими школами, граничащими с улицами, надо решать организацией проездов, а не штрафами». Как бы то ни было, за примерно час дежурства на ул. Мельникайте на четверых водителей были составлены протоколы.

На днях мы вновь приехали в утренний час пик к гимназии №29. Изменилось ли поведение столичных автовладельцев после рейда ГАИ? Об этом можно судить, взглянув на фотографии.

Но не стоит обвинять водителей в сложившейся ситуации — они в большей степени вынуждены так поступать. В скором времени, однако, подъезды к школам, как обещают специалисты, могут быть изменены. Белорусская ассоциация экспертов и сюрвейеров на транспорте (БАЭС) представила на рассмотрение Госавтоинспекции пилотный проект организации так называемых пикап-зон. Он был разработан для ул. Беды, в частности для ее участка, граничащего со школой №53. Водители, чьи дети учатся в ней, столкнулись с той же проблемой, что существует на ул. Мельникайте.

«Проект стал основой раздела программы „Добрая дорога“, посвященного безопасности детей, — комментирует председатель БАЭС Юрий Важник. — По большому счету, пикап-зона выглядит как своеобразный „карман“ с пешеходной дорожкой, ведущей к крыльцу учебного заведения. В нем нельзя останавливаться надолго — только высадить и забрать ребенка. Родители перестанут мешать другим участникам дорожного движения. В США такая практика уже успешно работает. Там площадь пикап-зон доходит до 100 машино-мест. Для белорусских условий эти размеры слишком велики — зона тут же превратится в парковку».

Зона высадки-посадки выглядит примерно таким образом (зелеными и серыми стрелками обозначены основные потоки движения, желтыми — пикап-зона, красными — барьеры, ее отделяющие):

В перспективе строительство пикап-зон должно войти в планы реконструкции всех улиц, на которые выходят двери школ. Правда, пока, по словам специалиста, проект БАЭС не вошел в схему капремонта ул. Беды.