Уроки истории. Чем закончилась первая поездка на такси в Минске и сколько машин было у князя Радзивилла

 
4666
72
31 октября 2012 в 19:50
Источник: «История АЗС в Беларуси». Фото: Иллюстрации из книги «История АЗС в Беларуси»

Это сейчас минские улицы переполнены автомобилями, а когда-то одно появление легковой машины было сродни сенсации. Хотя в 1916 году несколько человек имели уже по несколько авто, и среди них — князь Радзивилл из Несвижа. Но как обслуживали машины? Где появилась первая СТО, кто организовал пассажирские перевозки и чем закончилась первая поездка на такси? В начале осени 2012 года сеть АЗС «А-100» представила книгу «История АЗС в Беларуси», в которой есть ответы на эти вопросы. Она вышла тиражом всего в тысячу экземпляров и в продажу поступать не будет. Onliner.by предоставляет всем желающим возможность познакомиться с самыми яркими фрагментами книги.

Первый автомобиль в Беларуси появился в 1895 году (по другим данным — в 1896-м). Им стала французская легковая машина «Панар-Левассор» (Panhard-Levassor), купленная по распоряжению министра путей сообщения князя М. И. Хилкова.

К 1915 году парк автомобилей в Минске, по разным данным, насчитывал от 10 до 20 единиц. Самоходные экипажи были у губернатора города Минска А. Ф. Гирса, у командира 4-го армейского корпуса генерала Новосильцова и у аристократа-спортсмена Любанского. Автомобиль можно было заказать из Риги, Петербурга, Москвы через универсальный магазин Левина.

Минск, 1918 г.

Заказать можно было даже с механиком-инструктором, но позволить себе это могли немногие — покупателей отпугивали высокие цены. Если корова в те времена стоила 5 рублей, велосипед — 75, офицерская лошадь — примерно 100, то цена автомобиля превышала 2000 рублей. Знаменитый в начале века Ford T продавался в России за 2500 рублей, а на своей родине, в США, эта модель стоила порядка 700 долларов, что почти соответствовало такой же сумме в рублях.

Первые белорусские перегонщики везли машины из Германии. Чаще всего автомобили доставлялись своим ходом. Так, согласно историческим документам, Mercedes, принадлежавший гражданину Неусыхину, прикатил из Берлина. А Ford для сына банкира Брауде пригнали из Гамбурга за 63 часа, не считая остановок.

Mercedes, 1901 г. Один из первых автомобилей в Минске

В Государственном архиве сохранился общий список белорусских автовладельцев на 27 января 1916 года. По одной машине тогда имели 6 человек. По две — князь Радзивилл из Несвижа и некто М. Перельмутер из Минска. Минчанин Василий Терещенко владел сразу тремя автомобилями.

Первым минским таксистом исследователи считают мещанина Ивана Федорова. В 1906-м — на год раньше, чем в Москве — он получил разрешение городской управы на пассажирские перевозки. Первый выход 6-местного Mercedes на улицы Минска состоялся 20 августа. Увы, первая поездка закончилась и первой аварией, причем один из пассажиров погиб. После этого городские власти вновь разрешили заниматься таксомоторными перевозками только в 1912 году.

Первая стоянка такси в Минске находилась у входа в Александровский сквер, рядом с городским театром (ныне Национальный академический театр им. Янки Купалы).

Первая стоянка такси в Минске

Первый общественный транспорт в Беларуси появился в 1909 году. За год до этого бобруйский купец Ф. Некрич вместе с почетным гражданином Слуцка И. Эттингером основал акционерное общество «Предприятие срочного автомобильного сообщения». В 1909-м «Предприятие» приобрело три автобуса и организовало перевозки пассажиров по маршрутам Слуцк — Старые Дороги и Слуцк — Ляховичи.

Слуцк. Автобусы фирмы N.A.G.

Первый грузовой автомобиль появился в Минске на обойной фабрике Канторовича только в 1911 году.

С началом Первой мировой войны в Минске случился настоящий автомобильный бум. К тому времени в губерниях на территории нынешней Беларуси торговлей нефтепродуктами занималось около двух десятков местных бизнесменов.

Пружаны, 1916 г.

Первым, кто решил заниматься ремонтом и обслуживанием автомобилей в Минске, был минский инженер Василий Терещенко. 27 июня 1915 года он подал прошение в Минскую городскую управу об аренде участка «для обустройства механических мастерских для ремонта каретных автомобилей». К февралю 1917-го инженер успел возвести каменное здание. Но грянула революция, и Терещенко отказался от своей идеи.

Тем временем в Минске в доме на углу Подгорной и Петропавловской (ныне ул. К. Маркса, 36) открылся первый в городе платный гараж «Минск-автомобиль». Здесь делали ремонт, продавали запчасти, принимали заказы на пригон автомобилей, выдавали машины напрокат, а также заправляли их топливом. Гараж принадлежал инженеру З. С. Свентицкому. Это была первая белорусская СТО.

Бензиновые станции на территории Беларуси появились значительно раньше — еще до революции, вероятнее всего на базе нефтяных складов «Товарищества Братьев Нобель». «Автомобильный справочник» за 1925 год приводит список бензиновых и масляных станций Нефтесиндиката, расположенных на территории СССР. Среди них значатся и «белорусские», размещенные в Витебске, Гомеле, Минске, Слуцке.

Первая бензораздаточная колонка в Беларуси появилась значительно позже — в 1929 году. Ее установили в гараже Автоуправления Минского Окружного исполнительного комитета на ул. Георгиевской, 5 (сейчас — ул. Чичерина). Управление занималось организацией пассажирского автобусного сообщения и грузовыми перевозками по Минску и окрестностям.

Первая АЗС

В гараже имелась штатная единица — «бензинщик» с ежемесячным окладом 45 рублей. В его обязанности входила утренняя заправка транспорта бензином перед выходом в рейс. На каждую машину отводилось 5 минут.

Тремя годами позже, в 1932-м, была построена первая в Беларуси автозаправочная станция общественного пользования — «Бензiнная станцыя Гартопа» (городского топливного треста). Она расположилась в Минске на углу улиц Ново-Московской (теперь — ул. Мясникова) и Немиги (напротив обувного объединения «Луч»). После этого автомобильная отрасль в Беларуси начала развиваться еще более стремительными темпами.

Источник: «История АЗС в Беларуси». Фото: Иллюстрации из книги «История АЗС в Беларуси»
Чтобы оставить свое мнение, необходимо войти или зарегистрироваться
ОБСУЖДЕНИЕ
31.10.2012 в 19:53
Интересная статья)а уксусы уже тогда косячили))
31.10.2012 в 19:56
Чем закончилась первая поездка на такси в Минске и сколько машин было у князя Радзивилла


С вас 10 рублей

Много
31.10.2012 в 20:03
Чем закончилась первая поездка на такси в Минске и сколько машин было у князя Радзивилла


С вас 10 рублей

Много
"BroBroBro":

Не:-Вам куда?
-На вокзал.
-Дарагой дарогу покажэшь?..
31.10.2012 в 20:05
Минские таксисты не обнаглели на дорогах. Они всего лишь чтут вековую традицию.
31.10.2012 в 20:07
Бензинщик, он же работник АЗС, получал 45 рублей. Значит мог купить в месяц 9!!! коров! А сколько коров может купить работник АЗС сейчас?
31.10.2012 в 20:15
Бензинщик, он же работник АЗС, получал 45 рублей. Значит мог купить в месяц 9!!! коров! А сколько коров может купить работник АЗС сейчас?
"ryaba-1973":

В1906г да , а в 1929 боюсь только 6 бутылок водки,
31.10.2012 в 20:16
Бензинщик, он же работник АЗС, получал 45 рублей. Значит мог купить в месяц 9!!! коров! А сколько коров может купить работник АЗС сейчас?
"ryaba-1973":

Хвала великой октябрьской революции, они избавили нас от этого жалкого существования.
31.10.2012 в 20:17
Бензинщик, он же работник АЗС, получал 45 рублей. Значит мог купить в месяц 9!!! коров! А сколько коров может купить работник АЗС сейчас?
"ryaba-1973":

Вы чего, по диагонали читаете? 5 царских рублей стоила корова при царе. А оплата бензинщика уже была в Советской Белоруссии советскими же рублями.

А уксусы по-жизни косячными менами были. :)
31.10.2012 в 20:18
вовово! тру статья! вот в таком же духе и продолжайте!
31.10.2012 в 20:21
Бензинщик, он же работник АЗС, получал 45 рублей. Значит мог купить в месяц 9!!! коров! А сколько коров может купить работник АЗС сейчас?
"ryaba-1973":

Хвала великой октябрьской революции, они избавили нас от этого жалкого существования.
"den-1":


За то дэмакратычна
31.10.2012 в 20:26
На АЗС сейчас не устроится,делят деньги от бензовоза на работников ! ! !
31.10.2012 в 20:29
за книжку - 5
31.10.2012 в 20:53
статья зачет. респехт автору книги и инициатору выкладывания на онляйнере
31.10.2012 в 21:05
Как всё испортили советы
31.10.2012 в 21:06
В начале осени 2012 года сеть АЗС «А-100» представила книгу «История АЗС в Беларуси», в которой есть ответы на эти вопросы. Она вышла тиражом всего в тысячу экземпляров и в продажу поступать не будет.

Почему?? Можно ли заказать книгу или оплатить скачивание в электронном варианте?
31.10.2012 в 21:32
Хорошая статья...по больше бы таких...
31.10.2012 в 21:33
перевозки пассажиров по маршрутам Слуцк — Старые Дороги и Слуцк — Ляховичи

Минск отдыхает ;-))
31.10.2012 в 21:35
Так, согласно историческим документам, Mercedes, принадлежавший гражданину Неусыхину, прикатил из Берлина. А Ford для сына банкира Брауде пригнали из Гамбурга за 63 часа, не считая остановок.


Интересно, как гнали.. В те времена заправок, как я предполагаю, на каждом углу не было и расход тех "автомобилей" был далеко не теперяшний. Тащили вместе с собой прицеп с топливом? Не верится.
31.10.2012 в 21:58
интересная статья
какие выводы:
даже 100 лет назад
- уксусы првоцируют аварии еще с тех лет
перекупы пытются наварится нехило, а тогда вообще караул (порядка 200% прикрутить - красавцы)
машины уже тогда гнали из Дойчланда
и зажиточные автовладельцы появлииьс сразу, как только стали продаватся авто..
как-то так
31.10.2012 в 22:05
Интересная статья, прочитал на одном дыхании.
31.10.2012 в 22:10
Больше б таких интересных статей тут
31.10.2012 в 22:18
перевозки пассажиров по маршрутам Слуцк — Старые Дороги и Слуцк — Ляховичи

Минск отдыхает ;-))
"umww66":
Слуцк — Старые Дороги
ДорогОй, родной для меня участок. На нём я в первые сел за руль и педали в 78 году и проехал аж 2 км.
31.10.2012 в 22:30
Так, согласно историческим документам, Mercedes, принадлежавший гражданину Неусыхину, прикатил из Берлина. А Ford для сына банкира Брауде пригнали из Гамбурга за 63 часа, не считая остановок.


Интересно, как гнали.. В те времена заправок, как я предполагаю, на каждом углу не было и расход тех "автомобилей" был далеко не теперяшний. Тащили вместе с собой прицеп с топливом? Не верится.
"sidney1977":


тут сказали - не считая остановок. останавливались они каждые 10км на пол дня )))) и заправляли.... и отдыхали - задницы не казёные на таких сиденьях ездить. )))
31.10.2012 в 22:34
какая качественная провокация -
Бензинщик, он же работник АЗС, получал 45 рублей. Значит мог купить в месяц 9!!! коров! А сколько коров может купить работник АЗС сейчас?
"ryaba-1973":

кое-кто даже повелся -
Хвала великой октябрьской революции, они избавили нас от этого жалкого существования.
"den-1":

За то дэмакратычна
"BroBroBro":

В1906г да , а в 1929 боюсь только 6 бутылок водки,
"Гена767":

если конечно не считать, что это одна шайка-лейка!!! НО НАС НЕ ПРОВЕДЕШЬ!!!
Вы чего, по диагонали читаете? 5 царских рублей стоила корова при царе. А оплата бензинщика уже была в Советской Белоруссии советскими же рублями.
"ALES76":

где кнопка "Пожаловаться"???
31.10.2012 в 22:39
Супер машины в то время были)) Нам бы такие))
31.10.2012 в 22:44
ООО! Нормальные пассаны сразу Мерсы покупали и не было галимого французского и итальянского шрота!!!
31.10.2012 в 22:50
Корова 5 рублей в конце 19 начале 20 века никогда не стоила.
Разве что полудохлая. Цена на нормальную корову начиналась от 15-20.
31.10.2012 в 22:56
я смотрю Слуцк тогда уже светанулся. С тех пор немного изменилось. [sadly]
31.10.2012 в 23:51
Интересная статья)а уксусы уже тогда косячили))
"ВиTек273":


Про уксусов в точку, улыбнуло так неслабо)))) Назывались они - СемЪ семЪ восЪем восЪем АлмазЪ )))
01.11.2012 в 0:06
*уксусы*древняя профессия оказывается!
01.11.2012 в 0:20
*уксусы*древняя профессия оказывается!
"Silivan":


Все самые "почетные профессии" древние: таксисты, проститутки, полиция. Это самые престижные профессии у нас в стране ))))))
01.11.2012 в 0:28
Интересная статья)а уксусы уже тогда косячили))
"ВиTек273":


Про уксусов в точку, улыбнуло так неслабо)))) Назывались они - СемЪ семЪ восЪем восЪем АлмазЪ )))
"wind42":

Ну да....не досмотрел он за машиной-тормоза отказали и в столб....
01.11.2012 в 0:46
Cтатейка огонь !
2-х этажные автобусы в исполнении кабрио ваще бомба..
Взял пивасика, поднялся на крышу, присел и поплы в слуцк.. эхх.. были времена..
01.11.2012 в 1:02
какая качественная провокация -
Бензинщик, он же работник АЗС, получал 45 рублей. Значит мог купить в месяц 9!!! коров! А сколько коров может купить работник АЗС сейчас?
"ryaba-1973":

кое-кто даже повелся -
Хвала великой октябрьской революции, они избавили нас от этого жалкого существования.
"den-1":

За то дэмакратычна
"BroBroBro":

В1906г да , а в 1929 боюсь только 6 бутылок водки,
"Гена767":

если конечно не считать, что это одна шайка-лейка!!! НО НАС НЕ ПРОВЕДЕШЬ!!!
Вы чего, по диагонали читаете? 5 царских рублей стоила корова при царе. А оплата бензинщика уже была в Советской Белоруссии советскими же рублями.
"ALES76":

где кнопка "Пожаловаться"???
"umww66":

Комунисты оперативно подоспели)
Какая дерзость - намекнуть на то, что тогда, в 17 году, они принесли в страну разруху и нищету!
01.11.2012 в 1:06
Cтатейка огонь !
2-х этажные автобусы в исполнении кабрио ваще бомба..
Взял пивасика, поднялся на крышу, присел и поплы в слуцк.. эхх.. были времена..
"MELOUN1":

не то слово, айс)
01.11.2012 в 1:10
минский инженер Василий Терещенко имел 3 авто, больше чем у князя Радзивилла из Несвижа... )))
01.11.2012 в 1:29
минский инженер Василий Терещенко имел 3 авто, больше чем у князя Радзивилла из Несвижа... )))
"MOHCTPiK":
Удивительно, скорее, что у него больше, чем у М. Перельмутера, а не у князя Радзивилла.
01.11.2012 в 1:46
ВСЁ не читал! но радзивилову МЫ имели!!! в прямом смысле. наше время!
01.11.2012 в 7:25
Корова 5 рублей в конце 19 начале 20 века никогда не стоила.
Разве что полудохлая. Цена на нормальную корову начиналась от 15-20.
"GATLING":

застали те времена?
01.11.2012 в 7:26
ВСЁ не читал! но радзивилову МЫ имели!!! в прямом смысле. наше время!
"chubik75":

что за бред?
01.11.2012 в 8:08
Фамилии основной массы владельцев говорят за себя, удивительно, что СТОшник первый, вроде, русский.
01.11.2012 в 8:40
интересная статья
какие выводы:
даже 100 лет назад
- уксусы првоцируют аварии еще с тех лет
перекупы пытются наварится нехило, а тогда вообще караул (порядка 200% прикрутить - красавцы)
машины уже тогда гнали из Дойчланда
и зажиточные автовладельцы появлииьс сразу, как только стали продаватся авто..
как-то так
"Porcelain":

ага...ничего не меняется...статья кульная
01.11.2012 в 8:43
Чем закончилась первая поездка на такси в Минске...

Как? Известно, чем! :)))
01.11.2012 в 9:20
Бензинщик, он же работник АЗС, получал 45 рублей. Значит мог купить в месяц 9!!! коров! А сколько коров может купить работник АЗС сейчас?
"ryaba-1973":


тогда и форд новый 700 долларов стоил))
01.11.2012 в 9:34
Так вот откуда пошли высокие цены на авто в нашей стране и привычка гонять бушки с германии))) с самых истоков белорусского автолюбительства)))
01.11.2012 в 9:45
Спасибо онлайнеру и а-100...интересно
01.11.2012 в 9:51
Минские таксисты не обнаглели на дорогах. Они всего лишь чтут вековую традицию.
"Mush":

Зачет.
Статья тоже плюс 5
01.11.2012 в 10:08
*уксусы*древняя профессия оказывается!
"Silivan":


Все самые "почетные профессии" древние: таксисты, проститутки, полиция. Это самые престижные профессии у нас в стране ))))))
"wind42":


Ну так! Хочешь чтобы Родители гордились тобой? Иди в полисаи. Хочешь много лаве при свободном графике, да еще получая лучшее удовольствие не снимая штаны? Идем в таксисты! Ну, дорогие девушки, если вы захотели себя реализовать, увидеть красоты Европы, ощутить свободу от тирании и прочего, милости ээээ просим.... Так всегда было и всегда будет, только называют разными словами, чтоб красивше звучало...
01.11.2012 в 10:33
Аааа!!! Супер! Какой же Минск тогда офигенный был, нет слов))))))
01.11.2012 в 10:34
Как всё испортили советы
"x_cheese":

Согласен, аж взгрустнулось когда читал...)
01.11.2012 в 10:36
ООО! Нормальные пассаны сразу Мерсы покупали и не было галимого французского и итальянского шрота!!!
"RageX":

Был, читайте внимательней)))
01.11.2012 в 10:44
Где можно почитать эту книжку? И почему так мал тираж?
01.11.2012 в 11:01
прикольная статья !
01.11.2012 в 12:32
Было очень интересно
01.11.2012 в 12:33
Фамилии основной массы владельцев говорят за себя, удивительно, что СТОшник первый, вроде, русский.
"Docent08":

да ну нафиг?
терещенко - хохляндия.
свентицкий - поляк.
откуда москали?
01.11.2012 в 12:54
какая качественная провокация -
Бензинщик, он же работник АЗС, получал 45 рублей. Значит мог купить в месяц 9!!! коров! А сколько коров может купить работник АЗС сейчас?
"ryaba-1973":

кое-кто даже повелся -
Хвала великой октябрьской революции, они избавили нас от этого жалкого существования.
"den-1":

За то дэмакратычна
"BroBroBro":

В1906г да , а в 1929 боюсь только 6 бутылок водки,
"Гена767":

если конечно не считать, что это одна шайка-лейка!!! НО НАС НЕ ПРОВЕДЕШЬ!!!
Вы чего, по диагонали читаете? 5 царских рублей стоила корова при царе. А оплата бензинщика уже была в Советской Белоруссии советскими же рублями.
"ALES76":

где кнопка "Пожаловаться"???
"umww66":

Комунисты оперативно подоспели)
Какая дерзость - намекнуть на то, что тогда, в 17 году, они принесли в страну разруху и нищету!
"Реинкарнация":

вот только не надо мнить из себя дворянина!!!!
"мы все глядим в Наполены,
двуногих тварей миллионы ..."
01.11.2012 в 14:27
Василий Терещенко - первый в Беларуси перекуп, бомбила и гаражный слесарь ))))))))
01.11.2012 в 19:20
Бензинщик, он же работник АЗС, получал 45 рублей. Значит мог купить в месяц 9!!! коров! А сколько коров может купить работник АЗС сейчас?
"ryaba-1973":

Банку говяжьей тушенки сомнительного качества.
01.11.2012 в 19:22
статья зачет. респехт автору книги и инициатору выкладывания на онляйнере
"BorBoss":

ну! а то все про бнв да про бнв. аж тошно уже.
01.11.2012 в 19:23
ООО! Нормальные пассаны сразу Мерсы покупали и не было галимого французского и итальянского шрота!!!
"RageX":

тебе и "белкоммунмаш" за счастье будет.
бля, каникулы начались...
01.11.2012 в 19:25
Супер машины в то время были)) Нам бы такие))
"arik_metal":

большинство до сих поръ на ихъ ровеснiкахъ разъезжаетъ - и чему ж тут завидовать-то?
01.11.2012 в 21:52
Спасибо за ценную информацию и фотографии
01.11.2012 в 23:21
Ндаа, интересная история. Спасибо.
02.11.2012 в 0:16
Хорошая статья,интересно узнать что то новое.
02.11.2012 в 0:19
ООО! Нормальные пассаны сразу Мерсы покупали и не было галимого французского и итальянского шрота!!!
"RageX":

Если мозгов и грамотности хватит посмотреть историю французского автомобилестроения, то найдёте очень много интересного. А так же узнаете, что многие вещи используемые в автомобилях сегодня,как раз придуманы именно французами, а то бы ездили бы на немецких телегах(без коробки передач) без комфорта (откидных сидений и руль под наклоном,а не прямо)......ну это так,мелочи ;) А шрот,так он разный бывает, а ещё бывает жалко денег на хорошее авто и жаба душит купить нормальные детали или вообще чинить-типа и так сойдёт.
02.11.2012 в 1:12
КАК Я ХОЧУ В ТО ВРЕМЯ) ммммм аристократки итд) ммм мечта) те то что сейчас.))) пива есть можно и ........... не то )
02.11.2012 в 11:00
Минские таксисты не обнаглели на дорогах. Они всего лишь чтут вековую традицию.
"Mush":

5+
02.11.2012 в 16:22
ООО! Нормальные пассаны сразу Мерсы покупали и не было галимого французского и итальянского шрота!!!
"RageX":

Эксперт по шроту!
03.11.2012 в 3:36
Гена767, +100 )))
03.11.2012 в 3:46
Docent08, Что тебя удивило?? На СТО работали руками, а эти как продавали так и продают по сей день )))
04.11.2012 в 10:47
Респект АВТОрам!
15.11.2012 в 16:38
На АЗС сейчас не устроится,делят деньги от бензовоза на работников ! ! !
"mousevova":

Да ладно))))) А-100 набирает постоянно. Или вы хотели зам директора устроиться?))))