Уроки истории. Чем закончилась первая поездка на такси в Минске и сколько машин было у князя Радзивилла

 
5264
31 октября 2012 в 19:50
Источник: «История АЗС в Беларуси». Фото: Иллюстрации из книги «История АЗС в Беларуси»

Это сейчас минские улицы переполнены автомобилями, а когда-то одно появление легковой машины было сродни сенсации. Хотя в 1916 году несколько человек имели уже по несколько авто, и среди них — князь Радзивилл из Несвижа. Но как обслуживали машины? Где появилась первая СТО, кто организовал пассажирские перевозки и чем закончилась первая поездка на такси? В начале осени 2012 года сеть АЗС «А-100» представила книгу «История АЗС в Беларуси», в которой есть ответы на эти вопросы. Она вышла тиражом всего в тысячу экземпляров и в продажу поступать не будет. Onliner.by предоставляет всем желающим возможность познакомиться с самыми яркими фрагментами книги.

Первый автомобиль в Беларуси появился в 1895 году (по другим данным — в 1896-м). Им стала французская легковая машина «Панар-Левассор» (Panhard-Levassor), купленная по распоряжению министра путей сообщения князя М. И. Хилкова.

К 1915 году парк автомобилей в Минске, по разным данным, насчитывал от 10 до 20 единиц. Самоходные экипажи были у губернатора города Минска А. Ф. Гирса, у командира 4-го армейского корпуса генерала Новосильцова и у аристократа-спортсмена Любанского. Автомобиль можно было заказать из Риги, Петербурга, Москвы через универсальный магазин Левина.

Минск, 1918 г.

Заказать можно было даже с механиком-инструктором, но позволить себе это могли немногие — покупателей отпугивали высокие цены. Если корова в те времена стоила 5 рублей, велосипед — 75, офицерская лошадь — примерно 100, то цена автомобиля превышала 2000 рублей. Знаменитый в начале века Ford T продавался в России за 2500 рублей, а на своей родине, в США, эта модель стоила порядка 700 долларов, что почти соответствовало такой же сумме в рублях.

Первые белорусские перегонщики везли машины из Германии. Чаще всего автомобили доставлялись своим ходом. Так, согласно историческим документам, Mercedes, принадлежавший гражданину Неусыхину, прикатил из Берлина. А Ford для сына банкира Брауде пригнали из Гамбурга за 63 часа, не считая остановок.

Mercedes, 1901 г. Один из первых автомобилей в Минске

В Государственном архиве сохранился общий список белорусских автовладельцев на 27 января 1916 года. По одной машине тогда имели 6 человек. По две — князь Радзивилл из Несвижа и некто М. Перельмутер из Минска. Минчанин Василий Терещенко владел сразу тремя автомобилями.

Первым минским таксистом исследователи считают мещанина Ивана Федорова. В 1906-м — на год раньше, чем в Москве — он получил разрешение городской управы на пассажирские перевозки. Первый выход 6-местного Mercedes на улицы Минска состоялся 20 августа. Увы, первая поездка закончилась и первой аварией, причем один из пассажиров погиб. После этого городские власти вновь разрешили заниматься таксомоторными перевозками только в 1912 году.

Первая стоянка такси в Минске находилась у входа в Александровский сквер, рядом с городским театром (ныне Национальный академический театр им. Янки Купалы).

Первая стоянка такси в Минске

Первый общественный транспорт в Беларуси появился в 1909 году. За год до этого бобруйский купец Ф. Некрич вместе с почетным гражданином Слуцка И. Эттингером основал акционерное общество «Предприятие срочного автомобильного сообщения». В 1909-м «Предприятие» приобрело три автобуса и организовало перевозки пассажиров по маршрутам Слуцк — Старые Дороги и Слуцк — Ляховичи.

Слуцк. Автобусы фирмы N.A.G.

Первый грузовой автомобиль появился в Минске на обойной фабрике Канторовича только в 1911 году.

С началом Первой мировой войны в Минске случился настоящий автомобильный бум. К тому времени в губерниях на территории нынешней Беларуси торговлей нефтепродуктами занималось около двух десятков местных бизнесменов.

Пружаны, 1916 г.

Первым, кто решил заниматься ремонтом и обслуживанием автомобилей в Минске, был минский инженер Василий Терещенко. 27 июня 1915 года он подал прошение в Минскую городскую управу об аренде участка «для обустройства механических мастерских для ремонта каретных автомобилей». К февралю 1917-го инженер успел возвести каменное здание. Но грянула революция, и Терещенко отказался от своей идеи.

Тем временем в Минске в доме на углу Подгорной и Петропавловской (ныне ул. К. Маркса, 36) открылся первый в городе платный гараж «Минск-автомобиль». Здесь делали ремонт, продавали запчасти, принимали заказы на пригон автомобилей, выдавали машины напрокат, а также заправляли их топливом. Гараж принадлежал инженеру З. С. Свентицкому. Это была первая белорусская СТО.

Бензиновые станции на территории Беларуси появились значительно раньше — еще до революции, вероятнее всего на базе нефтяных складов «Товарищества Братьев Нобель». «Автомобильный справочник» за 1925 год приводит список бензиновых и масляных станций Нефтесиндиката, расположенных на территории СССР. Среди них значатся и «белорусские», размещенные в Витебске, Гомеле, Минске, Слуцке.

Первая бензораздаточная колонка в Беларуси появилась значительно позже — в 1929 году. Ее установили в гараже Автоуправления Минского Окружного исполнительного комитета на ул. Георгиевской, 5 (сейчас — ул. Чичерина). Управление занималось организацией пассажирского автобусного сообщения и грузовыми перевозками по Минску и окрестностям.

Первая АЗС

В гараже имелась штатная единица — «бензинщик» с ежемесячным окладом 45 рублей. В его обязанности входила утренняя заправка транспорта бензином перед выходом в рейс. На каждую машину отводилось 5 минут.

Тремя годами позже, в 1932-м, была построена первая в Беларуси автозаправочная станция общественного пользования — «Бензiнная станцыя Гартопа» (городского топливного треста). Она расположилась в Минске на углу улиц Ново-Московской (теперь — ул. Мясникова) и Немиги (напротив обувного объединения «Луч»). После этого автомобильная отрасль в Беларуси начала развиваться еще более стремительными темпами.

Источник: «История АЗС в Беларуси». Фото: Иллюстрации из книги «История АЗС в Беларуси»