Пешеходы на ходулях, или Как увидеть человека на «зебре». Репортаж с акции ГАИ

 
16 616
19 февраля 2014 в 16:22
Автор: Андрей Журов. Фото: Максим Малиновский
Автор: Андрей Журов. Фото: Максим Малиновский

Обычно водители, сбившие пешеходов, объясняют: не заметил, только почувствовал удар, потом увидел лежащего человека. Эти слова часто подтверждают очевидцы, которые говорят, что машина до ДТП либо не тормозила вообще, либо стоп-сигналы загорелись в самый последний момент. Однако не заметить этих задорных девушек в яркой одежде, чей рост, учитывая ходули, составил два с половиной метра (!), было сложно. Сегодня они дежурили на одном из минских перекрестков, где пешеходы всегда пересекают дорогу с опаской. Но даже в такой ситуации один водитель не пропустил людей на «зебре».

— Сейчас в городе проходит акция «Пешеход». Штрафуют как водителей, так и пешеходов. Но не это главная цель. Нужно постоянно напоминать о проблеме, — говорит старший инспектор по агитации и пропаганде ГАИ Фрунзенского района Елена Волчек. — Привлекать внимание в этот раз решили с помощью сотрудниц одного из агентств, которое устраивает праздники. Девушки здорово управляются с ходулями и помогут взглянуть на проблему с высоты двух с половиной метров.

Пока участницы эксперимента готовятся, мы интересуемся:

— А вам всегда уступают на переходе?

— Нет. Честно говоря, иногда даже хочется встать на ходули, чтобы посмотреть на нарушителей свысока и погрозить пальцем, — признаются девушки. — Сейчас как раз предоставится такая возможность.

Обычно есть не только субъективные, но и объективные причины ДТП с участием пешеходов. Иначе почему каждый раз повторяется одна и та же ситуация: в одном ряду машина притормаживает, а в соседнем — нет, и пешехода сбивают? Объяснение тут простое: водитель не просчитал опасность, не подумал, что за остановившимся кроссовером может скрываться человек. От участников дорожного движения городская среда порой требует слишком многого. Нужно быть предсказателем ситуации, прогнозировать реакцию пешехода или водителя, предполагать, кто может выйти из-за припаркованного автобуса, когда и в каком месте.

В данном случае задачу водителям на улице Лещинского (буквально в 100—120 метрах от пересечения с улицей Притыцкого) несколько облегчили. Девушки в ярко-оранжевой одежде буквально нависали над переходом. Они находились практически на одной высоте со знаками «Пешеходный переход», что очень символично. В руках у них были таблички с одним вопросом: «Водитель, ты меня пропустишь?».

Кстати, ответ на этот вопрос дать не так просто. Ведь иногда ДТП случаются из-за банального непонимания. Водитель думает, что не создаст опасности, проехав без остановки. А если резко затормозить — появляется риск заноса, да еще напугаешь. Пешеход же решает: ну, меня видно (на самом деле — далеко не всегда), и начинает пересекать дорогу. Потом визг тормозов, удар… Часто автомобилисты жалуются: он даже не смотрел на меня! Что опять-таки не факт. Пешеход ведь не в глаза водителю вглядывается, а смотрит в район решетки радиатора — так проще определить скорость и то, замедляется автомобиль или нет. Кроме того, многие смотрят практически не поворачивая голову.

Тем временем девушки на ходулях занимают позицию возле пешеходных переходов. Многие водители останавливаются, не понимая, что делать. Тогда участницы акции демонстрируют табличку и машут, мол, проезжай. Большинство воспринимают позитивно. Кто-то по-дружески сигналит, кто-то моргает «аварийкой».

Еще один нюанс. Водитель иногда сам притормаживает, увидев пешехода на тротуаре. А тот машет: нет, проезжай, я подожду. Ну зачем же! Ведь автомобилист самое сложное уже сделал — остановил машину полностью, а вы отказываетесь. Некоторых еще уговаривать приходится.

Нужно заметить, что движение на этом без сомнения сложном Т-образном перекрестке существенно замедляется. Водители видят, что происходит нечто необычное, и предпочитают притормозить. Сразу несколько сотрудников ГАИ, камеры и девушки на ходулях, безусловно, привлекли внимание на час. Но ведь оно должно быть постоянным, а не только во время акции!

Как говорят эксперты, самое опасное время — когда поток ниже среднего и темно. То есть складывается ощущение, что час пик прошел, машин стало меньше и можно ехать спокойно. Вот в такой момент расслабления и случаются аварии. В 2010 году на этом перекрестке при похожих обстоятельствах сбили пешехода. Тогда обошлось без тяжких травм.

— Риск возрастает в плохую погоду и, разумеется, в темное время суток, — добавляют сотрудники ГАИ. — Именно утром и вечером регистрируется бóльшая часть ДТП с пешеходами в Минске. Это такая городская особенность. На трассах немного другая статистика — там подобные аварии в основном происходят ночью.

Инспекторы останавливают несколько водителей. Те ничего не нарушили, даже наоборот — притормозили перед переходом. Им вручают памятку с советами, как лучше действовать при подъезде к пешеходному переходу. Реагируют автомобилисты спокойно. Для многих это не в диковинку. Один водитель ГАЗа, высунувшись из кабины, интересуется: «А что сегодня дают?»

Вообще, конечно, нерегулируемый переход на подобной улице — это всегда опасность. Здесь есть возможность разогнаться, движение автомобилей интенсивное, да и пешеходов много. Еще до начала акции сотрудники ГАИ остановили несколько водителей за непропуск. Очевидно, здесь должен быть установлен светофор, а желательно — еще и островок безопасности, чтобы старикам было где сделать передышку.

Очередной нарушитель попадается уже во время акции. Он не пропустил двоих человек на переходе. Мужчина признается:

— Засмотрелся…

— А что же продолжали движение? — спрашивают инспекторы, приглашая для разбирательства в служебный автомобиль.

В этот раз более внимательными были пешеходы. Они смотрели на поток и ждали. Но когда в одной точке в какой-то момент сходятся обстоятельства и два неподготовленных человека, происходит ДТП. Специалисты по безопасности дорожного движения не устают повторять: образ каждой аварии с пострадавшим и погибшим был заложен в проектном решении. Раз она произошла — значит, есть доля ошибки. Условности в виде знаков и разметки не могут в полной мере предотвратить ДТП, они лишь обязывают, но не останавливают.

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. db@onliner.by