Грязь долой! Почему проезжую часть нужно мыть даже в дождь?

 
38 957
12 мая 2014 в 8:30
Автор: Андрей Журов. Фото: Алексей Матюшков
Автор: Андрей Журов. Фото: Алексей Матюшков

Городским улицам предписана регулярная влажная уборка. Дорожники говорят: если бы проезжую часть не мыли хотя бы пару дней, то она бы оказалась засорена по самые бордюры и передвигаться по ней было бы невозможно. Где заправляют «бочки» мойщики улиц, как им поможет принцип «четности-нечетности» и почему дороги нужно поливать даже в дождь, корреспонденты Onliner.by выясняли во время репортажа.

Раннее утро в городе, неспешный «крепыш»-ЗИЛ с бочкой воды и радуга, переливающаяся над проезжей частью… «Это раньше мытье улиц выглядело даже романтично, — говорят дорожники. — Сейчас — сплошное мучение».

— В нашем районе около 135 километров проезжей части, но только на 10—15% уборка возможна автоматизированным способом, — рассказывает руководитель «Ремавтодора» Московского района Минска Дмитрий Мархель. — Остальные улицы заставлены припаркованными автомобилями, и убирать проезжую часть там можно только вручную. А это в 3—5 раз медленнее и не так эффективно — подлезть под днище автомобиля все равно ведь невозможно.

Обычно поливальные машины выезжают на магистрали вроде проспектов Дзержинского и Жукова. Их использование также возможно на улицах Городской Вал, Немига, Романовская Слобода. То есть там, где нет припаркованных автомобилей. Такое вот вынужденное ограничение.

Дорожники рассказывают: «Давным-давно мы имели право составлять протоколы за нарушение правил остановки и стоянки. Потом такие полномочия отобрали, и теперь мы никак не можем влиять на ситуацию. Единственным выходом кажется запрет остановки и стоянки поочередно — в четные дни, соответственно, по четной стороне улицы и наоборот. Соответствующие таблички предусмотрены в ПДД, но в реальности мало где применяются».

Для мытья проезжей части используются универсальные ЗИЛы и МАЗы. Это они в холода убирают снег (обратите внимание на крепление для отвала), а летом поливают улицы. Официально такой автомобиль называется комбинированной машиной с поливочным оборудованием. Устройство нехитрое: водяной насос, клапан, фильтр, система трубопроводов.

Обывателю, впрочем, видны только поворотные сопла — их угол может регулироваться в зависимости от поставленной задачи.

— Если улица сильно загрязнена и нужно прибить сор к краю проезжей части, то направляем сопла ближе к бордюрам. В случаях когда это обычная дежурная уборка, то выставляем сопла параллельно борту. А еще сопла могут быть расположены крест-накрест. Процесс уборки в таком случае выглядит эффектно, но расход воды большой — это обычно применяется на широких магистралях, — объясняет нам один из водителей.

Накануне смены мастер объезжает свой участок и принимает решение, куда отправлять «бочку». К слову, мыть положено не только проезжую часть, а все, что считается усовершенствованным покрытием, — остановки, тротуары и так далее. Получив задание, водитель первым делом едет на Веселовку — надо же заправиться. Эта станция расположена на ул. Орловской, возле парка Dreamland. Именно сюда съезжаются поливальные машины сразу с нескольких районов города.

Процесс заправки выглядит незатейливо. Сверху расположено что-то вроде крана. Оператор нажимает на кнопку, и из крана с шумом вырывается вода. Заполнение цистерны занимает 5—10 минут. В цистерну ЗИЛа помещается 6 кубометров воды, в бочку МАЗа — 9.

— Специального управления для поливочного оборудования в кабине нет — только две клавиши. Остальные потребуются зимой — во время уборки снега, — показывает на пульт, находящийся сбоку от его места, водитель Николай.

Мощность напора зависит от скорости поливальной машины. Чем больше давишь на педаль газа, тем сильнее струя воды. Именно поэтому водитель старается ехать как можно медленнее — около 10 км/ч. Из кабины очень хорошо видно — вода с силой прибивает к краю проезжей части окурки, листья, пакеты, не говоря уже про песок.

Кстати, про песок. Сейчас на пр. Дзержинского ведется активное строительство и следы самосвалов очень хорошо заметны на проезжей части. Дело даже не в эстетике: сцепление шин в таких условиях ухудшается — так и до заноса недалеко. По словам дорожников, если пару дней улицу не убирать, то условия будут хуже, чем в гололед.

Сворачиваем на ул. Голубева. Она как раз вся заставлена машинами. Сор загоняется под днище автомобиля, но как его оттуда убрать? Ждать, пока уедет автовладелец? Так ведь сразу же на освободившееся место кто-нибудь припаркуется. Только ручной, он же сизифов, труд позволяет содержать улицы в чистоте.

Многие водители, увидев впереди поливальную машину, сбавляют скорость, но есть и те, кто пытается опередить. Это такая специфическая забава. Даже водитель троллейбуса решил «принять душ». «Бывает, умышленно подъезжают, чтобы помыть колеса, не боясь попасть в мертвую зону, — продолжает Николай. — Впрочем, у нас целая система зеркал — так спокойнее».

Есть еще одна причина, почему поливальные машины редко используются на запаркованных улицах. Не раз в ремавтодоры с жалобами приходили автомобилисты, которых окатило водой, пока они ремонтировали подвеску. Ну а как заметишь человека, находящегося под днищем автомобиля?

— Людей стараемся не обижать. Самим же неприятно, — подъезжая к остановке, Николай внимательно смотрит направо. — По инструкции положено при приближении к остановке, тротуару, если там кто-то находится, предупредить с помощью звукового сигнала. Но, как правило, люди сразу все понимают и отходят на пару шагов. Молодежь любит взбираться на лавки. Им весело.

Но мало прибить сор к бордюрам. Его ж еще как-то убрать надо! Поэтому следом за поливальной машиной отправляют, например, Broddway. В Московском районе в основном используют отечественные подметально-уборочные машины — «Чистодор» и МП-101. Щетки «подбирают» мусор с проезжей части, и по транспортерной ленте он попадает в кузов.

— Кстати, а почему иногда можно увидеть, как улицы поливают в дождь? — спрашиваем.

— Так по технологии положено. Многие даже не догадываются, что это прописано в инструкции, — даже удивился Николай. — Иногда идешь в рейс в дождь, а водители крутят пальцем у виска, мол, совсем делать нечего. Почему-то считается, что во время дождя улицы сами моются. Но это дилетантское заблуждение. Вы сами посмотрите на автомобиль после дождя — потеки на капоте, крыше, дверях… Вас устроит, как машину помыл дождик? Точно так же во время осадков песок, листья, ветки выносит на середину проезжей части. Это мы и убираем.

Казалось, водитель МАЗа только приступил к уборке — мы проехали лишь два участка улиц, но вода в цистерне уже закончилась. В среднем 6-кубометровой бочки ЗИЛа хватает на 3 километра, 9-кубометровой цистерны МАЗа — на 5. Заметим, этого достаточно лишь для одной стороны улицы, а вторая ведь тоже требует поливки. Словом, мытье проезжей части — очень недешевое и трудоемкое удовольствие. А работа эта, быть может, потому и незаметна в городе, что ее выполняют добросовестно?

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. db@onliner.by