Парковка в зоне: как контролируют платные стоянки в Польше. Репортаж из Белостока

 
27 октября 2014 в 8:30
Автор: Андрей Журов. Фото: Алексей Матюшков
Автор: Андрей Журов. Фото: Алексей Матюшков

Женщина на Ford, умоляющая не выписывать квитанцию. Удивленный владелец BMW: за что штраф? Хитрый парень на Nissan, использовавший квиток дважды... Герои этого репортажа испытывали много противоречивых эмоций при встрече с нашим спутником, облаченным в ярко-зеленый жилет. Корреспонденты Onliner.by посмотрели на то, что не смогли сделать в Минске, а в Белостоке уже успешно работает 15 лет. Зоны платных парковок нормализовали жизнь центра этого польского города, убрали «лишние» автомобили и дали возможность оставить машину тем, кому это действительно нужно. Можно не сомневаться: нечто подобное будет рано или поздно реализовано в Беларуси. О белостокском варианте — в нашем репортаже.

Контролер парковок ждет нас на перекрестке улиц Академической и Легионова. Это центр города, совсем рядом со знаменитым Дворцом Браницких. Анджей Косцинюк одет в ярко-зеленую форму. Это как бы подчеркивает, что контролер ни от кого не прячется. Наоборот, его должно быть видно издалека. Не один раз мы наблюдали реакцию водителей, сидящих в припаркованных в платной зоне автомобилях: увидев Анджея, они сразу хватались за ручку и начинали заполнять квитанцию.

Анджей Косцинюк

Люди, заглядывающие в салон чужой машины, всегда вызывают подозрение. Но только не контролеры парковок. Все-таки это их служебная обязанность. Каждый автолюбитель Белостока знает: заполненный талон об оплате должен лежать на приборной панели. Это значит, дата и время начала стоянки отмечены крестиками. Точь-в-точь такие квитанции, кстати, появились и в Минске.

Парковочные талоны, которые применяются в Белостоке
Сравните: минский вариант

Разница только в том, что в Белостоке их реально используют — это можно заметить по панелям припаркованных автомобилей. У многих разложен целый веер квитков. А некоторые держат в машине целую пачку талонов. Верхний заполняют и кладут стопку на приборную панель.

В Белостоке две зоны платных парковок — синяя и красная (в обеих — суммарно 3650 стояночных мест). Улица Академическая относится к синей. Час стоянки здесь стоит 1,2 злотого (около 4 тыс. белорусских рублей). На «красных» улицах вдвое дороже — 2,4 злотого (примерно 8 тыс. белорусских рублей). Примечательно, что у нас за час парковки на улицах Гикало и Ленинградской, где проходит тестирование новой системы, нужно заплатить те же 8 тыс. рублей.

Улица Академическая в Белостоке

— А вот у Audi ничего нет, — замечает первого нарушителя Анджей Косцинюк.

Он достает ручку и заполняет талон предупреждения. В специальный бланк контролер вписывает служебный номер своего удостоверения, регистрационный знак автомобиля и текущее время. Это еще не штрафная квитанция, а всего лишь информация о возможном нарушении и начало административного процесса.

— По закону водителю на то, чтобы оформить и положить квитанцию, дается одна минута, — рассказывает наш спутник. — Ближайший киоск находится на соседней улице Вашингтона. Этого времени хватит, чтобы неспешно дойти, приобрести талон и вернуться. Но обычно я жду минут десять и только после этого оформляю штраф.

Всего в Белостоке 120 мест, где можно приобрести квитки, — это и газетные киоски, и магазины. Также талоны можно купить у контролеров парковок. Многие, как мы убедились во время репортажа, воспользовались этой возможностью, обратившись к человеку в ярко-зеленом жилете.

А более современный способ — оплатить парковку через SMS. Правда, он популярностью не пользуется.

— Большинство водителей оплачивают парковку по старинке — по-прежнему с помощью квитков, — демонстрирует пачки квитанций, которые печатают в Познани, Йоанна Чачковска, директор Бюро зон платных парковок. — Для сравнения: с начала года через квитанции мы получили 274 тыс. злотых, а с помощью SMS — всего 14 тыс.

Йоанна Чачковска

Бюро — это муниципальная структура. Все полученные деньги и от оплаты, и от штрафов поступают в бюджет города. Эти средства идут в первую очередь на ремонт школ, реконструкцию улиц, в том числе на строительство паркингов.

Но вернемся на улицу Академическую. Контролер парковки все же обязан проверить, была ли произведена оплата через SMS. Он берет в руки служебный телефон и оформляет специальный SMS-запрос, включающий номер автомобиля. Через минуту получает ответ, что такой машины не зарегистрировано. Если бы попытку водитель Audi все же предпринял, но оплата не прошла, то ответ был бы таким: «Оплата произведена. Но не принята».

Пока ждем десять минут, Анджей проверяет ближайшие автомобили. Судя по нашим наблюдениям, большинство парковку все же оплачивают. У некоторых даже есть абонементы. Стоит такой «проездной» 850 злотых в год (около $265). Если же человек живет на этой улице, то действуют специальные условия — ему придется заплатить всего 45 злотых в год, но абонемент даст возможность парковаться только здесь.

Годовой абонемент
А это местный абонемент, позволяющийся парковаться только на улице Вашингтона

А для инвалидов парковка и вовсе бесплатная, что логично. На многих улицах есть специально обозначенные места, и обычные водители их никогда не занимают. Дело даже не в том, что зазорно. В таких случаях следует молниеносная реакция полиции — это считается грубым нарушением и подлежит незамедлительному наказанию. Штраф — 500 злотых (примерно $155).

— А часто приходится обращаться за помощью полицейских? — спрашиваем.

— Вы будете удивлены, но довольно редко. За год может быть пару раз. Ни один из них не стоит внимания, — говорит Анджей.

По словам Йоанны Чачковски, контролеры проходят довольно жесткий отбор, и человек нервный просто не смог бы здесь работать. «Когда сталкиваются два холерика, того и гляди случится буря. Поэтому один нервную реакцию должен остановить или проигнорировать. У нас случайные люди не работают. Они подготовлены морально и психологически», — замечает она.

Мы тем временем возвращаемся к Audi. Уже прошло десять минут. Водитель не появился, предупреждение по-прежнему находится под дворником. Теперь контролер заполняет штрафную квитанцию. Затем кладет ее в пакетик (чтобы она не промокла в случае дождя). После этого обязательно делает два снимка — автомобиля и лобового стекла, мол, оплаты нет. После смены он сдаст в архив все сделанные во время работы фотографии.

— Если водитель оплатит штраф в течение недели, то он составит 30 злотых (то есть меньше $10). В другом случае — 50 злотых, — продолжает руководитель Бюро зон платных парковок. — Раньше штраф был выше, но было принято решение снизить сумму. Причин несколько. Одна из наиболее веских — это не должно бить больно по кошельку. Мы не хотим, чтобы это воспринималось как суровое наказание. Ведь нарушение правил парковки не смертельно.

— А что если водитель не оплатит штраф? — интересуемся.

— Мы обращаемся к такой схеме: есть возможность удержать, например, часть зарплаты через налоговую инспекцию. Это просто и эффективно!

Очередной автомобиль без квитанции. На приборной панели Ford ничего нет, через SMS оплата не проходила. Опять та же процедура. Анджей оформляет предупреждение и движется дальше. Но буквально через пару минут водитель сам подъезжает к нам, просит несколько квитанций и разрывает одну из них, мол, оплачено. Вот это честно!

— За полдня я оформил 15 нарушителей. Это среднее число, — признается контролер.

Водители, увидев штрафную квитанцию, реагируют по-разному. Одни смиренно: попался так попался. Другие с усмешкой. Но чаще, конечно, расстраиваются или эмоционально восклицают что-нибудь. На лице этого молодого водителя BMW было скорее разочарование, мол, не успел...

Другие парни на Mercedes разговаривали с контролером тоже спокойно. Они почему-то решили, что у них есть 15 минут на бесплатную парковку. Анджей уже достал штрафную квитанцию, как в самый последний момент появился водитель. Тот не спорил, и это решило исход дела в его пользу. Обошлось без штрафа, но выслушать претензию контролера молодому человеку все же пришлось. Вообще, как нам показалось, Анджей был довольно лояльно настроен, если с ним не начинали спорить.

А вот возле больницы на улице Вашингтона дама на Skoda состроила недовольную физиономию и получила отпор и гневную лекцию из уст контролера. «Попытка оспорить штраф бесполезная, — объясняет Анджей. — Если я начал оформлять квитанцию, ко мне можно не обращаться. Каждый бланк имеет уникальный номер, и я уже не могу остановить административный процесс».

— Так я стояла всего пять минут! — не моргнув глазом замечает владелица Opel.

Объяснения проштрафившихся поляков очень напоминают объяснения наших водителей. На самом деле женщины не было четверть часа, чему мы были непосредственными свидетелями. Анджей молча выписывает штраф.

По своему участку контролер проходит один раз каждые два часа (всего 70 платных улиц Белостока проверяют 14 контролеров, то есть штат небольшой). Теоретически можно избежать наказания, но как оно будет на самом деле? Мы стали свидетелями такой ситуации: контролер только-только оформил предупреждение, как из ресторана выбежала женщина и бросилась к машине с квитанцией. Как рассказал Анджей, она не первый раз так делает. Следит в окно за появлением человека в ярком жилете и, сделав вид, что только-только подъехала, заполняет парковочный талон.

— Есть еще одна хитрость, более заковыристая, — усмехается Йоанна Чачковска. — Водители стали использовать специальные чернила. Если талон подержать над открытым пламенем, то они исчезают. Таким образом квитанцию используют дважды, а кто и трижды. Но опытный контролер определяет обман сразу — след от ручки ведь остается. К тому же мы выдали специальные спреи, которые вскрывают обман.

Надпись сделана специальными чернилами
Подносим бумагу к огню и...
...надписи как не бывало
Но спрей возвращает ее на место

И действительно! Анджей всякий раз пристально вглядывался — не осталось ли следов на талоне от двойного использования. Он рассказал, что имеет полное право трактовать такой факт как неоплату. Также любые иные надписи, заметки или помарки автоматически делают квитанцию недействительной.

— Часто ли нарушают водители автомобилей с белорусскими номерами? — переспрашивает Анджей. — Случается. Сегодня, например, попался Volkswagen с гродненским регистрационным знаком.

Белорусы, по словам сотрудников бюро, обычно штрафы исправно оплачивают. Если же иностранец проигнорирует квитанцию, то парковщики могут отправить информацию на границу со всеми вытекающими последствиями. Правда, нам напрямую сказали: заниматься такими случаями накладно.

Система парковок, которые являются платными в самое востребованное время — с 10:00 до 18:00 в будни, формировалась в Белостоке постепенно. Сначала, в 1999-м, было много возмущения, хотя платная зона была втрое меньше, чем сейчас. Конкурс тогда составлял 100 автомобилей на одно место в центре! Но преимущества первыми оценили жители центра Белостока, а потом и остальные горожане. «Расширять стоянки пришлось бы до бесконечности, и это, очевидно, все равно не решило бы проблему, — подытоживает Йоанна Чачковска. — Введение парковочных зон было единственно правильным решением. Плата распределила баланс, сделала стоянку и время на ней ценным. Да, кое-где есть дикие парковки. Да, торговые центры вынуждены были ввести временнóе ограничение на стоянку на их паркингах. Но это незначительные моменты, которые в целом на ситуацию не влияют. После появления платных парковок обстановка нормализовалась сама собой, город вздохнул свободнее и облегчил задачу водителям. Странно, что в Минске до сих пор не так».

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. db@onliner.by