Стоять бояться! На улицы Минска выехал сканер неправильной парковки

 
27 ноября 2014 в 8:30
Автор: Андрей Журов. Фото: Алексей Матюшков
Автор: Андрей Журов. Фото: Алексей Матюшков

Над панелью служебного автомобиля ГАИ нависает устройство, отдаленно напоминающее Polaroid, скрещенный с планшетом. Это российский прибор «Паркрайт», на который возлагают большие надежды. С его помощью предполагается решить проблему неправильной парковки в Минске и других городах страны. Он станет инструментом неотвратимости наказания за, по сути, мелкое, но массовое нарушение ПДД. Ожидается, что внедрение устройства, в частности, уберет припаркованные машины с пешеходных переходов, перекрестков, тротуаров и газонов, а также освободит крайнюю правую полосу для движения. Как инспекторы будут фиксировать нарушения и что ждет автомобилистов, читайте в нашем репортаже.

Проблемой в привлечении нарушителей правил остановки и стоянки всегда были неоправданные временные затраты. Инспектору нужно прежде найти водителя, потом оформить протокол, ну а штраф за неправильную парковку совсем небольшой — всего 1 б. в. (150 тысяч рублей). Хотя криво стоящий автомобиль может мешать проезду трамвая, мусоровоза или машины экстренной службы. Теперь для фиксации нарушений не придется даже останавливаться, она будет происходить на скорости 20—30 км/ч из автомобиля ГАИ.

— Вот смотрите, прибор наведен на правый край проезжей части, — показывает и. о. начальника ГАИ Центрального района Минска Сергей Бабич. — Он будет фиксировать машины, припаркованные с нарушениями ПДД. Как устройство узнает, где разрешена остановка и стоянка, а где нет? Очень просто. «Паркрайт» оснащен GPS. На карте отмечены запрещенные зоны. Только служебный автомобиль ГАИ въезжает в такое место, как прибор начинает сканировать номера.

Движемся по улице Сторожевской. Въезжаем как раз в зону действия знака «Остановка запрещена». На экране прибора появляется зеленая рамка. Как только в объектив попадают машина и ее номер, она сразу выхватывает цифры и распознает их. Все! Процесс фиксации начался.

Начался, потому что зафиксировать автомобиль, припаркованный с нарушением, нужно дважды. Это связано с некоторыми оговорками в ПДД и касается так называемого «правила пяти минут». Необходимо еще доказать, что машина именно стояла в запрещенном месте эти самые пять минут или больше.

— Правда, есть ситуации, когда пять минут выжидать не потребуется, — отметили сотрудники ГАИ. — Например, парковка на газоне запрещена в любом случае. Создатели «Паркрайта» предусмотрели возможность фиксировать таких нарушителей сразу.

Обращаем внимание, что «Паркрайт» распознал номера только двух из семи автомобилей. Причем крайним в прямом смысле этого слова оказался тот, который был припаркован последним.

Поначалу мы решили, что номера не очень чистые и прибор спасовал. Но потом выяснилось, что скорость машины была слишком быстрой для устройства. Оно просто не успевало сориентироваться при 40 км/ч.

Делаем паузу. Нужно ведь выждать пять минут. В это время инспекторы демонстрируют, как велась фиксация днем ранее на улице Немиге.

— Сначала мы зафиксировали такси в 11:18, а потом — в 11:25, — показывает Сергей Бабич. — Вообще, делается четыре снимка: дважды общий вид автомобиля, чтобы была понятна окружающая обстановка, и дважды крупно номера. Можно зайти и посмотреть видеозапись, чтобы убедиться: машина припаркована в неположенном месте.

Самое интересное, что в объектив прибора попал не кто-нибудь, а минский нарушитель-рекордсмен, которого знает каждый инспектор ГАИ в городе. Таксиста на Fiat Doblo множество раз штрафовали именно за парковку в неположенном месте. Всякий раз он клянется, что больше его не увидят, но через час снова оказывается там же. Интересно, что он скажет теперь, когда заработал «Паркрайт»? Ранее нам в интервью он признавался: «Это автоматика. Что с нее взять?»

Пять минут прошли. Заходим на второй круг по улице Сторожевской. На этот раз автомобиль движется медленнее и прибор становится более внимательным. И надо же, он фиксирует все стоящие машины без исключения!

— Подсказывать прибору, какой автомобиль стоял ранее, не нужно. Он их помнит. И если замечает совпадение, то появляется предупреждение, — объясняют инспекторы.

Удивительно, но две ранее зафиксированные машины уже уехали. А стало быть, нарушения не выявлено. Перемещаемся чуть ближе к Троицкому предместью, где также велась фиксация. Прибор сразу рапортует о совпадении. В правом нижнем углу экрана на желтом фоне появляется надпись «Стоянка».

— Теперь владельцу автомобиля придет штрафная квитанция по почте, — рассказывают сотрудники ГАИ. — Наподобие той, что отправляют за превышение скорости, зафиксированном камерами.

Инспекторы сообщили, как происходит процесс формирования нарушения. Сотрудник ГАИ достает из «Паркрайта» ключ с картой памяти, заносит данные в компьютер. «Сейчас оформление требует временных затрат. Но в будущем процесс максимально оптимизируют. Достаточно будет сделать буквально три клика мышкой — и постановление оформлено. А скоро даже этого не потребуется. В прибор вмонтируют модуль, и он будет передавать информацию в отдел дистанционно, то есть с маршрута», — поясняет Сергей Бабич.

Далее «письмо счастья» отправят владельцу автомобиля. Тут все так же, как и с камерами скорости. По словам инспекторов, сейчас нарушение оформляется на следующий день и тогда же отправляется по почте. Потом все зависит от службы доставки, но для Минска, как правило, это занимает 2—3 дня.

Как говорят сотрудники ГАИ, тестируют прибор они уже третью неделю. Госавтоинспекция Центрального района отрабатывала, в частности, улицу Киселева. Там большая проблема с движением автобусов. На узком участке улицы из-за припаркованных автомобилей общественному транспорту приходилось выезжать на встречную полосу. Говорят, достаточно было отправить первые «письма счастья», чтобы решить проблему.

Для ГАИ каждого района города выделено по одному «Паркрайту», еще три находятся непосредственно у спецподразделения ГАИ Минска. Этого уже достаточно для столицы, считают эксперты. Впрочем, планируются дополнительные поставки приборов.

— А вы будете отрабатывать только уличную сеть в центре города? — спросили журналисты.

— Нет. В спальные микрорайоны планируем выезжать тоже, — ответил Сергей Бабич.

— И во дворы?

— Дифференцировано работаем. Собираемся выезжать и после звонков граждан, то есть в жилые зоны также.

Сергей Бабич

Каким будет реальный эффект от использования приборов автоматической фиксации нарушений правил парковки, станет понятно в течение месяца. В ГАИ прогнозируют, что наверняка кто-то захочет уйти от ответственности: на номерах появятся листочки, стыдливо прикрывающие цифры регистрационного знака, некоторые словно случайно будут заляпаны грязью. Но инспекторы предупреждают: за такое можно получить штраф, в 10—20 раз превышающий наказание за неправильную остановку/стоянку, и этому будет уделено большое внимание.

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. db@onliner.by