Автор минского феномена и крутой реформатор. Вспоминаем легендарного начальника ГАИ

 
26 января 2015 в 8:30
Автор: Андрей Журов. Фото: Влад Борисевич
Автор: Андрей Журов. Фото: Влад Борисевич

Этот человек пришел в Минскую ГАИ полвека назад, а помнят о нем горожане до сих пор. Иван Худеев зарекомендовал себя реформатором с крутым норовом. С его легкой руки в столице появились зачатки интеллектуальной транспортной системы. При нем на всесоюзном уровне заговорили о минском феномене: в городе пешеходы практически не нарушали ПДД. «Как он этого добился?» — спрашивали в Москве. Все просто. Пока другие командировочные везли из-за границы джинсы и видеомагнитофоны, он вез новые идеи работы с участниками дорожного движения. Сложно поверить, что такой выдающийся человек так и прожил в однокомнатной квартире и только в конце жизни обзавелся личным автомобилем. ЗАЗ ему выделили, когда полковник потерял ногу.

* * *

Нонсенсом было уже само назначение бывшего фронтовика начальником ГАИ. Где это видано, чтобы на полковничью должность поставили капитана! Но в 1961 году именно так и произошло. «Это был чрезвычайно принципиальный человек. Его профессиональные качества высоко ценили, — рассказывает ветеран Минской ГАИ Константин Андрончик. — Вспоминается такой случай. В кабинете Ивана Степановича раздается телефонный звонок. Звонят по вертушке. На проводе — генерал, заместитель министра внутренних дел. Просит строго не наказывать футболиста, попавшегося пьяным за рулем. Худеев, поморщившись, спрашивает: „А вы кто?“ Генерал опешил: „Ты что, не узнал меня? Я твой начальник, курирую ГАИ, заместитель министра!“ А Иван Степанович спокойно так отвечает: „Ну вот видите, это ж не ваш уровень…“ Худеев пошел на рискованный шаг, но такова была суть этого человека. Он не мог игнорировать свои принципы и убеждения».

* * *

Именно при Худееве заговорили о минском феномене. Даже если улица была пустой, пешеходы терпеливо дожидались зеленого сигнала светофора — никто на красный не шел, пересекали проезжую часть только по «зебре». Гости столицы удивлялись, но тоже подчинялись этому всеобщему настроению. «Иван Степанович четко понял, какие нужно задействовать стимулы, — вспоминают старожилы ГАИ города. — Он связался с профсоюзными организациями, плотно работал со всеми крупными предприятиями. Если пешеход, да и любой другой участник дорожного движения, нарушал ПДД, по месту работы направлялось соответствующее письмо. Итогом мог стать, например, перенос отпуска с лета на зиму. Или была еще одна популярная мера: путевку в санаторий могли передать другому, более дисциплинированному на дороге человеку».

По инициативе начальника ГАИ, в городе установили около двух тысяч ограждений, на улицах дежурили дружинники. Минск стали называть городом западной культуры, сюда приезжали со всего СССР — перенимать опыт.

* * *

За день инспектор может остановить десять, двадцать, тридцать нарушителей. Но это все равно капля в море. Руководитель ГАИ решил: нужно обращаться к каждому, а самый простой и эффективный способ — через СМИ. По его инициативе на белорусском телевидении была создана общественная студия, которая освещала вопросы дорожной безопасности. В газетах появились постоянные рубрики. На полиграфкомбинате им. Я. Коласа установили бегущую строку, с помощью которой сообщались данные об аварийности. Во время футбольных матчей на стадионе «Динамо», которые были чрезвычайно популярны, тоже размещалась информация из сводок. На проблемных перекрестках дежурили инспекторы с мегафонами, призывавшие соблюдать ПДД. Они также сообщали о последних случаях, иногда даже называли фамилию предполагаемого виновника аварии и его место работы.

* * *

Сейчас за огромным дорожным хозяйством в Минске следит специальная организация — СМЭП. Дорожные знаки, светофоры, разметка... В бытность Худеева масштабы были скромнее. Однако он понял, что эта сфера в обозримом будущем получит развитие. Так что СМЭП, можно сказать, стала его детищем. Сегодня в городе тестируется много технологий, в том числе на базе этого предприятия. Иван Степанович оказался на удивление прозорлив.

* * *

«Зеленая волна» тоже впервые появилась при Иване Степановиче. Ее организовали на пр. Ленина (ныне — пр. Независимости) после изучения опыта в союзных республиках. Водители нововведение оценили. Сейчас оптимизация светофорного регулирования проводится на другом уровне. Но еще тридцать лет назад это было новым явлением, трендом, как сказали бы сейчас. И положил ему начало Худеев.

* * *

Теперь уже немногие помнят, но в 1970—80-е мотоциклисты заставляли трястись весь город! Это была неуправляемая армия, которая создавала шум и аварийные ситуации. Между автомобилистами и мотоциклистами велась самая настоящая дорожная война. Они подрезали друг друга и постоянно конфликтовали. Никто не уступал ни квадратного сантиметра проезжей части!

— Был такой случай. Водитель такси и мотоциклисты повздорили на одной из улиц. В результате таксисту пришлось спасаться бегством! Он нашел укрытие только в здании ГУВД, — со смехом рассказывает Константин Андрончик. — Шутки шутками, но с мотоциклистами надо было что-то решать. Тогда Худеев придумал такой вариант. На Боровой организовали мотодром. А с самими рокерами, как их тогда называли, договорились: никаких гонок в городе, а на специальной площадке — пожалуйста. Это помогло снизить градус эмоций на улично-дорожной сети.

* * *

У Худеева родилась еще одна интересная идея: он решил, что служить нужно еще и красиво. В результате был создан эскортный взвод, который должен был встречать и сопровождать высоких гостей. Так, в 1972-м впервые эскортировали кабриолет Фиделя Кастро, тем самым положив начало красивой традиции.

* * *

Кстати, знаменитая станция диагностики (возле здания Минской ГАИ) тоже была создана именно по инициативе Худеева. Долгое время только тут в городе можно было пройти техосмотр. Она и сейчас остается очень популярной среди минских водителей.

* * *

В этой публикации нельзя просто так пролистать трагическую страницу. Ведь Петр Машеров погиб именно тогда, когда начальником Госавтоинспекции был Худеев. «Иван Степанович, хоть и выглядел растерянным, сразу сказал, что за все будут отвечать он и его заместитель, — вспоминают ветераны ГАИ. — Хочется сказать, что он не снимал с себя вины. Постоянно повторял, что мы неправильно сопровождали первое лицо страны. Но такова была воля самого Петра Мироновича. Тогда к Госавтоинспекции претензий не было по одной причине: до трагедии мы неоднократно информировали и КГБ, и ЦК партии о недопустимости такого сопровождения».

* * *

— Худеев очень дружил с Никулиным, — рассказывает о неожиданном факте Константин Андрончик. — С Юрием Владимировичем они были большими друзьями! Сложно понять, что объединяло принципиального инспектора и знаменитого клоуна. Но Никулин, будучи на гастролях в Минске, всегда заезжал к Худееву. А когда последний приезжал в Москву, то его встречала машина директора цирка на Цветном бульваре.

* * *

Вместе с тем Худеев был чрезвычайно скромным человеком. У него никогда не было ни своей дачи (только служебная), ни машины. Будучи полковником, он жил в однокомнатной квартире. «Ему были чужды партийные привычки — охоту не любил. Зато мог долго гулять по зимнему лесу, — вспоминает Константин Андрончик. — Коварная болезнь лишила его ноги: не забывайте, что Иван Степанович был фронтовиком. Только тогда ему выделили ЗАЗ, в котором было предусмотрено ручное управление».

* * *

При подготовке публикации все время было ощущение, что этот человек обгонял время, словно смотрел в завтрашний день и предсказывал тенденции. Иван Худеев, который проработал в ГАИ 26 лет, давно умер. Но его идеи до сих пор воплощаются в жизнь, а технологии работы переняли преемники.

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. db@onliner.by