Эксперт: цены на автомобили упали вдвое, и это еще не предел

 
13 февраля 2015 в 8:00
Автор: Андрей Журов. Фото: Влад Борисевич, Максим Малиновский
Автор: Андрей Журов. Фото: Влад Борисевич, Максим Малиновский

В Беларуси всегда был перегретый рынок автомобилей. А теперь он еще и перенасыщенный. За полгода машины подешевели вдвое. Таких ценовых потрясений Ждановичи и Малиновка еще не знали! Кому нужно продать старый автомобиль, рвет на себе волосы: многие не готовы снижать цены и наивно ждут изменения ситуации. Эксперт Дмитрий Хлыстов уверен: этого не произойдет, время завышенных цен прошло, в марте — апреле на продажу будет выставлено еще больше машин. Другими словами, у покупателя наконец появился хороший выбор. Время актуального интервью о рынке подержанных автомобилей на Onliner.by.

— Прошло некоторое время после ажиотажного ввоза машин из России, и сейчас можно понять, к чему это привело. Рынок подержанных автомобилей реагирует ведь чуть позже. Как он сейчас поживает?

— В прошлом году белорусы ринулись в РФ с такой скоростью и прытью, что даже у москвичей закружилась голова. Никто от нас не ожидал подобного швыряния деньгами. На руку сыграла курсовая разница. В России ведь живут в рублевой зоне: пусть доллар подорожал, но цены на машины остались прежними — что на новые, что на старые. Затем настал наш черед сотрясаться. В одночасье в Беларуси все дорогие автомобили подешевели вдвое, а дешевые стали неликвидом, потому что даже за малые деньги теперь можно пригнать машину из РФ. Это стало отлаженной схемой: посылают гонца, который покупает автомобиль там, снимает с учета и пригоняет сюда. Остается уплатить утилизационный сбор в 600 тыс. рублей и зарегистрировать транспортное средство на свое имя. Во время ажиотажа началась игра наперегонки — кто выгоднее поменяет доллары на российские рубли. Вот первый эшелон притянул машину. А второй сэкономил еще пару тысяч долларов и привез намного дешевле. Соответственно, продать в Беларуси эти «поздние» автомобили можно по меньшей стоимости.

Дмитрий Хлыстов

— Получается, сейчас на белорусском рынке конкурирует осенний привоз с зимним?

— Да. Многие ведь покупали машины для последующей перепродажи. Быть может, изначально такая цель не стояла. Но ведь в России не все автомобили с пробегом хорошего качества. Некоторая заминка связана с особенностями постановки транспортного средства на учет. При регистрации в Беларуси делается запрос в РФ о легальности автомобиля. Ответ обычно приходит через несколько месяцев. Таким образом, примерно в марте — апреле можно будет снимать с учета тот вал машин, которые были ввезены в конце прошлого года. Люди к этому времени отъездят уже несколько месяцев и решат, нужен им этот автомобиль или нет. Часть неминуемо окажется на рынке.

— Ваш прогноз: что будет в марте — апреле?

— Машин станет еще больше. На рынке появится огромное количество российских автомобилей. Предложение уже сильно превышает спрос, а денег у людей нет. Припрятанные кубышки имеют печальное свойство заканчиваться. Учтите к тому же, что произошло сумасшедшее падение цены в долларовом эквиваленте на новые машины в России. Приведу такой пример. Еще полгода назад подержанный Hyundai Accent (2006 г. в.) стоил $11 тыс., а сегодня — максимум $5 тыс. Потому что в РФ новый Solaris (хит сезона, между прочим) стоит около $9 тыс. Представляете, на сколько просела цена! Проблема в том, что народ не готов отдавать свой любимый 9-летний Accent за $5 тыс. Он надеется выручить больше. Уверяю вас, напрасно! Renault Laguna (1996 г. в.) тоже $4 тыс. не стоит, максимум $1,5—2 тыс. — в зависимости от того, что от нее живого осталось. Теперь это неликвид. Он должен стоить как в Литве — 500 евро.

Сегодня на вторичном рынке нет понятия «рыночная стоимость автомобиля». Если кто-то говорит, что машина стоит $10 тыс., то я спрашиваю: кто вам это сказал, если у соседа такая же продается за $8 тыс.? Подержанный автомобиль стоит столько, сколько за него готов отдать покупатель. Но рынок пока не определился, где дно, да и это еще невозможно — курс российского рубля плавает.

Машин стало бы еще больше, если бы можно было снимать автомобили с учета день в день. Наши предприимчивые завсегдатаи авторынков ввезли бы их столько, что было бы некуда ставить. Более того, сейчас появилась новая тенденция: россияне приезжают и продают свои машины у нас. Схема простая: найдя покупателя здесь, едут в ГИБДД Смоленска или Брянска, снимают с учета, регистрируют автомобиль на имя белоруса, рассчитываются, а потом по приезде сюда ставят на учет.

— Неужели мы наконец приблизились к европейскому уровню цен на вторичном рынке, о чем так долго мечтали?

— Конечно. Как новые, так и подержанные машины сильно просели в цене. Особенно это касается, скажем так, неликвидных «троглодитов». Раньше можно было купить в Москве десятилетнюю Audi A8 с объемом двигателя в 4,2 литра. Вот кто-то шиканул и позволил себе такой автомобиль за $20 тыс. Ну а дальше пошло-поехало: заправка, содержание, обслуживание, страховка, колеса R20… Новоявленный владелец премиум-седана уже не в состоянии его «кормить» и решает продать. Но теперь же машина стоит вдвое дешевле, и это еще не последняя цена.

— Получается, спрос носил и носит скорее эмоциональный характер, чем прагматичный?

— Разумеется. Человек говорил: не хочу ездить на Skoda Fabia, дайте мне крутую BMW. В России это были, как правило, автомобили с бензиновыми моторами и в максимальной комплектации. Да, купить задешево их можно, но за 3—4 года они обойдутся в еще одну свою стоимость. Когда человек сталкивается с необходимостью, скажем, поменять кардан с крестовинами по полторы тысячи евро, то задумывается о продаже. Со старыми внедорожниками с большими объемами именно такая история и случилась.

— А что вообще стало неликвидом?

— Все автомобили старше 10 лет и с объемом двигателя свыше 2,5 литра.

— Сейчас главная проблема при покупке новой машины — это сбыть старую. Как быть тем, кто не хочет продавать автомобиль задешево?

— Тут два варианта: или, грубо говоря, попадать на деньги, или ставить машину на прикол. Причем в последнем случае нет никакой гарантии, что сделка вообще когда-нибудь состоится. Зачем покупать десятилетний BMW X5 с пробегом и сумасшедшим объемом за $15 тыс., когда новый Hyundai ix35 или Kia Sportage стоит $20 тыс.?

— Посоветуйте хотя бы, где продавать машину…

— Продажи перешли в интернет. Потому что ехать на авторынок затратно: нужно встать рано утром в субботу, занять очередь, заплатить деньги. Люди этим заниматься не хотят. Поэтому большая часть сделок осуществляется через интернет-площадки. А автокомиссионки переживают не лучшие времена. Раньше, в 2008—2012 годах, когда был кредитный бум и выгодные ставки, они активно оказывали посреднические услуги: одним помогали продать машину, а другим, соответственно, купить. Сегодня кредитные ставки на подержанные автомобили высоки и автохаусы из-за переизбытка дешевых машин переживают серьезный кризис. Их услуги в нынешних реалиях не нужны: можно самому поехать в Россию или найти автомобиль через интернет.

Но у людей остались непроданные машины. Например, у первого эшелона, который поспешил в РФ, купил новый автомобиль, а теперь не знает, что делать со старым. Эти машины подвисли. Все ждут весны, когда на рынок выйдут «подснежники». Многие наивно полагают, что появится куча покупателей, и не снижают цену. Но опять-таки, зачем покупать подержанный, потенциально проблемный автомобиль за $5 тыс., если можно приобрести новый до $10 тыс. в лизинг и спокойно ездить на машине с нулевым пробегом?

Авторынок как площадка пока присутствует. Но он стал неподъемным для большинства белорусов. Ждановичи всегда позиционировались как место продажи недорогих, подержанных автомобилей. Сегодня там каждая вторая машина пригнана из России. Такого не было никогда! Оставшаяся часть — свежепригнанные автомобили из Германии примерно 2012 года выпуска стоимостью $8—15 тыс. Сегмент «$2—6 тыс.» на авторынке отсутствует как таковой. Покупатель с периферии или люди со средним достатком, приехавшие за дешевой машиной, могут уйти с авторынка пешком.

— Почему образовался такой вакуум?

— Человек, продающий недорогой автомобиль, не едет на авторынок, не тратит 350 тыс. рублей за въезд, а просто выставляет объявление в интернете. Но качество таких машин оставляет желать лучшего. А покупатель привык придираться к царапинкам, салону и так далее. Поэтому люди из регионов ищут автомобили в интернете, едут в Минск и другие крупные города, тратят кучу времени. Чтобы выбрать годный вариант, приходится смотреть 20—30 машин, совершенно не готовых к продаже, — у одних подтекает масло, у других ржавчина, у третьих запущенный салон. А покупатель боится приобрести будущую проблему на колесах, в которую придется вкладывать и вкладывать деньги. Ему нужен нормальный автомобиль, на котором он будет ездить.

— Что будет теперь с авторынками и комиссионками?

— По моему мнению, автохаусы окажутся в забвении. Ведь товар, который они принимают, должен быть хорошего качества, приемлемый по деньгам и ликвидный в плане продаж. Однако в комиссионку, как правило, попадает то, что люди не могут продать сами, причем по разным причинам (завышенная цена, неготовое состояние, нежелание устранять дефекты). Другой вариант — снижение стоимости, на что некоторые комиссионеры идти не хотят. В результате такие площадки забиваются неликвидным товаром, который стоит месяцами. На рынке сложнее отследить, сколько автомобилей продается. Но он всегда был более гибким.

— На фоне всего этого ажиотажа возникает вопрос: не был ли рынок подержанных машин у нас переоценен?

— Конечно, цены были завышены. Вспомните, как формировался рынок. В 2008 году массово ввозили автомобили среднего класса, например всеми любимые Peugeot, Citroen и Renault. Их импортировали большими партиями из Германии и Литвы, где каждый стоил 2—3 тыс. евро плюс 800 евро на таможенные платежи. Также прибавьте расходы по доставке и оплату услуг перегонщика. В среднем у нас такая машина обходилась в $5—6 тыс. После повышения пошлин автомобили резко подорожали. Образовался провал, связанный с невозможностью дешево ввезти машину среднего класса. В результате обычный автовладелец столкнулся с такой проблемой: есть, допустим, Opel Zafira (2002 г. в.), которую он купил в Ждановичах. Отъездив пару лет, человек продал ее за $6—7 тыс. А что купить? Новые машины стоили дорого. Пригнать относительно свежий минивэн из-за границы? А что это будет за автомобиль? Во сколько он обойдется? Фактически смена минивэна на более новое поколение сулила траты в размере $10—15 тыс. Скажем, Peugeot 807 (2008 г. в.) стоил $20 тыс. А тут произошел коллапс.

— И сказался отложенный спрос?

— Именно. Возник вопрос: зачем везти из Европы машину с 1,4-литровым мотором, если в России есть хорошие предложения с большей кубатурой, да еще и дешевле? К тому же у белорусов есть предубеждение к малообъемным двигателям с раскрученной мощностью. Существует такое расхожее мнение: машину сделали, а мотор положить забыли. Мы как-то больше предрасположены к старым добрым «атмосферникам».

— Кстати, в Литву и Германию за автомобилями еще ездят?

— Ездят за тем, что не производится в России. Например, за дизельными Renault Laguna и Citroen C5. Сейчас евро просел: цена в долларовом эквиваленте на машины в Евросоюзе упала. Не забывайте, что таможня тоже считается в евро. Совокупность этих факторов дает такую же цену, как в РФ. Европейские автомобили стали конкурентоспособными по отношению к российским предложениям. А тут еще наша ментальность. Наши люди, оказывается, не готовы покупать французские бензиновые машины с «роботами» или вариаторами. Им подавай дизельную шестиступенчатую «механику». Таким образом рынок разделился. С одной стороны, автомобили (с объемом двигателя в 2,0 литра и больше) из России, которые невыгодно пригонять из-за границы. С другой — свежий европейский «пригон».

Зато у покупателя есть выбор: новый, но бюджетный Nissan Almera либо подержанный «немец», «кореец» или «француз» совершенно другого класса и уровня безопасности. Это, скажем, Skoda Octavia, Volkswagen Passat B6, Citroen C5. В Беларуси всегда считалось: лучше иметь подержанную Audi, чем новую Daewoo.

— Стандартная ситуация: у человека есть $10 тыс., нужен автомобиль. Что ему делать?

— Сейчас вариантов масса: можно купить машину, пригнанную из России, или автомобиль премиум-класса через интернет, или пойти на рынок и купить транспортное средство, привезенное из Литвы. Выбор за такие деньги колоссальный. А вот когда есть $2 тыс. и $8 тыс. надо взять в кредит, начинается совсем другая история… На рынок не пойдешь, потому что нет наличных денег, а в автохаусе — высокие ставки.

— Помните, в 2010 году неожиданно заявили, что таможенные ставки повышать не будут? Тогда в приграничье у многих во дворах стояло по две машины. Можно ли сравнить ту ситуацию с нынешней?

— Тогда были цветочки. А сейчас подоспели ягодки. Теперь у всех во дворах стоит по три машины! Многие белорусы всегда рассматривали автомобиль как вложение денег. Но это не так, поскольку машина перешла в разряд товаров широкого потребления. За среднюю месячную зарплату в Минске сейчас можно купить транспортное средство.

Цены падали, падают и будут падать. Напрасно кто-то думает, что автомобили в России закончились. В одной Москве машин больше, чем у нас жителей. А еще конвейеры заводов в РФ продолжают работать и работать. Беларусь может захлебнуться в автомобилях очень быстро, хотя для потребителя это хорошо.

— По сравнению с летом, насколько снизились цены на вторичном рынке?

— Вдвое. Просели и новые, и подержанные. Есть отдельные машины, которые не потеряли в цене за счет своей ликвидности. Например, Volkswagen Passat B3 как стоил $3 тыс., так и сейчас продается минимум за $2,5 тыс. Считается, что это вечный автомобиль, правильный, починишь в любом гараже. В России такого сегмента просто не было, а белорусы умудрялись содержать эти машины в нормальном состоянии. То есть конкурентов для них на рынке не стало даже после падения цен. К данной категории можно отнести, допустим, Audi A6 C4 и Volkswagen Passat B4.

В то же время предпочтения у белорусов все же меняются. Появился выбор: или купить Passat B5 (2001 г. в.), или добавить $3 тыс. и приобрести новый Polo Sedan. Те, кто хочет возиться с алюминиевой подвеской и менять дорогостоящее сцепление, выбирают первый вариант, потому что это престижно. Но многие уже склоняются к машине с нулевым пробегом и трехлетней гарантией.

— К Европе в этом смысле мы приблизились?

— Сомневаюсь. Потому что в Германии и Голландии авторынки давно закрылись. А в Литве последний уже на ладан дышит. В нормальной стране человек едет в дилерский салон и сдает старый автомобиль в зачет нового. А профессионалы объективно оценивают такую машину и решают, что с ней делать. Подобная сделка чистая с правовой точки зрения, а потребитель получает определенные гарантии. Но транспортное средство в результате дорожает на энное количество процентов.

— Когда у нас наконец заработает trade-in? Есть вообще те, кто сдает старые автомобили в салоны?

— Да, и их стало больше. Раньше было как: просто выкидывали объявление в интернет — приезжали россияне и покупали. А сейчас все стало по-другому. Нынче продать подержанный автомобиль очень сложно. Если человек хочет избавиться от старой машины и получить новую, то он приходит в салон, где ему предлагают лизинговую программу и другие приятные бонусы.

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. at@onliner.by