Десять самых громких аварий с участием общественного транспорта

 
20 марта 2015 в 8:00
Автор: Андрей Гомыляев
Автор: Андрей Гомыляев

Многие водители стараются объезжать автобусы и троллейбусы стороной, заранее перестраиваются. Делают они это отнюдь не из соображений безопасности, а просто чтобы не терять время из-за медленной скорости общественного транспорта. И правда, по техдокументации максимальная скорость МАЗ-105 — только 80 км/ч. Тем не менее за последние несколько лет случилось немало ДТП с участием автобусов, троллейбусов и трамваев, причем не всегда причинами столкновений становились действия водителей легковушек или пешеходов. Мы собрали десять самых резонансных аварий с участием общественного транспорта, произошедших за последнее время в стране.

В 2012 году центр Витебска оказался перекрыт из-за серьезного ДТП. Столкнулись автобус и трамвай. И если первый получил не очень значительные повреждения, то старый КТМ-5, который выпускался еще в начале 80-х, буквально разорвало на части. От удара кабина трамвая развалилась как картонная, в то же время весь кузов остался на колесах. Неизвестно, насколько серьезно советские конструкторы разрабатывали систему безопасности, но в результате аварии никто из пассажиров не пострадал. Травмы получил только водитель трамвая. По словам инспекторов, оба транспортных средства поворачивали налево.

Сразу десять автомобилей получили повреждения в июле прошлого года — в результате удара тяжелого АКСМ-321. Припаркованные на выделенной стоянке легковушки смяло гармошкой. По предварительной версии, во время движения шофер почувствовал недомогание и потерял сознание. Троллейбус некоторое время был неуправляем, двигался самостоятельно и таранил припаркованные машины. В результате десять транспортных средств получили механические повреждения. Люди в аварии не пострадали. Водителя с высоким артериальным давлением с места ДТП забрали в больницу.

А вот что бывает, когда в крепкий кузов новых моделей «Белкоммунмаша» врезается легковушка. В ноябре 2012 года произошло столкновение троллейбуса и BMW. Свидетелями стали не только жители столицы, но и гости — ДТП случилось прямо напротив минского железнодорожного вокзала. У АКСМ оказались помяты задние двери, а вот седан восстановлению уже не подлежал. Автомобиль проехал прямо на запрещающий сигнал светофора, сообщали в ГАИ. Водителя легковушки, а также двух пассажирок троллейбуса доставили в медучреждение.

Мало что осталось и от кузова Audi A4 в мае 2012 года. Это немудрено, ведь водитель врезался сразу в два автобуса. Первый удар пришелся на стоящий на ул. Кольцова в Минске МАЗ, затем машину отбросило на встречную полосу — под второй пассажирский МАЗ. После столкновения Audi загорелась. Целыми у седана остались разве что багажник и левая задняя часть кузова. Как утверждал сам молодой человек, находившийся за рулем легковушки, он ехал со скоростью 60 км/ч, не увидел автобус и совершил ДТП. Объяснение подписать не смог, сославшись на плохое самочувствие. Как оказалось позже, парень был нетрезв. Сам он пострадал несильно, а вот девушка-пассажир получила несколько открытых переломов конечностей.

Профессия шофера общественного транспорта опасна не только каждодневным риском попасть в ДТП. Случается немало несчастных случаев иного техногенного характера. Один из таких имел место в столице в апреле прошлого года. Произошел обрыв контактной сети — под проводами проехал грузовик, на котором перевозили кран. Тот и задел сеть. Исправить проблему решила женщина — водитель троллейбуса. Но в тот момент, когда она подняла провода, по ним проехал Iveco. У пострадавшей диагностировали перелом плеча и травматическую ампутацию трех пальцев на руке.

В декабре 2013 года случившаяся по вине водителя троллейбуса авария обошлась без тяжелых последствий, повреждения получили только сам АКСМ и BMW 5-Series. Запомнилось это ДТП тем, что посреди буднего дня по одному из самых загруженных столичных проспектов — Партизанскому — водитель везла пассажиров, будучи пьяной. Троллейбус относительно несильно «догнал» легковушку, однако вскоре выяснилось, что в крови у женщины было 2,88 промилле. Как она оказалась за рулем? Проходила ли предрейсовый осмотр? В «Минсктрансе» лишь сообщили, что в тот же день виновница аварии была уволена, а в ГАИ пообещали немалый срок лишения водительских прав и штраф. Примечательно, что после происшествия пассажиры в один голос кричали, что шофер неадекватна, однако пока ехали, в 102 никто звонить не стал.

Пожалуй, самым крупным ДТП из нашего списка можно назвать инцидент, случившийся за пару дней до нового 2012 года. Масштабы аварии действительно немалы для Минска — в больницы были доставлены 22 человека. Такие происшествия с участием общественного транспорта в городе не случались давно, признались в ГАИ. Тогда в вечерний час пик пустой трамвай протаранил переполненный троллейбус. Его водитель пыталась предупредить окружающих, кричала и размахивала руками, но предотвратить аварию не удалось. Троллейбус-«гармошка» сложился напополам. Если бы не он, трамвай врезался бы в толпу пешеходов. Позже его водитель пояснила: была неисправна тормозная система, ехала в депо. То есть она знала, что имеется серьезная поломка. Возникает вопрос: почему неисправный трамвай не буксировали?

Согласно представлению ГАИ, в действиях водителя усматриваются нарушения должностной инструкции водителя трамвая. Также были нарушены определенные пункты правил ПДД.

К сожалению, некоторые происшествия имеют и трагический финал. Говоря о смертельных ДТП, нельзя обойти стороной две похожие аварии — в Бресте и Лиде. В обоих случаях погибли мальчики, ученики младших классов, в обоих случаях она попали под МАЗы, следовавшие по городским маршрутам. В Бресте ребенок пересекал проезжую часть в установленном месте, но двигался на велосипеде. Водитель автобуса — пожилой мужчина утверждал, что при повороте никого на переходе не было. На небольшой скорости он начал поворачивать и вдруг услышал сильный удар. Позже следователи сообщили, что шофер не имел возможности заметить велосипедиста и предотвратить столкновение. При изучении обстоятельств ДТП в Лиде выяснилось, что там автобус тоже поворачивал. После окончания уроков группа детей направилась к остановке. Девочки сели в автобус, а мальчик нет — он ездил по другому маршруту. Дети стали прощаться — махать из салона однокласснику рукой. Он поддержал эту забаву, стал махать в ответ и побежал за машиной. 26-летний водитель поворачивал и не заметил, как на проезжей части оказался школьник. А тот, в свою очередь, не обратил внимания, что тротуар закончился и началась дорога, продолжал бежать по инерции.

Новость об этом происшествии, имевшем место в Гомеле, распространилась и за пределы страны. В начале прошлого года в центре города автобус выехал за пределы проезжей части и оказался на газоне Пионерского сквера после того, как водителю (1973 г. р.) стало плохо. Заметив, что МАЗ наехал на светофор, прохожие начали разбегаться, но успели не все, одна женщина погибла. Автобус сбил скамейки, деревянную скульптуру, уперся в нее, колеса какое-то время буксовали по снегу. Авария случилась из-за резкого ухудшения самочувствия водителя. В сводках ГАИ упоминался термин «судорожный припадок», окончательный диагноз — «единичный впервые возникший генерализованный эпилептический припадок неуточненной этиологии».

Ну а первое место в рейтинге занимает не происшествие, а человек. Водитель минского автобуса успел прославиться в русскоязычном сегменте сети благодаря подборкам видео с авариями. И если до того момента, как он стал известен, инспекторы принимали его сторону, то после обретения популярности удача отвернулась от него. Речь идет о шофере столичного МАЗа, больше известном под прозвищем «Наказатель». Карьера мужчины была приостановлена после признания его виновником ДТП из-за несоблюдения безопасной дистанции. У шофера свои аргументы насчет этого: «Как возить безопасно людей по Минску? Для тех, кто считает, что я должен тормозить, скажу: торможу экстренно там, где можно, а где нельзя — плавно. Не лезьте под большой транспорт, а особенно под автобус или троллейбус». В итоге «Наказатель» получил два года лишения прав. Будем надеяться, подобные водители общественного транспорта никогда не встретятся на нашем пути.

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by