Колорист: «Не бита — хорошо, не крашена — вызывает сомнения. Таких машин просто не существует»

 
15 мая 2015 в 21:09
Автор: Андрей Гомыляев. Фото: Аркадий Соболев
Автор: Андрей Гомыляев. Фото: Аркадий Соболев

Сегодня под Минском проходил республиканский конкурс «Колорист года», организованный школой Epio и компанией «Европроект-центр». Во время соревнований мы расспросили специалистов о современных тенденциях в области покраски автомобилей. По их словам, в Беларуси автовладельцы намного более придирчивы к этому вопросу, чем в странах Европы. При том что, как уверяют колористы, в нашей стране практически нет машин, покрашенных «в цвет», а некрашеные автомобили должны вызывать подозрение у потенциального покупателя «вторички».

Первое испытание конкурсантов — определить номер цвета по образцу. Всего в картотеке 14 000 образцов. Ежедневная задача колориста — найти среди тысячи оттенков, например, синего такой, какой просит клиент. Чтобы понять, насколько это нелегкая профессия, специалисты привели пример: «У „БелДЖИ“ выпускается пока три модели. Для обывателя они имеют не более пяти цветов: черный, белый, серебристый, синий. На самом деле мы им поставляем 57 цветов».

Тут же возникает вопрос: зачем краски нужны дилерам, которые продают новые машины? Оказывается, некрашеных автомобилей вообще нет. После поступления в салоны практически все модели подкрашиваются. Некоторые могут получить микроцарапины при транспортировке, при попадании случайного камня, при сборке и так далее — все это устраняется.

Еще один конкурс — определить рецепт цвета исходя из пигментов. Последних всего около 50, а уже из них составляют те самые 14 000 цветов. Для каждого цвета — свой рецепт, составленный по весу каждого из пигментов на 100 грамм конечной краски. Готовый продукт взвешивают на весах. Колористы должны наизусть знать свойства каждого из пигментов, чтобы точно подобрать краску.

Стенд с пигментами
Так выглядит рецепт желтого. В первой колонке — название пигмента, во второй — вес на 100 грамм

«В нашей стране люди очень придирчивы в этом вопросе, — говорят профессионалы. — На Западе у большинства автовладельцев дверь может быть и не в цвет — лишь бы машина ездила. У нас пока автомобиль — вещь статусная, потому клиентам очень важно точное попадание в оттенок. Порой недовольные хозяева машины с одним перекрашенным элементом возмущаются, мол, при определенном освещении под определенным углом цвет не совпадает. Приходится переделывать. По затратам (трудовым и финансовым) исправление ошибки стоит как две работы по „заливке“». Потому и нужны колористы. Помимо прочего, в Беларуси действует СТБ, разработанный в 1972 году, согласно которому разнооттеночность в покраске не допускается. Так что на Западе в этом отношении колористам проще.

Зеленый-синий и зеленый-желтый цвета

Следующее задание — покрасить крыло «в цвет». Колористы занимаются этой работой наравне с малярами. «В зависимости от разницы давления, способа нанесения, распыления цвет будет разным, — говорят конкурсанты. — В первую очередь это касается перламутровых красок и цвета металлик. Для последнего, например, используются реальные металлические частички, зерно, как мы его называем (что также указывается в рецепте). Оно может по-разному лечь на элемент. В худшем случае металлик, по сути, перестанет быть таковым».

Тестовое письменное задание для конкурсантов стороннему человеку может показаться набором цифр и букв, однако специалисты все понимают.

Казалось бы, зачем в целом работа колориста, если при современном развитии технологий цвета могут различать роботы. На вооружении мастерских есть прибор спектрофотометр. Но, по словам мастеров, он годится для определения цвета лишь на новых автомобилях, только сошедших с конвейера: «На ЛКП после поездки по городу, стоянки под солнцем, мойки появляются микроцарапины. Из-за них лазерные лучи спектрофотометра преломляются, выдают несколько иной рецепт. Цветовосприятие глаза пусть и субъективно, но в эту профессию идут люди с обостренным чувством цвета».

«У наших автовладельцев есть предубеждение: если машина крашена — значит, бита, — рассуждают колористы. — На самом деле любой представитель нашей профессии скажет, что при покупке б/у автомобиля старше 5—7 лет „заливка“ является скорее плюсом. Если краска „родная“ — скорее всего, под ней ржавчина. Покраска означает лишь то, что предыдущий владелец следил за машиной».

Послушав колористов, мы пришли к максималистичному выводу о том, что все автомобили в нашей стране, да и в мире в целом, перекрашены, причем, как говорится «не в цвет». В это сложно поверить, но мастера подтвердили наше предположение. Для примера предложили выйти на ближайшую парковку и осмотреться. В качестве подопытного выбрали первую попавшуюся модель не старше пяти лет цвета серый металлик. Когда оттерли от пыли узкую полоску на границе заднего крыла и бампера, то увидели вот это:

Издалека различий не видно, но вблизи — совсем другая ситуация. «Могу точно сказать, что использовалась одна и та же краска с элементами серебристого и красного (отчего появляется фиолетовый отлив) металлика, — говорит колорист. — Выходит, краска одна, а цвета разные. Так происходит из-за различия в материалах: крыло из металла, бампер из пластика. У последнего другие свойства статики, зерно ложится под иным углом. Поэтому для пластика используют другие краски. Хотя сами автовладельцы часто отговаривают от этого. Был случай в работе. Клиент попросил перекрасить переднюю часть. Использовали две разные краски одного цвета: одну для пластика (крылья, например, у BMW X5, Renault Duster и других, бамперы), другую для металла. Результат клиенту не понравился — контрастировал задний бампер, который оказался темнее, чем вся остальная машина. Попросил переделать и передний по принципу „как было“».

В целом тенденция последних лет — выпускать на рынок автомобили с небольшим ресурсом, но более привлекательные для потенциальных покупателей. Для этой цели как раз и используют новейшие краски — машины становятся более яркими и блестящими. Конечно, такие краски стоят дороже, их использование при «перезаливке» обойдется в более внушающую сумму, чем было раньше. Ведь работа колориста, вопреки мнению большинства, далека от формулы «замешал в тазу синий с зеленым — и готово». Клиентам автосалонов стоит помнить об этом. Правда, как показывает работа специалистов по покраске, никого это не останавливает.

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. vv@onliner.by