Дуглас Энгельбарт более 6 лет работал над созданием компьютерной мышки, а маленькому Роберту Пэтчу было всего 6, когда он изобрел оригинальный самосвал. Маленький Роберт просто попросил папу сделать ему вот такую интересную машинку, которую отец впоследствии и запатентовал. Накануне Всемирного дня защиты детей Onliner.by вспоминает изобретения юных гениев в области автомобилестроения.
Родители канадца Жозефа-Армана Бомбардье были против его занятий небогоугодным делом изобретательства. В 13 лет он собрал паровозик, использовав механизм из часов, конструировал машинки и прочие механические игрушки. Однажды терпению родителей пришел конец, и Жозефа отправили в духовную семинарию. Но, приехав на каникулы, 15-летний Бомбардье не забыл о старом хобби и сделал снегоход из сломанного Ford T. На модифицированные санки он установил движок от Ford, к которому крепился самолетный пропеллер. Канадские заснеженные дороги тогда не чистили, и проблема транспортного сообщения в зимнее время была очень актуальна. Только вот, несмотря на все это, строгий отец приказал разобрать снегоход. Священника из парня не получилось, а создатель принципиально новых легких снегоходов вышел отменный. Его последнее изобретение — Ski-Doo, легкий снегоход для одного человека — стал платформой для развития нового вида зимнего спорта. Сейчас (помимо снегоходов и вездеходов) компания Bombardier — крупнейший в мире производитель железнодорожной техники и гражданских самолетов.
Ныне самый богатый человек планеты Билл Гейтс тоже начинал свою карьеру в юности. Вопреки расхожему мнению о его малообразованности, Билл все же как минимум любил математику и компьютеры, с которыми с удовольствием возился (и даже взламывал) в самой дорогой частной школе Сиэтла. Свой первый крупный капитал в $20 тыс. он заработал в 15 лет, когда создал программу для регулирования дорожного движения. А в 17 Гейтс с друзьями основал свою первую компанию Traf-O-Data, занимавшуюся созданием счетчиков дорожного трафика и составлением отчетов для дорожных инженеров.
Даже детская страсть сломать что-нибудь «неломаемое» приносит пользу, если дело касается современных вундеркиндов. Так, 14-летний подросток утер нос умным дяденькам из Delphi Automotive, которые занимаются кибербезопасностью автомобилей. А компания всего-то организовала группу из талантливых школьников и профессиональных инженеров для обсуждения возможностей электронной безопасности автомобилей. Эксперты рассчитывали лишь на свежий взгляд, но лекции оказались очень познавательными. Получив полезные сведения изнутри, подросток отправился в магазин радиодеталей. На следующее утро мальчик взломал «защищенный» автомобиль. Стоимость устройства составляла $15, что не могло не шокировать профи из Delphi Automotive, которым пришлось задуматься о том, что они зря едят свой хлеб. Инженеры лишь оправдывались, что изобретение подростка не подействовало на рулевую и тормозную систему. Зато на все остальное — вполне. Мальчик смог управлять блокировкой дверей и остальными функциями набитого электроникой авто. История оказалась поучительной и для других разработчиков систем безопасности машин, которые в срочном порядке начали работу над ошибками.
Другой же юный гений, наоборот, озабочен созданием всяческих беспилотников и роботизированных электронных систем. Так, Дима Сухоцкий из подмосковного Красноармейска в 6 лет начал делать роботов по мотивам детских сказок: самоходная радиоуправляемая печка, поющие колобки, избушки на курьих ножках — все это было только начало. В 9 он уже собрал оригинальную модель лунохода, а в 11 сконструировал роботов, которые управляются через USB-интерфейс, и машины, передающие друг другу информацию о приближении и столкновении. С первого класса вундеркинд выставляет свои работы на конкурсах юных дарований со студентами МГУ и Бауманки. Сейчас Диме Сухотскому 15, и он разработал алгоритм, по которому машины исследуют окружающие объекты. Агентство передовых оборонных разработок Минобороны США пригласило Диму поучаствовать в гонках роботов-автономов DARPA Grand Challenge. Робот-беспилотник, по условиям конкурса, должен проехать 200 километров по пустыне. В случае военных действий он сможет минимизировать потери личного состава. Приз за создание такого чуда составит $2 млн.
Платежеспособность детей слишком зависит от кошелька родителей. Может, именно поэтому юные умы не покидает идея получить желаемое немножко «бесплатнее». 17-летний румынский школьник Ионут Будистану, который два года назад создал новую систему автономного управления автомобилем, был озадачен дороговизной беспилотников. А выжимать сцепление в XXI веке, по его мнению, странно и скучно. Трудно сказать, сколько локтей изгрызли в компании Google, когда их дорогой 3D-радар высокого разрешения за $100 тыс., который лежит в основе технологии автоматического управления авто, был заменен дешевым аналогом. Беспилотную систему Будистану можно будет поставить практически в любой современный автомобиль, а цена вопроса — $4 тыс. За свое изобретение подросток получил от Intel премию в $75 тыс.
Можно предположить, что именно детский страх темноты вдохновил украинского школьника Андрея Ходурского на разработку уникальной и очень дешевой системы освещения дорог для автомобилей. Еще в 1985 году в США пытались как-то улучшить фары машин. Двадцать лет мучились, но толком ничего не вышло. За дело взялся вундеркинд. А началось все с того, что подросток вместе с родителями путешествовал по темным ночным дорогам Украины, после чего в течение следующих двух лет успешно экспериментировал со светом отцовской «Нивы». Разработанные мальчиком дополнительные фары имеют очевидные преимущества: не слепят водителей встречного транспорта, в два с половиной раза увеличивают освещение ночной дороги, подходят для любого автомобиля (не зря на «Ниве» экспериментировал) и стоят около $200, в отличие от дорогих биксеноновых ламп, которые не на все авто поставишь. Сейчас Андрею 17 лет, он уже запатентовал свое изобретение и получил медаль Всемирной организации интеллектуальной собственности.
Белорусский подросток Александр Козлов из Гродно, видимо, очень хотел авто, но для отечественного старшеклассника покупка выходила слишком дорогая. Вот парень и сделал себе машину самостоятельно. Его электромобиль способен развивать скорость до 35 км/ч, проезжает на одной зарядке 100 километров, а «заправить» его на такое расстояние можно даже на карманные деньги.
Современные экологические тренды не могли не коснуться и детских умов. 17-летний Парам Джагги из американского штата Техас очень впечатлился количеством выхлопов на дорогах. Подросток частично решил проблему, за что уже успел получить множество наград. Революционная разработка Algae Mobile (автомобильные водоросли) представляет собой прибор, работающий на основе фотосинтеза: в выхлопную трубу авто вставляется устройство, в алюминиевом корпусе которого расположена колба, заполненная водорослями. Эти самые водоросли при взаимодействии с выхлопными газами превращают углекислый газ в кислород. Остается надеяться, что разработка быстро дойдет до владельцев старых вонючих «корчей».
Украинский подросток Александр Авраменко пошел еще дальше и запатентовал первый летающий электромобиль. Его «Эко-Григ» представляет собой гибрид вертолета и электрокара. Особого внимания заслуживает корпус из конопляных волокон. По мнению юного изобретателя, именно это делает устройство таким легким, дешевым и износостойким. Летающее авто работает на водороде. Электроэнергию для полетов «Эко-Григ» получает за счет химреакций с водородом в специальных топливных ячейках. Подросток установил на нем два электродвигателя, оборудовал джойстиком и бортовым компьютером. Планируется, что ноу-хау будет активно использоваться в сельской местности и упростит жизнь коммунальным службам. А мальчик продолжает совершенствовать свою разработку в Малой Академии наук Украины. Скоро его летающий автомобиль будет вмещать двух пассажиров и небольшой груз.
Старшеклассник Дмитрий Прохоров из села Верхопенье Белгородской области России, видимо, сразу рассчитывал заработать на своем изобретении: определил и целевую аудиторию, и полезность. Снимать и устанавливать двигатель — задача нелегкая. Подросток предложил дешевое и простое решение проблемы, а заодно и сконструировал первую модель механического подъемного устройства для двигателя, которое с радостью приобретут владельцы автосервисов. За свой проект парень получил награду от фирмы Siemens на конкурсе научно-инновационных работ среди старшеклассников.
В случае с 15-летним Ярославом Бирюковым из Саранска можно сказать, что природа отдохнула на детях и оторвалась на внуках. Два года назад мальчик был признан самым молодым изобретателем России. Благо возраст в заявке на патент указывать не нужно — проволочек избежали. Дед мальчика — тоже изобретатель, обладатель трех патентов. Правда, с последним — на усовершенствованный глушитель — у мужчины не срослось, «остаточный» шум был на три децибела выше нормы. Юный гений решил эту проблему. Он снабдил выходное отверстие глушителя перфорированным конусом (по подсказке мамы-пианистки), и шум стал рассеиваться гораздо эффективнее. Эта идея и стала изюминкой изобретения, а заодно подняла КПД двигателя. Талантливого подростка сразу же пригласили для сотрудничества в омское конструкторское бюро.
Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. vv@onliner.by