Сегодня сегмент премиум-вседорожников просто ломится от новинок. «Немецкая тройка» меняет поколение за поколением свои «лакшери-SUV». Японские дочерние премиум-марки тоже не дремлют. Даже Hyundai уже «принюхивается» к сегменту дорогих кроссоверов. Это один из самых быстрорастущих автомобильных классов за последние 20 лет. А ведь до появления Range Rover никто и понятия не имел, что проходимый автомобиль может быть еще и комфортабельным. Сегодня «отцу» премиум-внедорожников исполнилось 45 лет. Задувайте свечи, владельцы Range Rover!
Road Rover
Выпуск первого Range Rover начался в июне 1970 года, но эксперименты по созданию комфортного внедорожника компания Rover вела еще в начале 1950-х. Были попытки сделать внедорожник из моноприводного Rover P4 (автомобиль назывался Road Rover). Команда инженеров из Gordon Dennis Bashford принимала участие в проекте и запланировала выпуск подобной машины на 1958 год. Но совещание по началу разработки серийного внедорожника с премиальным салоном состоялось в Великобритании лишь в 1966-м, когда руководство Rover окончательно приняло решение выпускать подобную машину.
Первый Range Rover (1970—1996)
В 1969—1970 годах было построено 26 тестовых экземпляров предсерийного Range Rover, которые отличались от будущей машины лишь оптикой и решеткой радиатора. Над финальной версией Range Rover трудились четыре компании, предлагая массу различных прототипов и дизайнерских решений. И работа того стоила — автомобиль получился настолько удачным, что продержался на конвейере до 1996 года! Но не будем забегать вперед.
Первый публичный показ Range Rover I состоялся в Париже в Musеe du Louvre. Эксперты называли автомобиль «образцовой работой промышленного дизайна». И тогда у модели начались приключения. В 1972 году, задолго до появления традиционных «лэнд-роверовских» экспедиций, состоялся пробег новеньких Range Rover между Северной и Южной Америкой, включая проезд по Дарьенскому пробелу (неосвоенная территория на границе Центральной и Южной Америки). До сих пор в Британском промышленном музее (в городе Гейдон) находятся переоборудованные Range Rover, принимавшие участие в этой экспедиции.
Сегодня крупнейшим потребителем дорогих внедорожников в мире является США, но первый Range Rover официально «доехал» до Штатов лишь в 1987 году (спустя 17 лет после старта производства!). Хотя автомобиль там уже хорошо знали благодаря «серому» рынку. До этого Land Rover вообще не продавали свои автомобили на территории Северной Америки.
История у первого Range Rover богаче, чем у трех остальных вместе взятых. Каких только модификаций не делали на базе этого роскошного (для своего времени) внедорожника. Полицейский автомобиль, парадная машина, «папомобиль» (для Иоанна Павла II), бронированные, гоночные Camel Trophy, пожарные, скорые… Были 3- и 5-дверные версии. Британцы выпустили 25 экземпляров первого Range Rover Autobiography, которые сейчас стоят как новый Range Rover. Последний серьезный рестайлинг автомобиль пережил в 1986 году и покинул конвейер лишь в 1996-м, когда уже два года на рынке присутствовал второй Range. Рынок в прямом смысле слова не хотел «отпускать» эту модель!
Второй Range Rover (1994—2002)
В Беларуси практически невозможно встретить первое поколение Range Rover. Зато второе пользуется большой популярностью на рынке «бэушек». Есть неплохие варианты за тысяч 7—8 долларов. Но когда появился Range Rover II (1994 год), его могли позволить себе далеко не все. Он стоил сопоставимо с немецкими седанами высшего класса. Но и уровень комфорта предлагал не хуже тогдашнего S-Class. Для автомобиля предложили новую линейку «роверовских» движков V8. Range Rover второго поколения можно было заказать с 2,5-литровым «дизелем» BMW. Немецкий производитель выкупил убыточный Land Rover в 1994 году и продал «Форду» шесть лет спустя.
Данное поколение Range Rover (заводской индекс P38A) лишилось 3-дверного кузова. Кроме того, второй «рэндж» стал последней моделью в линейке, которая была доступна с механической коробкой передач. В отличие от своего «отца», этот внедорожник дебютировал во время конкуренции в своем сегменте. Поэтому Range Rover получил большой список доступных опций, дистанцировавшись от Land Rover Discovery.
В основе автомобиля по-прежнему лежала рама и полноприводная трансмиссия. С 1999 года на Range Rover начали ставить 8-цилиндровые двигатели от BMW 7-Series. Внедорожник оснащали электронной пневматической подвеской (EAS), которая в зависимости от скорости сама регулировала дорожный просвет (было пять положений: Access, Highway, Standard, Off-Road и Off-Road Extended). В Европе было продано много дизельных Range Rover II. Подавляющее большинство выпущенных экземпляров оборудованы «автоматом».
Третий Range Rover (2002—2012)
Range Rover второго поколения «прожил» совсем немного — восемь лет. Пока это самый короткий срок для данной модели. И дело совсем не в «неудачности». Компания Ford была вынуждена работать над новым поколением Range Rover, т. к. доставшаяся им по наследству от BMW модель не дотягивала до уже представленных BMW X5 и Mercedes ML. Это касалось как материалов отделки, так и «дорожного» поведения. Как показал опыт, в серьезное бездорожье владельцы Range Rover не спешат и любители экспедиций по непролазным местам предпочитают Discovery.
Третье поколение Range Rover стало намного более роскошным и представительским, оставив позади всех конкурентов. Долгое время автомобиль был самым дорогим в своем сегменте. Даже вторые поколения ML и X5 не дотягивали по комфорту до «британца». При этом Range Rover оставался самым «проходимым» автомобилем в своем классе.
Range Rover III стал очень удачной моделью, опередив время. Даже в конце первого десятилетия 21-го века внедорожник пользовался хорошим спросом. В 2005 году на рынке появился первый Range Rover Sport, который базировался на шасси Discovery 3 (2004 год), но внешне многим напоминал старшего «брата». Первый «спорт» не является самой удачной моделью Land Rover, поэтому его преемника (2013 год) построили на платформе «большого» Range Rover.
Четвертый Range Rover (2012 — настоящее время)
Нынешнее поколение флагмана британского производителя продолжает традицию своих «предков». Он предлагает высочайший уровень комфорта при впечатляющих внедорожных характеристиках. Даже если умудриться вывесить машину на два колеса, у нее откроются/закроются все двери. Такой трюк британцы любят делать на презентациях автомобиля.
С 2014 года на рынке присутствует удлиненная модификация Range Rover c двумя отдельными креслами сзади. Эта версия лишила модель недостатка пространства для пассажиров второго ряда. Большинство Range Rover продаются в топовых вариантах с максимальным количеством опций. Формально, с автомобилем конкурируют немецкие производители. Но покупатели большого британского внедорожника считают, что у Range Rover нет конкурентов.
Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. vv@onliner.by