Мальорка: клумбы вместо светофоров и прокат машин за 10 евро в день

 
19 июля 2015 в 10:30
Источник: Яра Горина. Фото: Дмитрий Григорьев
Источник: Яра Горина. Фото: Дмитрий Григорьев

По мнению Миши Шуфутинского, этот остров способен значительно украсить сны. И даже о местной зиме написан целый роман, благодаря которому к месту вдохновения писательницы Жорж Санд совершаются настоящие паломничества. Там же можно и ее возлюбленного Шопена послушать. Правда, вряд ли именитые авторы могут рассказать о трассах и автомобилях этой испанской территории, отрезанной от материка. А вот наш постоянный читатель Дмитрий, месяц назад вернувшийся из семейного отпуска, смог — он поделился с Onliner.by своими впечатлениями о Мальорке и романтике островных дорог.

* * *

На Мальорку мы отправились большой компанией — девять человек. Фактически три поколения семьи решили провести отдых вместе. Сын с семьей отдыхал на острове второй раз, поэтому нам было проще ориентироваться в местных правилах.

Сразу впечатлили масштабы аэропорта Palma de Mallorca — восемь терминалов практически одновременно принимают лайнеры со всех стран мира и, чтобы добраться до багажа, нужно преодолеть множество залов с 3—4 эскалаторами. При этом вещи мы получили очень быстро и без заминки.

Следует сказать, что добраться из аэропорта в любую точку острова не составляет никаких проблем. Транспорт на Мальорке развит очень хорошо — от железной дороги до велорикш. Местная железная дорога, к слову, недавно справила вековой юбилей. Очень много рейсовых автобусов.

Прокат машин — совсем недорогой и, пожалуй, самый популярный выбор туристов. Есть один нюанс: автомобиль желательно бронировать заранее, а не в аэропорту. Удобнее и дешевле воспользоваться услугами специализированных центров. Например, мы выбрали Centauro rent a car и уже перед аэровокзалом увидели автобусы этого центра, которые бесплатно доставили нас в агентство проката. Тогда же мы впервые обратили внимание на дисциплинированность местных водителей. Автобусы рассчитаны на восемь человек, а нас девять. Несмотря на то, что с нами было три маленьких ребенка, нам не разрешили взять одного малыша на руки и доехать «без места». Раз сидений восемь — то исключений быть не может, поедут восемь пассажиров. Все это утверждалось, конечно, очень вежливым тоном: мол, правила есть правила. Пришлось разделяться, автобусов хватило на всех.

Оплата за машину в выбранной нами фирме производится только по карточке. Нам предложили более 10 моделей авто, причем почти все совершенно новые. Остановились на «свежем» Ford Fiesta, в котором еще не выветрился запах конвейера, с полным баком топлива. Сдавать автомобиль необходимо тоже с полным баком, а вот мыть не обязательно — у центра своя мойка. Больше всего удивили цены: аренда машины на 7 дней обошлась нам в 75 евро. Следует учесть, что потребуют оставить залог. Мы брали два авто, и сумма залога составила 1500 евро. Деньги на карточку возвратили где-то через неделю.

Приехали к ночи и половину острова — путь от административного центра города Пальма до дальнего побережья — пересекли в темное время суток. Но дороги Мальорки так хорошо освещены, что поначалу создавалось ощущение какой-то неправильности происходящего: вроде ночь, а светло как днем. «Верхнее» освещение от фонарей, подсветка снизу и, плюс к этому, отражение дорожной разметки. Это была одна из крупных трасс, которые пересекают практически весь остров. Разрешена скорость в 100—120 км/ч, но она ограничивается конструктивно — перекрестками, которые расположены на небольших расстояниях. Бывает, что и разогнаться как следует не успеваешь. Так же, как пересечения, часто встречаются и заправки. Расстояние от Пальмы до побережья — всего около 70 км, и миновали мы их за 2,5 часа.

Отдыхают на Мальорке европейцы. Остров является испанской автономией, но приезжают в основном скандинавы. Немало туристов из Германии, Италии. По-русски поговорить не с кем. Остров совсем маленький (площадью чуть более 3 тыс. км), но по ощущениям — бескрайние просторы. Вероятно, потому, что густонаселенным там является именно побережье, а вот центр острова — пустынный. Кое-где можно увидеть милейший одинокий домик — настоящий хутор. Пожалуй, это можно объяснить тем, что основная хозяйственная отрасль на Мальорке — овцеводство. Стада мы тоже видели, но ни в коем случае не на проезжей части: везде встречаются огороженные загоны — истинно пастораль. Заодно удивились многообразию всяческих фруктов — прямо на автомобильной карте были отмечены недорогие торговые центры. Мы — опытные путешественники, но еще не встречали мест, где в зале магазина можно было бы сделать иллюстрации к какой-нибудь энциклопедии овощей и фруктов.

Заблудиться на острове невозможно. Перед каждым перекрестком установлены указатели направления движения, а на повороте — дополнительная дублирующая табличка.

Интересно, что на Мальорке совсем нет светофоров, их тут заменяют клумбы, усыпанные цветами, украшенные необычными статуями или скульптурами. Встречались столь живописные образцы, что невольно приходилось отвлекаться от управления машиной. На подъезде к перекресткам расположены «спящие полицейские» с шумовыми полосами. Стоит заметить, они невысокие и довольно мягкие. На всех пересечениях организовано круговое движение. Конечно, преимущество у тех, кто едет по кругу, но и «влезть» никто не пытается. На мой взгляд, в этом заключается простота и эффективность местной организации движения как в городе, так и за его пределами.

Не знаю, с чем это связано, но особая дисциплинированность местных водителей заражает всех остальных. За все время мы видели лишь пару случаев обгона, и это казалось чем-то исключительным. Представьте, что абсолютно все водители невероятно корректны на дороге, не превышают скорость и тщательно соблюдают правила. Тем, кто приезжает на Мальорку, следует поступать так же хотя бы потому, что штрафы за нарушения там пугающе большие. Например, за неправильную парковку — от 90 евро, а за разговоры по мобильнику за рулем — 300. Правда, за все время отдыха мы не увидели ни одного полицейского, да и камер скорости не приметили. А вот устройства экстренного вызова вдоль автострады встречали неоднократно.

Стоит сказать и о некоторых различиях в ПДД. В городах действует ограничение скорости 50 км/ч, а перед пешеходными переходами необходимо останавливаться за много метров. Местные водители начинают тормозить заблаговременно, даже если пешеход выглядит раздумывающим.

Дороги на Мальорке не просто хорошие, а идеальные: ровные, совсем не видно следов ямочного ремонта. По всей видимости, асфальт если и заменяется, то полностью и на большом участке. Крупные трассы — двухполосные (для каждого направления), разметка яркая и очень четкая. Иногда у нас создавалось впечатление, что дорогу вот-вот проложили и только недавно нанесли разметку. Вероятно, целостность и износостойкость покрытия можно объяснить отсутствием перепада температур и особенностью рельефа. Местность скалистая, никаких топей и болотистых участков. Асфальт в таких условиях прокладывать легче, и он дольше служит.

Безусловно, наличие возвышенностей подразумевает и огромное количество поворотов. Правда, горы на Мальорке маленькие, классического серпантина, от езды по которому захватывает дух, тут не встретишь. Можно предположить, что местные проектировщики не слишком уважают горные дороги в целом, поскольку в наиболее скалистых районах попросту прорублены тоннели, ведущие к побережью. Таких тоннелей очень много, и местами они вытягиваются на более чем 5 км.

Движение в городе не слишком интенсивное. Всё же торопиться на отдыхе некуда. Машины преимущественно небольшие и малолитражные. Самые популярные марки — Seat, Volkswagen, BMW и Mercedes. Автомобилей производства США на дорогах не встретишь — парочку «американцев» мы приметили лишь в салоне проката. Абсолютное большинство машин на Мальорке новые. А если и встречаются немолодые модели, то выглядят они свежими. Объясняется это выгодным и удобным автокредитованием.

Можете представить наше удивление от вида новехоньких авто с помятыми бамперами. Дело в том, что города на Мальорке очень старые: улочки узенькие, витые, строились с расчетом на осликов с тележками, но никак не на машины. Конечно, если подъезд ограничен, а в багажнике пару мешков апельсинов, попытки втиснуть свой автомобиль поближе к дому будут неизбежны. Результатов таких попыток мы видели предостаточно, а заполненности дворов можно только посочувствовать. Мы решили поучиться на чужих ошибках и на узкие улочки не совались, тем более что современных дорог вполне хватает.

Все парковки в городах — платные. Признаюсь, мы даже не узнавали их стоимость, поскольку сын уже бывал на Мальорке и знал места, где можно припарковаться бесплатно и не нарушая правил. Конечно, от места такой стоянки нужно было пройтись.

Разумеется, отдыхающих на Мальорке в первую очередь притягивает море. Вдоль побережья тоже организован проезд — однополосная дорога с односторонним движением. Фактически бездорожья там нет вообще. Заметили немало точек проката велосипедов, впечатлили виадуки, которые в сочетании с местным ландшафтом смотрятся просто сказочно. Но главное, что даже сейчас нас не покидают воспоминания об особом аромате Мальорки: бодрящем, цитрусовом, с ноткой горечи свежего миндаля, вкус которого, пожалуй, вообще невозможно забыть.

* * *

...Наверняка не только у нас есть путевые заметки. Если считаете, что ваши фотоотчеты с комментариями о зарубежных поселках, городах, регионах достойны внимания, присылайте их на ga@onliner.by.

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by