Въехав в Ляховичский район, мы словно оказались в образцовом месте, где ПДД стараются соблюдать реально, а не номинально. Вы можете, например, представить, что большинство пассажиров на заднем сиденье пристегнуты? А велосипедисты ездят с зеркалом и световозвращателями и показывают повороты. Даже в крупных населенных пунктах, где традиционно повышенное внимание ГАИ, такого нет. А может, потому что Ляховичи — город маленький и все на виду? В уникальной ситуации корреспонденты Onliner.by разбирались во время репортажа.
Этот городок живет в тени Барановичей. Туда ведет прямая дорога, днем раз в час ходит автобус. Собственно, все учетные аварии в текущем году «привезли» именно жители соседнего райцентра, «транзитчики». В 2015-м на территории Ляховичского района произошло всего два таких ДТП. На Пасху женщина, жительница Барановичей, не справилась с управлением, выехала на обочину, и машина опрокинулась. Погиб ее 50-летний пассажир. А в конце июня пьяный «бесправник» (из этого же города) на BMW вылетел в кювет. Пострадал он сам и его теща.
Так что инструкции начальника ГАИ Ляховичского района Сергея Житко перед очередным дежурством инспекторов очевидны: «Особое внимание на использование средств пассивной безопасности, то есть ремней, в том числе пассажирами, находящимися на заднем сиденье. А также на соблюдение скоростных режимов на трассе Р43 граница России — Кричев — Бобруйск — Ивацевичи».
Сначала выезжаем с экипажем ДПС на центральную улицу Ляховичей — ул. Ленина. По пути замечаем, что улочки узенькие, особо не разгонишься, а там, где прямая, обязательно «спящий полицейский». Поэтому скорости маленькие, отсюда и низкое число ДТП с пешеходами.
Но дело не только в конструктивных особенностях. Местные жители хорошо знают, что контроль со стороны ГАИ постоянный. В городе, районе, деревнях часто дежурят инспекторы. На этот раз останавливаемся недалеко от здания райисполкома. Здесь много транзитных машин — с номерами Минска, Минской области, даже российскими регистрационными знаками.
Инспектор ДПС Виталий Шкляник, проработавший в Ляховичах 19 лет, останавливает Opel Meriva. Водитель усмехается: «Сколько тут езжу, и каждый раз тормозят». С документами, автомобилем все в порядке, и через минуту он продолжает путь.
А вот из радиатора старенького Peugeot, который также был остановлен сотрудником ГАИ, буквально хлещет охлаждающая жидкость. «Да, надо смотреть», — соглашается с замечанием инспектора мужчина, находящийся за рулем.
Часто в небольших городках, где все друг друга знают и передвигаются на небольшие расстояния, на некоторые пункты ПДД закрывают глаза. Пристегиваться? Так мне ж всего квартал проехать. Техосмотр не прошел? Ну ты знаешь, я раз в год на своем «тарантасе» выезжаю. Но в Ляховичах все по-другому. Первое, что бросается в глаза, — абсолютное большинство водителей и пассажиров пристегнуты. Даже на задних сиденьях!
— Около года назад мы стали обращать большое внимание на это нарушение, — рассказывают сотрудники ДПС. — Многие даже не подозревали, что задние пассажиры тоже должны быть пристегнуты, искренне удивлялись. Хотя какая разница, где находится человек в машине? В салоне он не зафиксирован и в результате аварии может вылететь через боковое стекло, получить тяжелейшие травмы, ударившись о кресла, приборную панель, стойки и так далее. Кроме того, при резкой остановке тело получает ускорение и наносит сокрушительный удар по сидящему впереди водителю или пассажиру, пусть тот и пристегнут.
Сначала инспекторы просто предупреждали, а потом начали штрафовать. Всего в Ляховичском районе живет 26 тысяч человек — целевая аудитория небольшая и автомобилистов очень быстро удалось приучить. Не всех, конечно. Нельзя обязать соблюдать ПДД 100% участников процесса. Даже в странах с развитой системой дорожного движения (Швеция, Нидерланды, Великобритания) при эффективной публичной кампании, должном контроле и разумных ограничениях пристегиваются около 85—90% пассажиров. Это максимум, на который можно рассчитывать.
Замечаем, как в проезжающем мимо Renault Laguna явно по команде взрослого прячется ребенок. Инспектор, тоже обративший внимание на движение в салоне, останавливает водителя. Тот раздосадован. Испуганной девочке, которая сидит на корточках между сиденьями, всего шесть лет. По правилам она должна ехать «в детском удерживающем устройстве, соответствующем весу и росту ребенка». Но такого в машине нет.
— Не с кем было оставить! — объясняет мужчина.
Ранее за это нарушение он не привлекался. Теперь придется заплатить 0,5 базовой величины (сейчас — 90 тысяч рублей).
— Почему не купите бустер или подушку для сидения? — спрашивает Виталий Шкляник, составляя протокол. — Это даже экономически выгодно. Обойдется дешевле, чем максимальный штраф в 2 б. в. (360 тысяч рублей). Если же в течение года вас остановят за это нарушение повторно, то штраф составит от 2 до 8 б. в.
— Няма калi… З гэтымi работамi, — разводит руками водитель. Спустя несколько минут, озадаченный, он отправляется к своему автомобилю.
Проблема перевозки детей не так проста, как кажется на первый взгляд. Да, с начала этого года родителей обязали иметь детские удерживающие устройства. Но не всегда это требование легко соблюдать. Например, иногда ребенка просят подвезти знакомые, родственники, соседи. Неужели будешь ради одного раза покупать кресло? Брать напрокат? А много ли предпринимателей, которые предоставляют такие услуги, тем более в провинции?
С другой стороны, эта мера вводилась для снижения детской аварийности. Перед ДТП вы ведь не скажете: подождите, не сталкивайтесь, я сейчас кресло поставлю, потому что в машине ребенок... Итальянец или немец просто не повезут детей, пока те не будут зафиксированы соответствующим образом. Полицию разговоры о факторе чужого автомобиля не устраивают. У нас порядки только начинают формироваться.
Дорожная проверка продолжается. Несмотря на то что в небольшом районе все друг друга знают, хорошо известно и о принципиальной позиции ГАИ. Причем не только в присутствии журналистов. Это все знают. Например, следующий остановленный водитель — на Volkswagen Passat — лично знаком с инспектором, но от штрафа это его не уберегло.
Как оказалось, прицеп не прошел техосмотр. «Там рама заварена, и не видно номера. Но решу эту проблему обязательно», — заверяет мужчина. Кстати, это типичная проблема со старыми прицепами. Штраф за отсутствие ТО — от 1 до 3 б. в.
Ну а мы уже едем на дорогу Р4 Барановичи — Ляховичи. Трафик на «двухполоске» постоянный: грузовики, автобусы, легковушки. Мест концентрации ДТП нет. Но аварийно опасные участки имеются. Как правило, на них установлены знаки «Обгон запрещен». Сотрудник ГАИ хочет проверить, как соблюдаются требования.
Не успевает патрульная машина остановиться, как в запрещенном месте Opel Vectra идет на обгон. Место действительно опасное: возвышенность, рядом перекресток, обзор закрыт. Несколько лет назад здесь было лобовое столкновение со смертельным исходом.
— Впереди ехал грузовик. У него скорость всего 40 км/ч. Вот я и пошел… — объясняет водитель универсала.
— А как вы его скорость определили? — спрашивает инспектор.
— По своему спидометру.
С нарушением мужчина согласен. На месте оплачивает штраф в 1 б. в. Между тем средняя скорость потока резко снижается: двигаются 60 км/ч там, где разрешено 90 км/ч. Очевидно, что водители предупреждают друг друга морганием фар. Это хорошая реакция. В идеале у автомобилистов должно отложиться в памяти — здесь часто дежурит ГАИ, лучше не рисковать.
Через полчаса снимаемся с точки и отправляемся в ближайшие деревни. Здесь тоже никто появлению машины с красным и синим маячками не удивляется. Видно, что привыкли.
— Мужчина, остановитесь, — Виталий Шкляник замечает велосипедиста, который едет навстречу движению.
Сельчанин работает на ферме, к его велосипеду прикреплены вилы. Сейчас возвращается домой после трудового дня. У ГАИ претензии к транспортному средству — нет зеркала заднего вида, световозвращателей. Есть только один катафот сбоку.
— Давайте я вам покажу ПДД, — говорит сотрудник ДПС.
— А зачем мне правила? Приеду на ферму, оставлю велосипед, а катафоты пьяницы поснимают…
Выясняется, что мужчина в прошлом сам был автомобилистом, но после инсульта частично отказала рука. С необходимостью дотошно соблюдать ПДД категорически не согласен. Ну вот что с такими делать?
Еще одним открытием для нас стало требование к велосипедистам. Абсолютное большинство в Ляховичах ездят с зеркалами заднего вида и световозвращателями. Здесь многие передвигаются на этом двухколесном транспортном средстве, выезжают на дорогу, рукой показывают повороты. Даже в Минске такого не встретишь...
После небольшого рейда по деревням выезжаем на трассу Р43 граница России — Кричев — Бобруйск — Ивацевичи, где были зафиксированы два учетных ДТП в этом году. Инспектор Александр Радзевич в салоне автомобиля настраивает «Визир».
Около часа, несмотря на невыносимую жару, прибор исправно работал, регистрировал скорость, но превышения ни у кого зафиксировано не было. Отличный результат! Да, водители предупреждали друг друга. А еще они знают принципиальную позицию ГАИ Ляховичского района: за повторное в течение года превышение скорости более чем на 20 км/ч всех лишают прав. Насколько оправданна столь жесткая мера, вопрос дискуссионный, но тут такие порядки.
Остановлен был только мотоциклист, ехавший без ближнего света фар. Тоже житель Барановичей, был не в курсе, бывает...
Вновь перемещаемся на дорогу Р4 Ляховичи — Барановичи. Во время рутинной проверки документов обнаруживается, что у одного из водителей нет отметки о пройденном техосмотре.
Парень на Volkswagen Passat говорит, что нет времени. Обычно в таких случаях автомобилисты называют разные причины. Но во время репортажа стало очевидно, что это стало масштабной проблемой. После введения госпошлины за пользование дорогами, которую привязали к прохождению ТО, желающих пройти процедуру стало еще меньше.
— Ну а как с пьяными у вас? — спрашиваем.
— Бывает, задерживаем вечером в деревнях. В конце рабочего дня акцент в основном делаем на них. В город никто даже не пытается ехать. Активно боремся с еще одной категорией — «бесправниками». Они, как правило, выбирают объездные маршруты. А мы тут как тут, — отвечают в ГАИ.
Окраина Ляховичей как раз такое место. Однако вновь в течение часа грубых нарушителей выявлено не было. Лишь женщина, ехавшая на Renault Scenic, не знала, что пассажиров сзади тоже надо пристегивать. Ее удивила принципиальность инспекторов: «Штраф? Да еще нарушение в талон?» Тем не менее…
После того как ГАИ Брестской области возглавил Сергей Талатай, в регионе произошли определенные изменения. Например, экипажи ДПС дежурят в соседних районах, вводятся методы стимуляции для более эффективной и беспристрастной работы инспекторов. Но все равно Ляховичский район в этом смысле стоит особняком.
Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by