Девушка закрыла спичечный коробок боковым зеркалом. А вы так «У»меете?

 
22 августа 2015 в 8:00
Автор: Андрей Журов. Фото: Влад Борисевич
Автор: Андрей Журов. Фото: Влад Борисевич

Городская проблема, на которую постоянно обращает внимание ГАИ: даже после обучения в автошколе не все водители умеют парковаться! Следствие этому — большое число мелких дворовых ДТП. Иногда диву даешься, как безобразно оставляют машины автомобилисты. Анна, которая участвует в нашем проекте, говорит, что старается поставить свою Toyota аккуратно. Но призналась, что парковка занимает до 10 минут и из-за этого она даже может опоздать на важную встречу. Как быстро и четко выполнить «диагоналку»? Отвечает Юрий Краснов.

— Например, мне не очень комфортно парковаться на односторонней части ул. К. Маркса, — пожаловалась девушка. — Ты готовишься выполнить «диагоналку», а сзади уже подъезжают и мешают сдать назад.

Это типичная проблема в городе. Водители выходят из ситуации по-разному. Одни не утруждают себя диагональной парковкой вовсе — просто засовывают нос автомобиля в пространство между машинами. В этом случае задняя часть остается торчать в полосе для движения. Другие останавливаются и ждут, пока задние авто не уедут. Юрий Краснов обещает научить выполнять маневр быстро и понятно для других участников дорожного движения.

Но начать преподаватель предлагает с азов — движения задним ходом на автодроме Минского государственного автомеханического колледжа. Он достает спичечный коробок, открывает и подносит к боковому зеркалу. Анне нужно аккуратно сдать назад, задвинуть крышечку, но не сдвинуть сам коробок. Ажурная работа!

Все осложняется тем, что в Toyota Yaris установлена роботизированная коробка. Была бы «механика» или «автомат», можно было бы тихонечко подъезжать. Но при снижении скорости «робот» выключает передачу, а на горке машина и вовсе откатывается. Если же нажать на педаль газа — передача включается резко. Инструктор предлагает поддерживать такие обороты, чтобы передача не выключалась, и притормаживать ручником.

— Классно! — Анна, попробовав новый для себя способ, нашла его эффективным. — Я раньше подозревала, что, скорее всего, нужно в подобных ситуациях помогать себе ручником, но не знала, как сделать это грамотно, и не нанесут ли эти манипуляции вреда автомобилю.

Однако сразу закрыть спичечный коробок у нее не получилось. Машина все равно двигалась не плавно, а рывками. Тогда инструктор сам садится за руль: «На парковке очень важно уметь двигаться медленно и работать рулем быстро». У него с ходу получается закрыть картонку.

— Робот грубоватый для таких маневров, — соглашается преподаватель. — Это упражнение с ним тяжеловато выполнять.

— Вот видите, это не я, — подтверждает девушка. — Давайте я попробую как раньше, без ручника.

Скажем так, упражнение выполнено на твердую «четверку». Юрий Краснов рекомендует половчее работать с педалью газа, что позволит не откатываться автомобилю. По его словам, частой ошибкой многих водителей при парковке является относительно большая скорость. Они пытаются залихватски поставить авто, а в итоге получается криво-косо и слишком близко к стоящей рядом машине.

Чтобы девушка на авто не откатывалась, инструктор ставит перед машиной водоналивной блок. Стимул действенный! Анна не позволила автомобилю отъехать ни на сантиметр: «Раньше это было моей большой проблемой».

Следующее задание. Девушке надо, двигаясь задним ходом, объезжать объект. «Во время первого занятия было заметно, что ты часто оглядывалась по сторонам. Теперь придется ориентироваться по зеркалам», — предупреждает преподаватель.

Сразу не очень получается оставлять минимальное расстояние между блоком и автомобилем. Сказываются робость и боязнь задеть препятствие. Но с каждой попыткой боковой интервал сокращался. Потом девушка стала объезжать щит с другой стороны. Ключевой совет инструктора: в узком проезде необходимо оставить минимально безопасное расстояние между препятствием и боком автомобиля. Это позволит «зарезервировать» поле для маневра и легко корректировать положение машины.

«Гараж»! Этот элемент обязательно отрабатывают на площадках в автошколах. Обычно инструкторы просят выполнять заезд задним ходом, поворачивая на 90 градусов. Но Юрий Краснов предлагает в реальной ситуации действовать по-другому: «Сначала нужно „забронировать“ место — обозначить, что ты собралась здесь поставить машину. Для этого подъезжай вплотную к свободному месту. Затем возьми чуть в сторону, повернув машину так, чтобы задняя часть „смотрела“ в створ парковочного места. Тут тот же принцип: чем ближе боковой интервал к другой стоящей машине (в данном случае к Renault), тем лучше. Но даже если не удалось сразу поставить идеально, можно слегка выехать вперед и перепарковаться».

После советов преподавателя у девушки довольно легко выходит это упражнение. Хотя раньше во дворе у нее были с этим проблемы.

А теперь самая фигурная парковка — диагональная. Анна уверяет, что тут как раз сложностей нет. «Ок. Давай посмотрим, как у тебя получится», — просит инструктор.

Без подсказок девушка паркуется и... далеко не идеально. От бордюра до автомобиля остается около метра. Есть над чем поработать!

— Ты изначально допустила ошибку: заехала слишком далеко, боковой интервал также был велик, — начинает разбор преподаватель. — А потом исправлять ситуацию было уже поздно.

За руль садится сам Юрий Краснов. Подъезжая к свободному месту, он включает «аварийку». Это заявление о намерениях, предупреждение для двигающихся следом, мол, либо жди, либо перестраивайся.

Затем преподаватель медленно подъезжает вперед и равняет автомобиль с условной машиной так, чтобы задние части располагались в одну линию. Выкручивает руль вправо до упора и движется до тех пор, пока в боковое зеркало полностью не покажется Renault.

Тогда выравнивает колеса и продолжает движение назад. Задача — научиться понимать, когда выкручивать руль влево, чтобы припарковаться. Но у Краснова есть хитрый прием: умышленно заезжать подальше, чтобы на окончательном этапе упереться задним колесом в бордюр, а потом передним ходом выровнять автомобиль.

После столь подробного инструктажа у Анны сразу получается припарковать машину как надо. Второй, третий раз тоже проходит на ура.

Кажется, на площадке все парковочные упражнения отработаны с лихвой. Анна довольна собой. Краснов доволен Анной. Но у нас всегда возникало сомнение: в спокойной обстановке на автодроме, когда вокруг нет машин, это одно. Совсем другое дело — парковаться в переполненном дворе. Так что выезжаем в город!

На первой же стоянке девушка должна поставить автомобиль в «гаражик». Только вместо стоек — машины. Все по-настоящему. В реальных условиях Анна теряется:

— Забыла, что делать...

— На автодроме все было красиво, а тут, — преподаватель разочарован.

— Я не могу по заказу! — жалуется девушка.

Но, собравшись, она все же втискивает автомобиль на стоянку рядом с другой машиной. Оказалось, что здесь все воспринимается по-другому. Может, потому у нас столько дворовых ДТП? Курсанты отрабатывают упражнение со стойками, ориентируются по флажкам. Но на настоящей парковке теряются. Где все эти ориентиры? Куда рулить?

Теперь «диагоналка» — и снова проблемы. Хотя включена «аварийка» и Анна движется задним ходом, никто не считает нужным останавливаться и ждать. Автомобилисты предпочитают частично выехать на встречную полосу, но не потерять драгоценные 20—30 секунд. Это характерная реакция. Возможно, это сбило девушку. А может, опять-таки совсем другие условия.

Она совершает одну ошибку за другой. Сначала слишком далеко заехала, потом сильно закрутила руль. Попыталась исправить положение — не вышло. В конце концов боковое зеркало упирается в грузовик. Анна нервничает и просит ей не мешать. В это время водитель грузовика сам отъезжает, оставляя пространство для маневра.

Вторая попытка оказалась удачнее. Девушка собралась, была сконцентрирована и успешно выполнила «диагоналку» с первого раза. Здесь такая же проблема, как с «гаражом». Нужны реальные условия. Потому что упражнения со стойками и пластиковыми щитами — это совсем другое.

В конце занятия его участники традиционно подводят итоги. Юрий Краснов: «Парковка в городе была немного смазанной. Но это же совсем другие условия! Новичок теряется в городе, это естественно. А вообще занятие прошло хорошо. Очень рад, что Анна научилась четко выполнять и „диагоналку“, и „гараж“».

Анна: «Раньше при парковке я пыталась представить, как выглядит моя машина сверху и в каком направлении нужно повернуть колеса, чтобы двигаться по задуманной траектории. Но сейчас у меня есть четкий алгоритм действий. Приемы, которым я научилась, очень здорово помогают. Надеюсь, теперь не буду тратить по 10 минут на эту процедуру».

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by